12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр Владимирович Жуковский2011
Учитель первой квалификационной категории
Россия, Воронежская обл., Село Травкино
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Урок литературы

Класс: 6

Тема: М.Ю.Лермонтов. О поэте. Знакомство с лирикой: стихотворение «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения.

Цели:

Дать сведения о жизни М.Ю.Лермонтова, познакомить с личностью поэта.

Знакомить учащихся со стихотворением «Парус».

Выявить основной мотив стихотворения, проанализировать композиционные особенности, найти изобразительно-выразительные средства.

Повторить понятия и термины из теории литературы и познакомить с новым термином.

Развивать связную речь, мышление, память, навык выразительного чтения.

Воспитывать интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова, прививать любовь к чтению, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрация к стихотворению. «Парус», карточки для словарной работы, учебник, доска, тетради.

Ход урока:

Оргмомент

Приветствие.

Настрой на рабочий лад.

Мобилизация внимания школьников.

Постановка темы урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Обобщим имеющиеся знания о нём и пополним их.

Работа над новым материалом

Вступительная беседа

Что вы уже знаете о М. Ю. Лермонтове?

Какие его произведения вы читали ранее?
(Стихотворения «»Утёс», «Два великана», «На севере диком», «Бородино», сказка «Ашик – Кериб» и др.)

Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к нашему уроку являются строки М.Ю. Лермонтова:

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,

Но для поэта он не тесен.

(Эпиграф записан на доске или дети читают его в учебнике).

Как вы понимаете эти строки?

Что включает Лермонтов в понятие мой дом?

Как понять строку: «всё, в чём есть искра жизни»? (Искра жизни – начало жизни, её зарождение, жизнь в движении).

Почему этот мир для поэта не тесен?

(Поэты – особые люди, они обладают поэтическим даром, поэтому на мир смотрят особо. Их мир должен быть очень большим, широким, чтобы они смогли донести до людей свой талант).

Новый материал

Вопрос на восприятие.

Что необычного вы заметили в судьбе и облике писателя?

Показ портрета.

Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Опишите внешность писателя.

Послушайте, что писали о Лермонтове художники, писавшие его портреты.

М. Е. Меликов: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся загадкой. Глаза эти умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на тех, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны…»

К. П. Брюллов: «…главное – это как можно точнее изобразить взгляд писателя».

А писатель И. С. Тургенев сказал о Лермонтове так: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее: какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его … смуглого лица, неподвижно-тёмных глаз».

Что необычного вы заметили в облике писателя? (Его глаза, взгляд).

Что необычного было во взгляде Лермонтова? (Глаза производили чарующее впечатление).

Рассказ о жизни писателя.

Посмотрите на годы жизни писателя (1814-1841).

Какая дата состоится в этом году? (180 лет со дня смерти писателя).

Сейчас вы прослушаете индивидуальное сообщение о жизни М. Ю. Лермонтова.

После ответите на вопрос: что необычного вы увидели в судьбе Лермонтова?

Индивидуальное сообщение (2 ученика).

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в Москве. Детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии.

Село Тарханы

Пензенской губернии

Когда Лермонтову шёл третий год, умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с его отцом. Отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжёлым грузом легла на чуткую душу ребёнка.

Позже он писал:

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно и в разлуке умереть…

Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука и старалась сделать всё чтобы он не чувствовал себя сиротой.

Елизавета

Алексеевна

Арсеньева

В доме постоянно жили мальчики-сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность дружбе.

Друзья вспоминали, что он был невысокого роста, но очень сильным и ловким. Среди тёмных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших чёрных глаз приводил в смущение того, на кого он смотрел.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, география, математику, литературу, выучился играть на скрипке и фортепьяно.

Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска.

Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского (император) были многочисленные воины, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр.

Уже тогда, в детские годы, Лермонтов не просто полюбил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. «Когда я ещё мал был, - вспоминал Лермонтов, - я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились будто вокруг неё, будто рыцари, сопровождающие природу».

Весь мир природы был для поэта родным домом. Он слышит её таинственные голоса – как «звезда с звездою говорит», как «пела русалка над синей рекой».

Елизавета Алексеевна трижды возила внука на Кавказ, где жили её родственники.

