Методическая разработка урока краеведения в 4 классе «Край, в котором я живу. Карелия»
Приложение к уроку
DOCX / 18.5 Кб
Методическая разработка урока по предмет «Карелия. Край, в котором я живу»
Класс: 4.
Тема: Волшебная вепсская нить.
Цель урока: Создать условия для формирования целостных представлений о малом коренном народе Карелии - вепссах.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с вепсской национальной волостью.
2. Дать представления о жизни и занятиях вепссах, их культуре, традициях.
3. Развивать мыслительной деятельности для получения знаний о жизни вепсского народа в прошлом и настоящем; развивать умение анализировать текст, речь, логическое мышление, память, кругозор.
4. Развитие навыков поиска дополнительной информации о Карелии и умения описывать события из ее истории и современной жизни.
5. Формировать уважительное отношение к истории, культуре, традициям своего родного края;
6. Воспитание любви к культуре своего края, сохранению ее уникальности, чувства гордости за национальные свершения.
Формирование УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познавания.
- регулятивные: оценивать и корректировать деятельность; определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; высказывать предположения, приводить доказательства; устанавливать причинно-следственные связи;
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для сравнения и закрепления учебного материала; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; извлекать информацию из дополнительной литературы.
- коммуникативные: анализировать услышанную информацию; участвовать в учебном диалоге, работа в группе и строить монологические высказывания.
Планируемые результаты:
Предметные результаты. Знакомство учащихся с Вепсской национальной волостью, ее жителями, их культурой и традициями; навыки работы с научными текстами.
Метапредметные результаты. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь правильно строить предложения, грамотно излагать свои мысли; формировать навыки выразительного чтения.
Личностные результаты. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу, осознание своей этнической принадлежности, формирование чувства гордости за свой народ.
Оборудование: 1. Агаркова Т.И., Кутьков Н.П., Парамонова О.М. Карелия. Край, в котором я живу: 4 класс: учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2012. – 143с.: - (Серия «Моя Карелия»)
2. Парамонова О.М., Сухвалова О.В. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 4 класс. – Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015. – 24 с.
3. Шитикова Л. И. Тайны и загадки Карелии: Ребятам о Карелии. - Петрозаводск, 2012. - 36 с.:ил.
4. Приложение 1 (чайнворд), карта Карелии на группу, лист ватмана на доске (таблица ЗХУ), модель рюкзака, иллюстрации вепсской национальной волости для каждой группы.
Ход урока
1. Оргмомент. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Ребята, сегодня мы в очередной раз встретились с вами на уроке краеведения. Прием «Вхождение в урок» - Прочитайте пословицу на доске. У каждой птички свое гнездо. - Как вы понимаете эту пословицу? - Как эта пословица может быть связана с уроком краеведения? |
Настрой на урок.
Высказывают свое мнение. У каждого человека есть «свое гнездо» - родина, где он родился и/или живет. На уроке краеведения мы изучаем родной край Карелию. |
2.Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний |
|
- Ребята, что для вас является родной край? - Зачем мы изучаем родной край? - Все ли мы знаем о своем родном карельском крае? - Что хотелось бы вам узнать о крае, в котором мы с вами живем? Прием «Игровая цель» - Есть в нашей республики уголки, в которых редко бывают жители нашей северной части Карелии. И сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в этот уголок. А куда мы отправимся, вы узнаете, прочитав слово по стрелочкам. Приложение 1. - Предположите, что обозначает это слово. - Куда мы с вами отправляемся? - Сегодня мы с вами познакомимся с вепссами и местом их проживания – Вепсской национальной волостью. |
Высказывают свое мнение.
