Рабочая программа по финансовой грамотности (5–7 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИСЛАВА ПОСАДСКОГО
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от 27.08.2019 года протокол № 1
Председатель педсовета_______ Т.Б.Подносова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по финансовой грамотности
Уровень образования (класс) основное общее образование 5-7 класс
Количество часов 102
Учитель: Санжиева Евгения Сергеевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №96
Программа разработана в связи с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 с изменениями и дополнениями) и на основе УМК
Цели изучения курса Финансовая грамотность:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансового грамотного поведения;
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье, применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
I. Планируемые результаты освоения учебного курса
Финансовая грамотность. Предметные результаты освоения курса финансовой грамотности на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, банк, социальное пособие, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
использование приемов работы с простой финансовой и статистической информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
умение делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
1. Патриотическое воспитание: ценностному отношению к отечественному и научному наследию, пониманию значения курса Финансовой грамотности в жизни современного общества, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
осознанию себя как члена семьи, общества и государства; пониманию экономических проблем семьи и участию в их обсуждении; пониманию финансовых связей семьи и государства.
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: представлению о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремлению к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей, с позиции нравственных, правовых и финансовых норм с учётом осознания последствий поступков; овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; проявлению самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение; планированию собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участию в принятии решений о семейном бюджете, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; пониманию необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.
3. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлению об основных закономерностях развития финансовой сферы общества, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых финансовых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и — способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
5. Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей.
7. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
8. Приобщение детей к культурному наследию.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка ели деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования поздний и учета интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач по курсу.
Финансовая грамотность (5 класс)
Выпускник научится:
грамотно распоряжаться деньгами.
овладеет начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
нести ответственность за свои поступки; планировать собственный бюджет, предлагать варианты собственного заработка;
разовьёт навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; принимать участие в принятии решении о семейном бюджете.
овладеет понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
Финансовая грамотность (6 класс)
Выпускник научится:
грамотно распоряжаться деньгами.
овладеет начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
овладеет понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.
поймёт основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
поймёт и будет правильно использовать экономические термины;
освоит приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретёт знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет.
Финансовая грамотность (7 класс)
Выпускник научится:
нести ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;
пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
уметь анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
уметь искать различные способы решения финансовых проблем и их оценки;
уметь осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
уметь устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.
II. Содержание учебной программы
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ( 9 ч.)
Основные понятия.
Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Модуль1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (25 ч.)
Занятия Деньги.
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Основные понятия
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Компетенции:
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Перечислять виды денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.
Занятия Доходы семьи.
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия:
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Компетенции:
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Приводить примеры кредитов.
Занятие Расходы семьи.
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия:
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Компетенции:
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Классифицировать виды благ.
• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Занятие Семейный бюджет.
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия:
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Компетенции:
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
• Описывать формы сбережений.
• Описывать последствия превышения расходов над доходами.
• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать
деньги.
Модуль 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ (34 ч.)
Занятие Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные понятия:
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Компетенции:
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и добровольное страхование.
• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
• Сравнивать различные виды страхования.
Занятия ролевая игра «Семейный бюджет».
Модуль 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (16 ч)
Занятия Налоги.
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия:
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка.
Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Компетенции:
• Объяснять, почему государство собирает налоги.
• Приводить примеры налогов.
• Описывать, как и когда платятся налоги.
• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
• Приводить примеры выплаты налогов в семье.
Занятие Социальные пособия.
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия:
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Компетенции:
• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-
водить примеры пособий.
• Находить информацию о социальных выплатах.
Занятия. Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
Модуль 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАцИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС (17 ч.)
Занятие Банковские услуги.
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия:
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции:
• Приводить примеры банковских услуг.
• Описывать условия вкладов и кредитов.
• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.
• Объяснять, почему и как страхуются вклады.
• Находить информацию о вкладах и кредитах.
• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.
• Объяснять условия кредита, приводить примеры.
• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Занятие Собственный бизнес.
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Основные понятия:
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Компетенции:
• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.
• Объяснять, что такое бизнес-план.
• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Занятие Валюта в современном мире.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия:
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Компетенции:
• Приводить примеры валют разных стран.
• Объяснять, что такое валютный курс.
