Конспект урока по географии для 6 класса «Части Мирового океана»

1
0
Материал опубликован 11 March 2023

Части Мирового океана.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг»;

- называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.

Развивающие:

- развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа, контурными картами;

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

Оборудование: раздаточный материал, атласы, контурные карты, ноутбук, проектор, настенная карта «Физическая карта мира».

Ход урока.

Организация начала урока.

Актуализация изученного материала.

Какие оболочки Земли мы уже изучили?

Докажите, что гидросфера – единая оболочка. (Между составными частями есть тесная взаимосвязь. Рассказ о круговороте воды в природе)

Изучение нового материала.

1) Океаны

-Почему планету Земля называют голубой? (Покрыта водой)

-Сегодня мы начинаем исследовать Мировой океан.

-Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан?

(его на картах нет)

-На самом деле Мировой океан — это совокупность всех океанов. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана (показ на слайдах фото разных океанов)

Тихий-166 км²,

Атлантический- 82 км²,

Северный Ледовитый – 12,2 км²,

Индийский 73,6 км²

Задание: Запишите все океаны по мере уменьшения их площади (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек (по карте показываю границы океанов)

-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира.

- Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст параграфа составьте описание океанов по плану (План лежит на каждой парте, ответы – в виде паззлов, каждый из которых нужно «прикрепить» на свое место).

(Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по парам) Оформляют ответы в виде таблицы.

План

Тихий океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

1. Какое место занимает по площади?

Первое

третье

четвертое

второе

2. С какими другими океанами граничит?

Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

Тихим и Атлантическим

Тихим и Атлантическим

Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку

Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северную Америку, Евразию

Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

4. Какова максимальная глубина?

11022 м

7729 м

5527 м

8742 м

Проверка работы. Показ по карте у доски учениками всех океанов.

Составление схемы «Составные части океана» (используя материал учебника)

 

Части Мирового океана

2) просмотр слайдов презентации с определениями частей Мирового океана, каждому ученику раздаются листы – шпаргалки с такими определениями.

Шпаргалка

Остров – небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

Архипелаг – группы островов.

Полуостров – участок суши, окружен с трех сторон водой.

Залив – часть океана, моря, вдающаяся в сушу (участок воды, окруженный с трех сторон сушей.)

- Пролив – относительно узкое водное пространство, соединяющие разные водные бассейны и разделяющее участки суши.

- Море – часть океана или менее обособленная сушей, островами или возвышенностями подводного рельефа, отличающаяся от остальной части океана соленостью, температурой вод, течениями и т. д.

3) просмотр слайдов презентации: классификация островов по происхождению, после просмотра – составление схемы в тетради. На магнитной доске вывешивается схема для закрепления данного материала и проверки .


 

 

Острова по происхождению

Материковые  Самые крупные, располагаются на подводной окраине материков
Вулканические  Результат извержения подводных вулканов.
Коралловые  Характерны для жаркого климата, образовались в результате жизнедеятельности кораллов.
 

 

Материковые- самые крупные, располагаются на подводной окраине материков.

 

Вулканические – результат извержения подводных вулканов. Надводные и подводные вулканы образуют цепочку островов – Курильские острова. Характерны для осевых частей срединно- океанических хребтов.

Коралловые - характерны для жаркого климата, образовались в результате жизнедеятельности кораллов. Большой Барьерный риф.

 

4) вопросы классу :

- в чем же различие между заливами и морями ? (море отличается от океанических вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива – идентичны водам океана).

- как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? (внутренне море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами; окраинное море примыкает к материку и мало обособленно от океана островами и полуостровами).

- приведите примеры морей, заливов, проливов (с использованием физической карты мира)

4. Закрепление изученного материала: выполнение практической работы.

1) Обозначить на контурной карте части Мирового океана.

Полуострова: Индостан, Аравийский, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, Таймыр.

Острова: Гренландия, новая Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, Гавайи.

Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Панамский канал, Суэцкий канал.

Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бенгальский.

Моря: Красное, Средиземное, Черное, Карибское, Берингово, Желтое, Филиппинское, Японское.

2) Дополнительное задание: используя контурные карты, выберите море, ближайшее к нашему областному городу, соедините с побережьем прямой линией; определите направление и измерьте расстояние с помощью масштаба. Расстояние и направление надпишите на контурной карте над прямой линией.

5. Рефлексия.

Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного, в нашем случае - «Мировой океана».

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Прослушивание вариантов.

6. Подведение итогов, выставление оценок.

7. Задание на дом: параграф 20, выполнить задания в конце параграфа (любые 2 на выбор учеников); знать номенклатуру урока; дополнительно – задание в рабочей тетради по данной теме.

Задания для любознательных.

Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211 м, другого – в 245, 5 раз меньше. Второе является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200 м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря? Подпишите их на карте, и каким образом можно попасть из одного моря в другое? (Черное и Азовское, через Керченский пролив)

Пролив соединяет эти моря. Одно из них окраинное, а второе – внутреннее. Средняя глубина первого в 2-3 раза больше, а площадь в 15,5 раз больше. Первое севернее, но юго-западные берега не замерзают, а второе южнее, но большую часть года (7 месяцев) покрыто льдами. Назовите эти моря.(Баренцево и Белое)

В морях какого океана, омывающего берега России, находится большое количество островов? Какой из наших островов самый северный, самый восточный и самый большой? (В морях Северного Ледовитого океана. Самый большой – Сахалин, самый северный – Рудольфа, самый восточный – о.Ратманова)

Этот остров сначала теоретически доказан, а затем открыт. Кто его открыл? Как он называется? (остров Визе, открыл В.Ю. Визе)

В какие ворота не забить гол? (Карские)

Какие шары вовсе не шары? ( Маточкин и Югорский)

Этот пролив раньше называли «Геркулесовы столбы». Каково его современное название? (Гибралтарский пролив)

 

Используемая литература:

Уроки географии. Методическое пособие. С.В. Долгорукова. Москва, «Планета», 2011

Энциклопедия географии в 3 томах. Москва, «Мир книги», 2004

«Я познаю мир». География. Детская энциклопедия. Москва, «Астрель», 1999

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.