Конспект урока по географии для 6 класса «Части Мирового океана»
Части Мирового океана.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг»;
- называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
Развивающие:
- развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа, контурными картами;
- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.
Оборудование: раздаточный материал, атласы, контурные карты, ноутбук, проектор, настенная карта «Физическая карта мира».
Ход урока.
Организация начала урока.
Актуализация изученного материала.
Какие оболочки Земли мы уже изучили?
Докажите, что гидросфера – единая оболочка. (Между составными частями есть тесная взаимосвязь. Рассказ о круговороте воды в природе)
Изучение нового материала.
1) Океаны
-Почему планету Земля называют голубой? (Покрыта водой)
-Сегодня мы начинаем исследовать Мировой океан.
-Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан?
(его на картах нет)
-На самом деле Мировой океан — это совокупность всех океанов. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана (показ на слайдах фото разных океанов)
Тихий-166 км²,
Атлантический- 82 км²,
Северный Ледовитый – 12,2 км²,
Индийский 73,6 км²
Задание: Запишите все океаны по мере уменьшения их площади (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек (по карте показываю границы океанов)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира.
- Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст параграфа составьте описание океанов по плану (План лежит на каждой парте, ответы – в виде паззлов, каждый из которых нужно «прикрепить» на свое место).
(Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по парам) Оформляют ответы в виде таблицы.
План |
Тихий океан |
Индийский океан |
Северный Ледовитый океан |
Атлантический океан |
1. Какое место занимает по площади? |
Первое |
третье |
четвертое |
второе |
2. С какими другими океанами граничит? |
Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым |
Тихим и Атлантическим |
Тихим и Атлантическим |
Тихим, Индийским, Северным Ледовитым |
3. Какие материки омывает? |
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку |
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку |
Северную Америку, Евразию |
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду |
4. Какова максимальная глубина? |
11022 м |
7729 м |
5527 м |
8742 м |
Проверка работы. Показ по карте у доски учениками всех океанов.
Составление схемы «Составные части океана» (используя материал учебника)
Части Мирового океана
2) просмотр слайдов презентации с определениями частей Мирового океана, каждому ученику раздаются листы – шпаргалки с такими определениями.
Шпаргалка
Остров – небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Архипелаг – группы островов.
Полуостров – участок суши, окружен с трех сторон водой.
Залив – часть океана, моря, вдающаяся в сушу (участок воды, окруженный с трех сторон сушей.)
- Пролив – относительно узкое водное пространство, соединяющие разные водные бассейны и разделяющее участки суши.
- Море – часть океана или менее обособленная сушей, островами или возвышенностями подводного рельефа, отличающаяся от остальной части океана соленостью, температурой вод, течениями и т. д.
3) просмотр слайдов презентации: классификация островов по происхождению, после просмотра – составление схемы в тетради. На магнитной доске вывешивается схема для закрепления данного материала и проверки .
Острова по происхождению
Материковые | Самые крупные, располагаются на подводной окраине материков |
Вулканические | Результат извержения подводных вулканов. |
Коралловые | Характерны для жаркого климата, образовались в результате жизнедеятельности кораллов. |
Материковые- самые крупные, располагаются на подводной окраине материков.
Вулканические – результат извержения подводных вулканов. Надводные и подводные вулканы образуют цепочку островов – Курильские острова. Характерны для осевых частей срединно- океанических хребтов.
Коралловые - характерны для жаркого климата, образовались в результате жизнедеятельности кораллов. Большой Барьерный риф.
4) вопросы классу :
- в чем же различие между заливами и морями ? (море отличается от океанических вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива – идентичны водам океана).
- как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? (внутренне море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами; окраинное море примыкает к материку и мало обособленно от океана островами и полуостровами).
- приведите примеры морей, заливов, проливов (с использованием физической карты мира)
4. Закрепление изученного материала: выполнение практической работы.
1) Обозначить на контурной карте части Мирового океана.
Полуострова: Индостан, Аравийский, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, Таймыр.
Острова: Гренландия, новая Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, Гавайи.
Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Панамский канал, Суэцкий канал.
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бенгальский.
Моря: Красное, Средиземное, Черное, Карибское, Берингово, Желтое, Филиппинское, Японское.
2) Дополнительное задание: используя контурные карты, выберите море, ближайшее к нашему областному городу, соедините с побережьем прямой линией; определите направление и измерьте расстояние с помощью масштаба. Расстояние и направление надпишите на контурной карте над прямой линией.
5. Рефлексия.
Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного, в нашем случае - «Мировой океана».
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Прослушивание вариантов.
6. Подведение итогов, выставление оценок.
7. Задание на дом: параграф 20, выполнить задания в конце параграфа (любые 2 на выбор учеников); знать номенклатуру урока; дополнительно – задание в рабочей тетради по данной теме.
Задания для любознательных.
Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211 м, другого – в 245, 5 раз меньше. Второе является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200 м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря? Подпишите их на карте, и каким образом можно попасть из одного моря в другое? (Черное и Азовское, через Керченский пролив)
Пролив соединяет эти моря. Одно из них окраинное, а второе – внутреннее. Средняя глубина первого в 2-3 раза больше, а площадь в 15,5 раз больше. Первое севернее, но юго-западные берега не замерзают, а второе южнее, но большую часть года (7 месяцев) покрыто льдами. Назовите эти моря.(Баренцево и Белое)
В морях какого океана, омывающего берега России, находится большое количество островов? Какой из наших островов самый северный, самый восточный и самый большой? (В морях Северного Ледовитого океана. Самый большой – Сахалин, самый северный – Рудольфа, самый восточный – о.Ратманова)
Этот остров сначала теоретически доказан, а затем открыт. Кто его открыл? Как он называется? (остров Визе, открыл В.Ю. Визе)
В какие ворота не забить гол? (Карские)
Какие шары вовсе не шары? ( Маточкин и Югорский)
Этот пролив раньше называли «Геркулесовы столбы». Каково его современное название? (Гибралтарский пролив)
Используемая литература:
Уроки географии. Методическое пособие. С.В. Долгорукова. Москва, «Планета», 2011
Энциклопедия географии в 3 томах. Москва, «Мир книги», 2004
«Я познаю мир». География. Детская энциклопедия. Москва, «Астрель», 1999