Рабочая программа по историческому краеведению в 8 классе

0
0
Материал опубликован 30 August 2016

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа

по (предмету)- Историческое краеведение

Класс - 8

Всего часов на учебный год - 35ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»

 

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Отчество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 19 лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", региональной программы ВОИПКиПРО и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" .

Общая характеристика учебного предмета

Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной лично­сти.

Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» явля­ются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федера­тивного государства. В соответствии с приказом Департамента образо­вания, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы региональ­ного компонента рекомендуется использовать на введение учебного кур­са «Историческое краеве­дение» в 8-9 классах.

Изучение регионального курса «Историческое краеведение» преду­сматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружаю­щем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет кате­горию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процес­сов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предмет­ных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по ис­тории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краевед­ческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.

Актуальность изучения истории края определяется государствен­ным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» — разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности. Содержание программы курса «Историческое краеведение» по­строено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осу­ществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронеж­скому краю, посещения архивов и музеев . Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического крае­ведения .

 

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познаватель­ной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических пред­ставлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Место учебного предмета в учебном плане:

Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 классах

по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компонен­те базисного учебного плана для образовательных учреждений Воро­нежской области. Всего 35 часов в год. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в.до современности.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:

- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников, органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо­действия и участия в решении проблем окружающего социума.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

8 КЛАСС (35 Ч)

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает крае­ведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповед­ники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронеж­ской области. Исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические иссле­дования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жем­чужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на террито­рии края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).

Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государ­ства и феодальных княжеств.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раз­дробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

Образование Российского государства. История вхождения воро­нежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой служ­бы в 1586 г.

Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании го­рода Воронежа.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу ре­ки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Раз­витие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образова­ние Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими ка­заками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства ко­раблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Дея­тельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство го­рода: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и раз­витие местной промышленности. Кумпанское и государственное стро­ительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения — школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими собы­тиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в»

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное засе­ление края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. По­вседневная жизнь жителей края.

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные за­ведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны.

Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продоволь­ствия для армейских нужд.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разно­чинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и дру­гих городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воро­нежской земле.

Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Па­мятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _8_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 11 детей, из которых мальчиков – 4, девочек - 7Кораблина Аня, по результатам прошлого года неаттестованна по всем предметам из-за не посещаемости занятий.

Три ученицы, Гребенщикова Кристина, Шматова Люда и Булгакова Вера. Они обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения. Тамарова Кристина и Романюк Екатерина учатся на «хорошо». Ребятам не достаёт усидчивости, не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Слабыми учениками в классе являются Лубянецкий Сергей и Новичихина Виктория. Дети часто не выполняют домашнего задания, теоретический материал усвоен на низком уровне, задания в рабочих тетрадях часто не выполнены. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития края;

изученные виды исторических источников;

уметь:

соотносить даты событий истории края с веком; определять по­следовательность и длительность важнейших событий истории края;

использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творче­ских работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со­бытий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­нов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических собы­тий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиоз­ной принадлежности.

искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интерне­те, брать интервью;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, про­ектов.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»

ЛИТЕРАТУРА

1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведе­ние : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.

3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Во­ронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.

Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.

Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.

В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.

60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.

В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..

Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.

Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.

С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.

.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.

Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы.

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 8 класс (35 часов).

 

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. История Воронежского края в истории России. (2ч)

 

1

История края как часть истории нашей страны.

1

Урок изучения нового материала

Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края.

   

2.

Развитие воронежского краеведения.

1

Комбинированный урок

Учёные-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.

   

Тема 2. Воронежский край в древности. (2ч)

3

Появление человека в Воронежском крае.

1

Комбинированный урок

Археологические исследования на территории края. Костёнки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита». Заочная экскурсия в Государственный археологический музей – заповедник «Костёнки».

   

4

Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов.

1

Комбинированный урок

Памятники древности на территории края. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства.

   
 

Тема3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств (4ч)

 

5

Появление славян в Придонье.

1

Комбинированный урок

Воронежский край – окраина Древней Руси. Укреплённые поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников.

   

6

Первое упоминание в русских летописях

слова и»Воронеж» (1177г.).

1

Комбинированный урок

Версии происхождения слова Воронеж.

   

7

Воронежский край в период феодальной раздробленности.

1

Комбинированный урок

Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в 14-15вв.

   

8

Урок-зачёт по теме: «Воронежский край в период дрпвности».

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

Тема4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. (6ч)

9

Воронежский край в составе Российского государства.

1

Урок изучения нового материала

История вхождения воронежских земель в состав Российского государства.

   

10

Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами

1

Комбинированный урок

Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами Организация сторожевой службы в 1586 году.

   

11

Основание Воронежской крепости

1

Урок изучения нового материала

Царский указ об основании города Воронежа. Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости

   

12

Учебная экскурсия

1

Учебная экскурсия

Виртуальная экскурсия по Воронежу «Воронеж исторический»

   

13

Урок-зачет по теме: Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17в. (6ч)

14

Образование и развитие Воронежского уезда

1

Урок изучения нового материала

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения.

   

15

Строительство Белгородской черты (1635-1658гг).

1

Комбинированный урок

Города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар.

   

16

Развитие строительства, ремесла и торговли в городах края.

1

Комбинированный урок

Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж – торговый, ремесленный центр.

   

17-18

Политическая обстановка в крае в 17-н.18вв.

2

Комбинированный урок

Народные восстания 17в. Воронежские родственные связи С.Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске(1670г.) Образование Воронежской епархии(1682г). Связь населения с донскими казаками. Булавинское восстание.

   

19

Урок-зачет по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17в.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре Первом» (5ч)

20

Деятельность Петра Великого в Воронеже.

1

Урок изучения нового материала

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695г. первый приезд в Воронеж (1696г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696г, его результаты.

   

21

Строительство Азовского флота в Воронеже.

1

Комбинированный урок

Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700гг. русские и иностранные мастера – кораблестроители. «работные люди». Роль русской православной церкви в создании Азовского флота.

   

22

Хозяйственное развитие Воронежского края в к.17-н.18в.

1

Комбинированный урок

Дальнейшее строительство города. Возникновение и развитие местной промышленности. Возникновение новых сёл и деревень в крае. Первые учебные заведения в крае.

   

23

Памятные места Петровской эпохи в крае.

1

Комбинированный урок

Связь основания Санкт-Петербурга (1703г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой. Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

   

24

Урок-зачет по теме: «Воронеж и Воронежский край при Петре I»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

Тема 7. Образование Воронежской губернии и её развитие в 18в. (3ч)

25

Образование Воронежской губернии (1725г.)

1

Урок изучения нового материала

Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостнического гнёта воронежских крестьян во второй половине 18в.

   

26

Воронеж-центр губернии середины – второй половины 18в.

1

Комбинированный урок

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли. Повседневная жизнь жителей края.

   

27

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в 18в.

1

Комбинированный урок

Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е.А.Болховитинов и его деятельность.

   

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине 19в.(8ч)

28

Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812г.

1

Урок изучения нового материала

Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы – герои войны.

   

29.

Общественно-политическая жизнь губернии.

1

Комбинированный урок

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

   

30.

Социально-экономическое развитие края.

1

Комбинированный урок

Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

   

31-32.

Вклад воронежцев в культуру России.

2

Комбинированный урок

Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле. Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края.

Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев

   

33.

Урок-зачет по теме: «Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

34-35.

Итоговое повторение

2

 

- защита творческих работ учащихся

- учебные экскурсии

- тестовая проверка знаний.

   
 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.