• Находить информацию о валютных курсах.
• Проводить расчёты с валютными курсами.
III. Тематическое планирование
5 класс |
||||||
Раздел |
Количество ча-сов |
Темы |
Количест-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Основ-ные нап-равления воспи-татель-ной деятель-ности |
|
Введение в курс финансо-вая грамот-ность |
9 |
Финансовая грамотность как учебный предмет. |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,3 |
|
Почему важно развивать свою финансовую грамотность |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
5,2,7 |
|||
От чего зависит благосостояние семьи |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ; синтез; сравнение, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
2,1,5 |
|||
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Учимся оценивать свое финансовое поведение |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Модуль 1. Доходы и расходы семьи |
25 |
Деньги: что это такое? Виды денег. |
3 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|
Деньги в разные исторические эпохи. |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,7 |
|||
Фальшивые деньги. |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5,3,7 |
|||
Учебные мини-проекты Деньги |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,8,5,3 |
|||
Откуда берутся деньги? |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Центральный Банк России. |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5 |
|||
Из чего складываются доходы семьи? |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,5,7 |
|||
Куда уходят деньги? |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,5 |
|||
Расходы семьи |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,5 |
|||
Семейный бюджет |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,8,5 |
|||
Урок повторения изученного |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Итоговый урок |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
6 класс |
||||||
Модуль 2. Риски потери денег и имущест-ва и как человек может от этого защитить-ся |
34 |
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,8 |
|
Что такое страхование и для чего оно необходимо |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
3,2,5 |
|||
Что и как можно страховать |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
3,8,7 |
|||
Ролевая игра Страхование |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5 |
|||
Исследуем, что застрахова-но в семье и сколько это стоит |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Как определить надежность страховых компаний |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,7,8,3 |
|||
Как работает страховая компания |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,3,7,8 |
|||
Учебные мини-проекты Страхование |
4 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,3,5 |
|||
Обобщение изученного |
2 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Презента-ции портфолио Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
5 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
7 класс |
||||||
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют |
16 |
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
|
1,2,3 |
|
Что такое налоги и почему их надо платить |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2 |
|||
Какие бывают налоги |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2 |
|||
Учимся считать налоги |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,7,8,5 |
|||
Считаем налоги семьи — ролевая игра |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5,3 |
|||
Сравниваем налоги граждан разных стран |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,7 |
|||
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,5 |
|||
Как работает налоговая служба |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
5,3 |
|||
Налоги — учебные мини-проекты |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Что такое социальные пособия и какие они бывают |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
5,1,2 |
|||
Оформляем социальное пособие-ролевая игра |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Исследуем, какие социальные пособия получают люди |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5,3 |
|||
Социальные пособия — учебные мини-проекты |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Урок обобщения |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Презентации портфолио |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес |
17 |
Для чего нужны банки |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,7,3 |
|||
Какие бывают вклады |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
5,2 |
|||
Что такое кредиты и надо ли их брать |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5,7 |
|||
Изучаем сайт центрального банка РФ |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5,3 |
|||
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,5,8 |
|||
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,7,8,3,5 |
|||
Как работает банк |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3,5 |
|||
Банковские услуги для семьи — учебные мини-проекты |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3 |
|||
Что мы знаем о бизнесе |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
5,3 |
|||
Как открыть фирму |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
5,1,2 |
|||
Для чего нужны бизнес-инкубаторы |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,7,5 |
|||
Открываем фирму — ролевая игра |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
2,7,8,5 |
|||
Что такое валюта и для чего она нужна |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,2,3 |
|||
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
3,5,1,2 |
|||
Урок обобщения |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1-8 |
|||
Презентации портфолио |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
8,3 |
|||
Заключение |
1 |
Обобщение результатов изучения курса |
1 |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к волевому усилию – выбору. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
1,8,2,7 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ.
4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Литература:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: Вако, 2018.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: Вако, 2018.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: Вако, 2018.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: Вако, 2018.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: Вако, 2018.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
5. http://www.ndscalc.ru/
Компьютер
Проектор
|
||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания МАОУ СОШ № 96 от 26.08.2019 г. №1 ________ Л.В.Трубникова
|
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР МАОУ СОШ № 96 от 27.08.2019 г. протокол №1 ____________Н.И.Казеева
|