Конспект урока по историческому краеведению «Наш край в древности» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 18 June 2022

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Тема урока: «Наш край в древности»

Класс: 4

Цель урока: создать условия для формирования представлений у учащихся об Ивановском крае в древности.

Задачи урока:

Дидактические:

- Сформировать у учащихся знания об Ивановском крае в эпохи: мезолита, неолита и энеолита.

- Способствовать формированию умения работать с текстовой информацией;

- Познакомить с историей Ивановского края.

Развивающие:

- Развивать речь, внимание, умение анализировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля;

- развивать познавательный интерес; развивать коммуникативные умения обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

- формировать умение делать выводы.

Воспитательные:

- формировать ответственное отношение к учебной деятельности;

- прививать любовь к истории своего края;

-воспитывать уважительное и бережное отношение к родному краю

Планируемые результаты:

Предметные:

-Умеют давать характеристику края в эпоху мезолита, неолита, энеолита

-Знают культуры, которые жили в нашем крае в древности;

- Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные):

П:

- Сформируют образ Ивановской области в древности;

- расширят кругозор и словарный запас.

Р:

- могут самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- принимают цели и задачи учебной деятельности;

- могут адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий;

К:

- умеют оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,

-проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам;

-умеют слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:
-Понимают и осознают важность изучения истории родного края;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

орг.

учеб.

деят.


Дидактич

еские

средства,

интеракти

вное

оборудова

ние


Формы

контроля,

взаимокон

троля и

самоконтр

оля


1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок исторического краеведения.

- Проверьте свое рабочее место. Все ли у вас готово к уроку?

Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Приветстуют учителя, проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Ф., И


Устный контроль учителя

2. Мотивация к учебной деятельности

Прочитайте девиз на доске.

« Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.,

Только тот , кто много знает,

В жизни что-то достигает».

- Как вы понимаете этот девиз?

- Молодцы, ребята, верно

- Почему нужно быть трудиться на уроке? Для чего нужно хорошо учиться?

- А для чего нужно знать историю?

- Сегодня мы совершим путешествие из настоящего в прошлое. А вот куда и в какой период времени мы с отправимся, вам надо догадаться.

Читают девиз, объясняют его значение:

Нужно трудиться на уроке,чтобы много знать, чтобы хорошо учиться. Хорошо учиться нужно,чтобы было много знаний и много возможностей.











-Настоящее приходит из прошлого и начинает будущее.

Ф.

презентация

Устный контроль учителя

3.Актуализация знаний

-Ребята, посмотрите на фотографию, что на ней изображено?

- А вы знаете, какой наш край был в древности? Отгадайте тему нашего урока. Расставьте числа в порядке увеличения и прочтите слово:

У каждого числа своя буква:

Н А Ш К Р А Й В Д Р Е В Н О С Т И

900 876 700 600 554 488 460 390 378 292 234 210 119 90 76 54 20

-как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Куда мы с вами отправимся? Какие вы знаете эпохи? Сегодня мы с вами узнаем, каким был наш край в эпоху мезолита, неолита и энеолита.


- г. Иваново


Расставляют числа в пордяке увеличения, отгадывают шифр: наш край в древности


-о нашем крае в древности , мы отправимся в наш край в древние эпохи.



Ф., И.

презентация

Устный контроль учителя

4. Целеполагание

- Какая будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока :«Наш край в древности

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие задачи поставим на этот урок?

Определяют тему урока: «Наш край в древности»

Определяют цель урока: узнать, каким был Ивановский край в древности.


Ф.


Устный контроль учителя

5.Открытие новых знаний

- Как вы думаете, что нам сначала нужно узнать? Как вы понимаете, что такое «край»?

- Где мы можем посмотреть значение слова? Давайте же найдем.

- А что такое «древность»?



Мы с вами познакомились с понятиями «край» и «древность». Дальше вы будете работать в группах. Выберите капитана своей команды. Ребята,а как вы будете работать в группах? Давайте вспомним правила работы.

-Да, молодцы. У вас на партах лежать карточки с текстом, у каждой группы своя эпоха. Внимательно ознакомьтесь с текстом, выделите главное, после выполнения задания капитан от группы выйдет и расскажет самое главное о нашем крае в определенную эпоху.

-Можете приступать к работе.