Позднее Лермонтов писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе».

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своём детстве:

И вижу я себя ребёнком; и кругом –

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

Но детство кончилось, Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил учение.

Тринадцати лет Лермонтов сразу поступил в четвёртый класс Московского университетского Благородного пансиона.

Московский

университетский

Благородный

пансион


Это была замечательная школа. Особенно любили воспитанники литературу. Они читали и обсуждали стихи и прозу, пробовали сами сочинять, создавали рукописные журналы. Лермонтов учился легко и охотно, много читал.

В четырнадцать лет он начинает писать стихи, которые становятся для него дневником; юный поэт говорит в них обо всём, что его волнует.

Лермонтов проучился в пансионе два года. А пятнадцати лет он поступил в Московский университет.

Московский университет

Он живёт вместе с бабушкой в небольшом особняке на Малой Молчановке. В его комнате часто собираются друзья, звучит музыка, читают стихи, ведутся страстные споры о том, для чего человек живёт, о дружбе, о любви и, конечно, о родине и о свободе. В лермонтовских стихах звучит мечта о подвиге для блага людей.

Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтову пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Трудным был этот перелом. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.

Военная школа

Итак, с самого детства жизнь Лермонтова посещали трагические события. Это, в первую очередь, непримиримые столкновения между отцом Лермонтова и бабушкой. Сейчас трудно сказать, из-за чего произошла эта ссора. Кто был прав, кто виноват. Однако эта загадочная вражда предопределила трагические мотивы в творчестве Лермонтова.

Послушайте, что писал об этом сам Лермонтов:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец,

В слезах угасла мать моя,

От них остался только я.

Беседа с учащимися.

Что необычного вы увидели в судьбе Лермонтова? (Семейная драма отразилась на творчестве писателя).

Как эти события нашли отражение в облике писателя? (Его большие карие глаза производили чарующее впечатление на окружающих. Но во время вспышек гнева они были ужасны).

Где родился М. Ю. Лермонтов? (Родился в Москве, детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии).

Какие трагические события произошли в семье Лермонтова? (Смерть матери, ссора отца и бабушки Лермонтова).

Кто воспитывал Лермонтова? (Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева).

Как проходило детство писателя? (Игры со сверстниками, увлечения).

Где Лермонтов получил первоначальное образование? (Дома).

Где ещё учился Лермонтов? (Московский университетский Благородный пансион, Московский университет, военная школа в Петербурге).

Чтение и анализ стихотворения «Парус».

Одним из самых известных стихотворений М.Ю.Лермонтова является «Парус». Оно было написано в годы учёбы в военной школе. Это были трудные годы в жизни писателя.

Постановка проблемного вопроса.

Каков основной мотив стихотворения «Парус»?

Первичное чтение.

(Читает учитель).

Какие чувства вы испытали, когда прослушали стихотворение?

Словарная работа.

Лазурь

Что такое лазурь? (светло-синий цвет, цвет ясного неба).

Мятежный

От какого слова образовано слово мятежный? (Мятежный ← мятеж).

Что такое мятеж? Каким синонимом его можно заменить? (Неспокойствие, бунт).

Какое значение имеет слово мятежный? (Тревожный, неспокойный, буйный).

Повторное чтение.

(Учащиеся читают про себя, вслух).

Анализ стихотворения.

Какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

Чем обычно поражает море и почему многие так любят его?

Близость моря всегда волнует человека величественным простором. Море удивляет изменчивостью и непостоянством: то оно безмятежно, спокойно, лишь колышется лёгкая зыбь, то оно пенится и шумит, то вздымаются волны и угрожающе набегают на берег. Изменчив и непостоянен его цвет. Красота моря, его непостоянство, могущество, стихийная сила всегда поражают. Возле моря всегда не хочется думать о вещах мелких обычных, хочется размышлять о чём-то сокровенном.

Что же видит и о чём размышляет Лермонтов, увидев море и белеющий парус? (Лермонтов видит разные картины, размышляет о судьбе паруса).

Как Лермонтов рисует море и парус?) Голубой туман, лазурное море, золотые лучи, белый парус).

Композиция.

Из скольких частей состоит стихотворение? (Из трёх частей).

Как узнали? (Состоит из трёх строф).

