Рабочая программа по историческому краеведению в 8 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- Историческое краеведение
Класс - 8
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", региональной программы ВОИПКиПРО и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" .
Общая характеристика учебного предмета
Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» являются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федеративного государства. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса «Историческое краеведение» в 8-9 классах.
Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.
Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.
Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» — развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев . Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения .
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Место учебного предмета в учебном плане:
Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 классах
по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. Всего 35 часов в год. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в.до современности.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:
- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
8 КЛАСС (35 Ч)
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.
Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 г.
Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.
Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.
Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения — школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в»
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Повседневная жизнь жителей края.
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны.
Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд.
Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле.
Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.
Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _8_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 11 детей, из которых мальчиков – 4, девочек - 7Кораблина Аня, по результатам прошлого года неаттестованна по всем предметам из-за не посещаемости занятий.
Три ученицы, Гребенщикова Кристина, Шматова Люда и Булгакова Вера. Они обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения. Тамарова Кристина и Романюк Екатерина учатся на «хорошо». Ребятам не достаёт усидчивости, не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Слабыми учениками в классе являются Лубянецкий Сергей и Новичихина Виктория. Дети часто не выполняют домашнего задания, теоретический материал усвоен на низком уровне, задания в рабочих тетрадях часто не выполнены. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать):
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»
ЛИТЕРАТУРА
1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.
3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.
Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.
Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.
Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.
В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.
60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.
В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..
Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.
Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.
С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.
.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.
Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы.
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 8 класс (35 часов).
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Содержание |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||
Тема 1. История Воронежского края в истории России. (2ч) |
||||||
1 |
История края как часть истории нашей страны. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. |
||
2. |
Развитие воронежского краеведения. |
1 |
Комбинированный урок |
Учёные-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края. |
||
Тема 2. Воронежский край в древности. (2ч) |
||||||
3 |
Появление человека в Воронежском крае. |
1 |
Комбинированный урок |
Археологические исследования на территории края. Костёнки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита». Заочная экскурсия в Государственный археологический музей – заповедник «Костёнки». |
||
4 |
Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. |
1 |
Комбинированный урок |
Памятники древности на территории края. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. |
||
Тема3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств (4ч) |
||||||
5 |
Появление славян в Придонье. |
1 |
Комбинированный урок |
Воронежский край – окраина Древней Руси. Укреплённые поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. |
||
6 |
Первое упоминание в русских летописях слова и»Воронеж» (1177г.). |
1 |
Комбинированный урок |
Версии происхождения слова Воронеж. |
||
7 |
Воронежский край в период феодальной раздробленности. |
1 |
Комбинированный урок |
Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в 14-15вв. |
||
8 |
Урок-зачёт по теме: «Воронежский край в период дрпвности». |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||
Тема4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. (6ч) |
||||||
9 |
Воронежский край в составе Российского государства. |
1 |
Урок изучения нового материала |
История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. |
||
10 |
Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами |
1 |
Комбинированный урок |
Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами Организация сторожевой службы в 1586 году. |
||
11 |
Основание Воронежской крепости |
1 |
Урок изучения нового материала |
Царский указ об основании города Воронежа. Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости |
||
12 |
Учебная экскурсия |
1 |
Учебная экскурсия |
Виртуальная экскурсия по Воронежу «Воронеж исторический» |
||
13 |
Урок-зачет по теме: Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17в. (6ч) |
||||||
14 |
Образование и развитие Воронежского уезда |
1 |
Урок изучения нового материала |
Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. |
||
15 |
Строительство Белгородской черты (1635-1658гг). |
1 |
Комбинированный урок |
Города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. |
||
16 |
Развитие строительства, ремесла и торговли в городах края. |
1 |
Комбинированный урок |
Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж – торговый, ремесленный центр. |
||
17-18 |
Политическая обстановка в крае в 17-н.18вв. |
2 |
Комбинированный урок |
Народные восстания 17в. Воронежские родственные связи С.Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске(1670г.) Образование Воронежской епархии(1682г). Связь населения с донскими казаками. Булавинское восстание. |
||
19 |
Урок-зачет по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17в.» |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре Первом» (5ч) |
||||||
20 |
Деятельность Петра Великого в Воронеже. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695г. первый приезд в Воронеж (1696г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696г, его результаты. |
||
21 |
Строительство Азовского флота в Воронеже. |
1 |
Комбинированный урок |
Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700гг. русские и иностранные мастера – кораблестроители. «работные люди». Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. |
||
22 |
Хозяйственное развитие Воронежского края в к.17-н.18в. |
1 |
Комбинированный урок |
Дальнейшее строительство города. Возникновение и развитие местной промышленности. Возникновение новых сёл и деревень в крае. Первые учебные заведения в крае. |
||
23 |
Памятные места Петровской эпохи в крае. |
1 |
Комбинированный урок |
Связь основания Санкт-Петербурга (1703г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой. Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние. |
||
24 |
Урок-зачет по теме: «Воронеж и Воронежский край при Петре I» |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||
Тема 7. Образование Воронежской губернии и её развитие в 18в. (3ч) |
||||||
25 |
Образование Воронежской губернии (1725г.) |
1 |
Урок изучения нового материала |
Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостнического гнёта воронежских крестьян во второй половине 18в. |
||
26 |
Воронеж-центр губернии середины – второй половины 18в. |
1 |
Комбинированный урок |
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли. Повседневная жизнь жителей края. |
||
27 |
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в 18в. |
1 |
Комбинированный урок |
Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е.А.Болховитинов и его деятельность. |
||
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине 19в.(8ч) |
||||||
28 |
Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812г. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы – герои войны. |
||
29. |
Общественно-политическая жизнь губернии. |
1 |
Комбинированный урок |
Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.) |
||
30. |
Социально-экономическое развитие края. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др. |
||
31-32. |
Вклад воронежцев в культуру России. |
2 |
Комбинированный урок |
Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле. Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев |
||
33. |
Урок-зачет по теме: «Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||
34-35. |
Итоговое повторение |
2 |
- защита творческих работ учащихся - учебные экскурсии - тестовая проверка знаний. |