1 группа- Ивановский край в эпоху мезолита

2 группа - Ивановский край в эпоху неолита

3 группа - Ивановский край в эпоху энеолита

- Заканчиваем работу. Капитаны команд выходите, вам нужно описать наш край в эпоху, которая была дана вашей команде. А все внимательно слушайте и запоминайте, вам предстоит выполнить задания.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Нужно узнать, что мы называем краем. Можем посмотреть значение слова в толковом словаре.

Нам подходит второе определение: 2. Страна, область. Тёплые края. В наших краях (у нас, в нашей местности). Из края в к. (повсюду).

Древность- Далёкое прошлое. В глубокой древности.


Выбирают капитана группы, называют правила работы в группах: 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно и ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. Записывай идеи. 5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 6. В группе равные возможности успеха.

Выполняют задание на карточках.

Капитаны команд выходят, рассказывают о нашем крае в определенную эпоху.








Ф., И., Г.

презентация, карточки

Устный контроль учителя, самоконтроль

5. Закрепление полученного материала




Ребята, давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку:

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.


Мы с вами узнали много новой информации, что надо с ней сделать?

- Сейчас проверим, как вы внимательно слушали капитанов команд, и закрепим наши знания. У вас лежат карточки с таблицами. Что нужно сделать?


Эпоха

Основные сведения( время, племена и культуры, основные занятия, орудия труда,

Мезолит


Неолит


Энеолит




Эпоха

Основные сведения( время, племена и культуры, основные занятия, орудия труда,

Мезолит

8-9 тыс. лет до н.э; Орудие из камня, костей и кремня; жилиза напоминали землянки с очагом или кострищем

Неолит

3-5 тыс. лет до н.э, две культуры: 1) Верхневолжская 2) льяловская. Занятия: охота, рыбная ловля, собирательство, Орудия труда: топоры, дротики, гарпуны. определенные религиозные верования, связанные с культом животных: Изготовление глиняной посуды.

Энеолит

середина 3- начало 2 тыс. лет до н.э. , волосовская культура, племя скотоводов – фатьяновцы, дьяковская культура, Они были скотоводами и земледельцами, остаточно разные религиозные верования- культ солнца и огня, предков и животных, веры в загробную жизнь. небольшие прямоугольные и овальные жилища с очагом в центре, жили в городищах и селищах. было текстильное производство

Давайте проверим, правильно ли вы все записали, выполните интерактивное задание, соотнесите факты с эпохой.

(в задании даны названия эпох, и высвечиваются факты, которые нужно соотнести к эпохе, к которой он относится, факты даны из таблицы). Проверьте себя. Все ли факты из этого задания у вас присутствует в таблицах? Запишите те, которых у вас нет.

Поднимите руки, чья команда верно выполнила задание? Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Выполняют физкультминутку, повторяя движения за учителем.













- ее нужно закрепить.

- нужно заполнить таблицу, вписать сведения о каждой эпохе.

Заполняют таблицу в группах.




























Выполняют интерактивное задание. Соотносят факты с эпохой, проверяют свою работу.



Ф, И., Г.

карточки, презентация

Устный контроль учителя, самоконтроль

6.Итог урока

- Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок. Что нужно сделать в конце урока?

-Над какой темой мы сегодня работали? Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Какие эпохи мы с вами рассмотрели на уроке?

- Что нового вы узнали о нашем крае?

- подвести итоги

«Наш край в древности», путешествовали в наш край в древние эпохи.

- мезолит, неолит, энеолит.

- В основном люди занимались рыболовством и скотоводством. Было обнаружено множество стоянок на территории нашего края. Так же люди изготавливали множество орудий труда из костей, камней, зубов животных, были разные религиозные верования.

Ф.

Презентация.

Устный контроль учителя

7. Рефлексия

- Ребята, возьмите карточки, которые лежат у вас на партах.

-Оцените свою работу по лестнице «успеха». Если вам не удалось справиться с затруднениями, поставьте себя на нижнюю ступень. Если вы допускали ошибки, но справились с ними, то поставьте себя на вторую ступень. Если вы не допускали ошибок и у вас не возникали трудности, то поставьте себя на верхнюю ступень.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

- Ребята, поднимите руку, кто гоставил себя на верхнюю ступень? А кто на вторую? А есть такие, кто поставил себя на нижнюю ступень? Какие трудности у вас возникали?

Оценивают свою работу на уроке.










И, Ф.

Карточки «лестница успеха»

Самоконтроль, устный контроль учителя
















Приложение

t1655572301aa.jpg

t1655572301ab.png

t1655572301ab.png

t1655572301ab.png

t1655572301ab.png

t1655572301ab.png












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.