План-конспект урока по теме «Олимпийские игры в древности»
Пояснительная записка к презентации
План – конспект урока истории в 5 классе.
Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Выполнила:
Ефимова Светлана Александровна
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №65 города Тюмени
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира 5 класс. М.: Просвещение. 2013
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок - путешествие.
Цель урока: формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления.
Задачи:
1) Обучающая: способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр.
2) Развивающая: продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
3) Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, развитию познавательного интереса и самостоятельности через использование ТРКМ, формировать стремление вести здоровый образ жизни на примере героев Олимпийских игр.
План урока:
1) Праздник объединивший эллинов.
2) Подготовка к играм.
3) Пять незабываемых дней.
4) Победители Олимпийских игр.
Основные понятия:
• Атлет
• Пятиборье
• Ипподром
• Олимпия
Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Содержание и ход урока.
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
УУД |
1.Организационный этап. |
Приветственное слово. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам хорошо потрудиться. |
Готовятся к уроку. |
Проверка готовности к уроку. |
|
2. Актуализация знаний. |
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, работа с картой «Древняя Греция». |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, выражают собственную точку зрения. Один ученик работает у карты, показывает расположение древней Греции и главные полисы страны, греческие колонии. |
Задает вопросы: 1) Историю какого государства мы с вами изучаем? (Древняя Греция) 2) Как греки называли свою страну, свой народ? (Эллада, эллины) 3) Где находится Древняя Греция? (на юге Европы, на территории Балканского полуострова) 4) На какие части условно можно разделить территорию Древней Греции? (Южная, Средняя, Северная) 5) Что такое полис? (Город – государство) 6) Какие города Древней Греции вы знаете? (Микены, Афины, Спарта, Фивы, Пилос) 7) Назовите богов, в которых верили Древние Греки? Спасибо за ответы. |
Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаниями (Р), структурирование знаний (П), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П), владение монологической и диалогической формами речи (П). |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Работа с видеофрагментом «Олимпийские игры», беседа, постановка цели урока. О чём идёт речь? На Олимпе в древнем мире Греки поднимали гири, Состязались в беге, силе, Тяжести переносили. И дарила им награды Летняя... ОЛИМПИАДА
Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока
|
Учащиеся смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы, ставят цель и задачи на урок. На стадии вызова составляется кластер предположений по теме «Олимпийские игры» - высказывания учащихся. |
Включает видеофрагмент «Олимпийские игры», перед началом и после просмотра задает вопрос: с какой целью проводятся олимпийские игры? Затем после просмотра учитель начинает диалог: - как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? - знаете ли вы насколько древние олимпийские игры? - какую цель вы поставите на сегодняшний урок? Ребята, а что вам сегодня известно об олимпийских игра? (учитель составляет на основе ответов учащихся кластер предположе-ний по теме. |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П), постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся (Р). |
4. Изучение нового материала. |
Работа с понятием, с текстом учебника |
Учащиеся делятся три группы по рядам каждый ряд выполняет отдельное задание в технике «ИНСЕРТ» (пометки на полях- приложение№1. Первая и вторая группы работают с новыми понятиями, записывают их в тетрадь, изучают и анализируют текст учебника первых олимпийских традициях. Третья группа работает с дополнитель-ным материалом (приложение №2). |
- итак, первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э. запишите эту дату. - познакомьтесь с традициями первых олимпийских игр. - что такое пятиборье, ипподром? Кто такие атлеты? Запишите новые понятия в тетрадь. |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П), анализ понятий (П). |
5. Физминутка |
Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты про- водили разминку, давайте встанем и разомнемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте) Круг почета пробежать (бег на месте), Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох) Будь атлет всегда готов! |
|||
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях. |
Решение проблемных заданий, работа с картинками, выполнение заданий на соотношение. |
Учащиеся (первая и вторая группы) рассказывают об истории олимпийских игр, решают проблемное задание, выражают собственную точку зрения, ищут доказательства. Третья группа учащихся представляет свою работу, дополняют материал учебника, изученным материалом. Работают с изображением. Затем учащиеся сравнивают материал учебника и дополнитель-ный материал, задают вопросы, высняется, что было не понятно или по каким вопросам ребята думали иначе. |
- какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством? - теперь обратите внимание на раздаточные материалы. Работаем в парах. Перед вами изображения разных видов спорта древней Греции на глиняной посуде, вам необходимо найти правильное название этого вида спорта. |
Умение выражать свои мысли (К), овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного (Р), умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П). |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Придумать рассказ об Олимпийских играх: – от лица зрителей; – от лица участника Олимпийских игр; – от лица победителя. (по выбору учащихся)
Параграф 33, |
Учащиеся знакомятся с домашним заданием, задают вопросы. |
Учитель просит познакомиться с домашним заданием. |
|
8. Рефлексия. Итоги урока. |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели |
Выражают собственную точку зрения, отвечаю на вопросы. |
Ребята продолжите предложение. Сегодня на уроке, я узнал, что… 1.Родиной Олимпийских игр является… 2.Первые в истории Олимпийские игры были проведены… 3.Город Древней Греции в котором проводили Олимпийские игры назывался… 4.Олимпийские игры устраивали в честь… 5.Олимпийские игры в Древней Греции продолжались… 6.Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось… 7.Участник состязаний, человек крепкого телосложения. Чем олимпийские игры в древности отличаются от современных? благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну. |
Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К) |
Приложение №1
ИНСЕРТ – пометки на полях.
«v» - отмечается известная информация
(это я знал);
«+» отмечается новое знание, новая информация (это я узнал);
«-»- отмечается то, что идёт вразрез с вашими представлениями, о чём вы думали иначе (я думал иначе);
«?» - отмечается то, что вам не понятно (я не понял).
Приложение №2
Олимпийские игры
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.
Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.
Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.
Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего-доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»
Алексушин Глеб Владимирович
Ефимова Светлана Александровна
Алексушин Глеб Владимирович
Ефимова Светлана Александровна