Методическая разработка урока краеведения в 4 классе «Край, в котором я живу. Карелия»

7
1
Материал опубликован 28 March 2019


Приложение к уроку
DOCX / 18.5 Кб

 

Методическая разработка урока по предмет «Карелия. Край, в котором я живу»

Класс: 4.

Тема: Волшебная вепсская нить.

Цель урока: Создать условия для формирования целостных представлений о малом коренном народе Карелии - вепссах.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с вепсской национальной волостью.

2. Дать представления о жизни и занятиях вепссах, их культуре, традициях.

3. Развивать мыслительной деятельности для получения знаний о жизни вепсского народа в прошлом и настоящем; развивать умение анализировать текст, речь, логическое мышление, память, кругозор.

4. Развитие навыков поиска дополнительной информации о Карелии и умения описывать события из ее истории и современной жизни.

5. Формировать уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего родного края;

6. Воспитание любви к культуре своего края, сохранению ее уникальности, чувства гордости за национальные свершения.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познавания.

- регулятивные: оценивать и корректировать деятельность; определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; высказывать предположения, приводить доказательства; устанавливать причинно-следственные связи;

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для сравнения и закрепления учебного материала; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; извлекать информацию из дополнительной литературы.

- коммуникативные: анализировать услышанную информацию; участвовать в учебном диалоге, работа в группе и строить монологические высказывания.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. Знакомство учащихся с Вепсской национальной волостью, ее жителями, их культурой и традициями; навыки работы с научными текстами.

Метапредметные результаты. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь правильно строить предложения, грамотно излагать свои мысли; формировать навыки выразительного чтения.

Личностные результаты. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу, осознание своей этнической принадлежности, формирование чувства гордости за свой народ.

Оборудование: 1. Агаркова Т.И., Кутьков Н.П., Парамонова О.М. Карелия. Край, в котором я живу: 4 класс: учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2012. – 143с.: - (Серия «Моя Карелия»)

2. Парамонова О.М., Сухвалова О.В. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 4 класс. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015. – 24 с.

3. Шитикова Л. И. Тайны и загадки Карелии: Ребятам о Карелии. - Петрозаводск, 2012. - 36 с.:ил.

4. Приложение 1 (чайнворд), карта Карелии на группу, лист ватмана на доске (таблица ЗХУ), модель рюкзака, иллюстрации вепсской национальной волости для каждой группы.

Ход урока

1. Оргмомент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, сегодня мы в очередной раз встретились с вами на уроке краеведения.

Прием «Вхождение в урок»

- Прочитайте пословицу на доске.

У каждой птички свое гнездо.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Как эта пословица может быть связана с уроком краеведения?

Настрой на урок.


 


 

Высказывают свое мнение.

У каждого человека есть «свое гнездо» - родина, где он родился и/или живет. На уроке краеведения мы изучаем родной край Карелию.

2.Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний

- Ребята, что для вас является родной край?

- Зачем мы изучаем родной край?

- Все ли мы знаем о своем родном карельском крае?

- Что хотелось бы вам узнать о крае, в котором мы с вами живем?

Прием «Игровая цель»

- Есть в нашей республики уголки, в которых редко бывают жители нашей северной части Карелии. И сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в этот уголок. А куда мы отправимся, вы узнаете, прочитав слово по стрелочкам. Приложение 1.

- Предположите, что обозначает это слово.

- Куда мы с вами отправляемся?

- Сегодня мы с вами познакомимся с вепссами и местом их проживания – Вепсской национальной волостью.


 

Высказывают свое мнение.


 


 


 


 

Отгадывают (вепссы)


- Национальность.

- К вепссам.

2. Этап усвоения новых знаний

Прием «З – Х - У»

- Ребята, мы с вами знаем, что Вепсская национальная волость находится в республике Карелия. О родном крае, его природе, особенностях и традициях мы знаем много. Подумайте, что мы можем знать о вепсах?

- Чтобы вам хотелось узнать об этой национальности?

Прием «Своя опора»

- Для того чтобы узнать эту информацию, я предлагаю вам поработать в группах с картой и учебниками и сведениями, которые в них содержаться. На с. 44 – 48 представлена информация о вепсской национальности. Прочитайте эту информацию и заполните листы для самостоятельной работы информацией из учебника. Приложение 2.

На выполнение этого задания вам предлагается 8 — 10 минут. После этого группы обменяются полученной информацией.


 


 


 

Высказывают свое мнение – информацию о вепсской национальности (учитель кратко фиксирует в таблице высказывания детей): внешний вид, питание, занятия, язык.

Предлагают свои варианты ответов. Учитель фиксирует кратко в таблице.

Самостоятельная работа учащихся: работа с картой и учебником.

4. Этап проверки выполнения учащимися поставленных задач

- Готовы представить свои работы. Поверяем!

Прием «З – Х - У»

- Предлагаю вам заполнить последнюю графу таблицы «Что я узнал».

- Соотнесите те сведения, что вы знали вначале о вепссах, что хотели узнать и что узнали. Сформулируйте вывод.

- На сколько сложным было для вас выполнение этого задания?

- Определите в тетради на оценочной шкале степень сложности.

Каждая группа представляет выполненное задание (один человек — одно предложение).

Высказывают полученные знания.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Определяют.


Было легко

 




Было очень трудно

5. Динамическая пауза

- Прежде чем, мы продолжим наше путешествие по вепсской волости дальше, предлагаю вам заглянуть в один из дворов Шелтозера.

- Вепссы были не только искусными мастерами. Они славились своими прекрасными песнями, танцами и играми. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с одной из них. В этом нам помогут ребята………... (учитель объясняет условие игры)

Два учащихся демонстрируют игру «Вепсский счет».

Два человека встают друг к другу спиной. Ведущий считает: «Раз, два, три, четыре». На счет «четыре» игроки не сговариваясь должны повернуть головы в одну сторону. Если какая — то пара ошиблась, в ней происходит смена партнера из другой пары. Если пара не ошиблась — остается в прежнем составе.

Далее идет счет до пяти и т. д.

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Прием «Рюкзак»

- Мы с вами познакомились с вепсской национальностью, Вепсской национальной волостью. Сейчас я предлагаю наполнить рюкзак сведениями, которые мы узнали о вепссах.

- Мы говорили о традициях вепсского народа и особых предметах культа, имеющими обережную силу. Этот народ большое значение уделял предметам, защищающих их обладателя. Как называются такие предметы?

- Как еще можно назвать оберег? Подберите синонимы. Для чего они предназначались?

- Как вы думаете сейчас обереги популярны или потеряли свою актуальность?

- Вы знаете, ведь особенно хорошо изготовить оберег самому. Его можно сделать из любого материала. Предлагаю вам поразмыслить над оберегом и нарисовать один оберег в тетради.



Учащиеся передают модель рюкзака по очереди и называют по одному предложению о том, что они узнали о вепссах.



Высказывания детей.

(оберег, амулет, талисман)

Высказывания детей.




Выполняют задание в тетради.

Несколько человек представляют свою работу.

7. Рефлексия.

- Наше путешествие в загадочный и интересный мир вепсского народа заканчивается. Вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Прием «Листья»

Я предлагаю вам закончить предложения, отрывая листики от дерева.

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Было интересно……….

- Было трудно……..

- Я понял, что …………

- Я научился …………….

- Я попробую……………

- Меня удивило…………………

- Мне захотелось…………………

Спасибо за урок!


Учащиеся участвуют в диалоге.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вы молодец!

6 April 2019