Море показано в движении, и изменение пейзажа помогает понять основную мысль стихотворения, смену настроений, содержание центрального образа.

Первые две строчки каждого четверостишия передают ту или иную картину меняющегося моря, а следующие две – настроение, чувство, вызванное ею.

Прочитаем первые две строки. Сначала перед нами возникает овеянная туманом морская гладь с белеющим парусом. Потом вид одинокого паруса рождает у автора глубокую задумчивость и звучат его вопросы-размышления:

Что он ищет в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

А далее картина резко меняется. Приближается буря, всё приходит в движение, и читатель уже не только видит, но и слышит море, его шум: поднимается и свищет ветер, надувая паруса так, что мачта гнётся и скрипит, волны играют, нарастает тревога.

Ей созвучно настроение горькой уверенности в том, что для паруса невозможно счастье:

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

В последней строфе море опять спокойно. (Струя светлей лазури, луч солнца золотой).

Прежние настроения задумчивости и тревоги сменяются твёрдой уверенностью, что парус мятежный, что он ищет не покоя, а бури.

Автор сочувствует этому стремлению, хотя грусть его не исчезает: ведь так нелёгок путь избравшего бурю вместо покоя.

10. Прослушивание аудиозаписи. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Послушайте, как читает стихотворение мастер слова Вячеслав Езепов.

Подумайте, какие средства выразительной речи использует автор? (Сила голоса, темп и тембр).

Для чего? (Чтобы точнее передать смысл стихотворения).

(Тренинг выразительного чтения стихотворения).

Словесное рисование.

Прочитайте вопрос №2 в учебнике на с. 75-76.

(В стихотворении «Парус» есть тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем хоть немного проникнуть в его тайну.

Сравните картины, нарисованные во второй и третьей строфах.

Какие чувства они вызывают?

Какие чувства у вас вызывает этот странный парус?

Работа с иллюстрацией.

Вопрос №3 на с. 76.

Рассмотрите акварельный рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус».

Сравните настроение, выраженное Лермонтовым в поэтическом «Парусе» с настроением, которое передаёт произведение живописи.

Знакомство с новым изобразительно-выразительным средством.

Вопрос №4 на с. 76.

Перечитайте строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Поэт не только нарисовал нам картину, но и заставил проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж и простые.

Если бы сказать об этом прозой, вы построили бы фразу иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят не на обычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.

Инверсия – это необычный порядок слов в предложении.

Инверсия

(Запись в тетрадь определения инверсии).

Инверсия помогает передать настроение.

Найдите ещё инверсии в стихотворении «Парус» и подумайте, какое настроение они помогают выразить. (Стране далёкой, краю родном, играют волны, счастия не ищет, луч солнца золотой).

Работа по определению размера стихотворения.

Определим размер стихотворения.

Возьмите карандаши, расставьте ударения в первых двух строках.

Беле//ет па// рус о// дино// кий

В тума// не мо// ря го// лубо/м/…

Начертите схему этих строк.

- -/ / - -/ /- -/ /- -/ /-

- -/ /- -/ / - -/ /- -/ /.

Как выглядит эта стопа?

- -/

Какой это размер, двусложный или трёхсложный?

(Двусложный ямб)

Обобщающая беседа.

Ответим на вопрос, который поставили перед чтением стихотворения: каков основной мотив стихотворения?

Почему Лермонтов назвал свой парус мятежным? (Он не удовлетворяется спокойной жизнью, ищет напряжение сил, борьбу)

Относится ли этот мятежный протест только к парусу? (Нет, это протест самого поэта и его жажда бури).

Вид паруса вызывает у Лермонтова размышления о жизни человека. Он видел парус и думал о нём, но в то же время он вспоминал о таких же гордых, одиноких и мятежных людях. Ими он гордился и им сочувствовал.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Парус» наизусть.

Подготовить рассказ и жизни писателя.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Выставление оценок.

(С объяснением)

Итоги урока.

С творчеством какого великого русского писателя мы познакомились сегодня на уроке?

Что необычайного вы увидели в судьбе и облике Лермонтова?

Над каким стихотворением работали на уроке?

Каков основной мотив стихотворения? (Жажда борьбы и свободы).

Что такое инверсия? (Необычный порядок слов в предложении).





Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.