Отгадывают (вепссы) - Национальность. - К вепссам. |
2. Этап усвоения новых знаний |
|
Прием «З – Х - У» - Ребята, мы с вами знаем, что Вепсская национальная волость находится в республике Карелия. О родном крае, его природе, особенностях и традициях мы знаем много. Подумайте, что мы можем знать о вепсах? - Чтобы вам хотелось узнать об этой национальности? Прием «Своя опора» - Для того чтобы узнать эту информацию, я предлагаю вам поработать в группах с картой и учебниками и сведениями, которые в них содержаться. На с. 44 – 48 представлена информация о вепсской национальности. Прочитайте эту информацию и заполните листы для самостоятельной работы информацией из учебника. Приложение 2. На выполнение этого задания вам предлагается 8 — 10 минут. После этого группы обменяются полученной информацией. |
Высказывают свое мнение – информацию о вепсской национальности (учитель кратко фиксирует в таблице высказывания детей): внешний вид, питание, занятия, язык. Предлагают свои варианты ответов. Учитель фиксирует кратко в таблице. Самостоятельная работа учащихся: работа с картой и учебником. |
4. Этап проверки выполнения учащимися поставленных задач |
|
- Готовы представить свои работы. Поверяем! Прием «З – Х - У» - Предлагаю вам заполнить последнюю графу таблицы «Что я узнал». - Соотнесите те сведения, что вы знали вначале о вепссах, что хотели узнать и что узнали. Сформулируйте вывод. - На сколько сложным было для вас выполнение этого задания? - Определите в тетради на оценочной шкале степень сложности. |
Каждая группа представляет выполненное задание (один человек — одно предложение). Высказывают полученные знания. Высказывания детей. Высказывания детей. Определяют. Было легко Было очень трудно |
5. Динамическая пауза |
|
- Прежде чем, мы продолжим наше путешествие по вепсской волости дальше, предлагаю вам заглянуть в один из дворов Шелтозера. - Вепссы были не только искусными мастерами. Они славились своими прекрасными песнями, танцами и играми. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с одной из них. В этом нам помогут ребята………... (учитель объясняет условие игры) |
Два учащихся демонстрируют игру «Вепсский счет». Два человека встают друг к другу спиной. Ведущий считает: «Раз, два, три, четыре». На счет «четыре» игроки не сговариваясь должны повернуть головы в одну сторону. Если какая — то пара ошиблась, в ней происходит смена партнера из другой пары. Если пара не ошиблась — остается в прежнем составе. Далее идет счет до пяти и т. д. |
6. Этап включения в систему знаний и повторения |
|
Прием «Рюкзак» - Мы с вами познакомились с вепсской национальностью, Вепсской национальной волостью. Сейчас я предлагаю наполнить рюкзак сведениями, которые мы узнали о вепссах. - Мы говорили о традициях вепсского народа и особых предметах культа, имеющими обережную силу. Этот народ большое значение уделял предметам, защищающих их обладателя. Как называются такие предметы? - Как еще можно назвать оберег? Подберите синонимы. Для чего они предназначались? - Как вы думаете сейчас обереги популярны или потеряли свою актуальность? - Вы знаете, ведь особенно хорошо изготовить оберег самому. Его можно сделать из любого материала. Предлагаю вам поразмыслить над оберегом и нарисовать один оберег в тетради. |
Учащиеся передают модель рюкзака по очереди и называют по одному предложению о том, что они узнали о вепссах. Высказывания детей. (оберег, амулет, талисман) Высказывания детей. Выполняют задание в тетради. Несколько человек представляют свою работу. |
7. Рефлексия. |
|
- Наше путешествие в загадочный и интересный мир вепсского народа заканчивается. Вспомним, о чем мы сегодня говорили? Прием «Листья» Я предлагаю вам закончить предложения, отрывая листики от дерева. - Сегодня на уроке я узнал….. - Было интересно………. - Было трудно…….. - Я понял, что ………… - Я научился ……………. - Я попробую…………… - Меня удивило………………… - Мне захотелось………………… Спасибо за урок! |
Учащиеся участвуют в диалоге. |
Любовь Витальевна