Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Поговорим о любви…. (Любовная лирика А.С. Пушкина: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Мадонна»).
Конспект урока по литературе в 9 классе
Тема: Поговорим о любви….
(Любовная лирика А.С. Пушкина: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Мадонна»).
Цели урока:
- Обучающая: познакомить обучающихся с любовной лирикой А.С. Пушкина, показать богатство содержания, глубину мысли и художественное своеобразие любовной лирики поэта, научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта.
- Развивающая: развивать устную речь обучающихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой; развивать навыки выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина.
- Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту обучающихся; стремление к вдумчивому чтению и осмысленному пониманию стихотворного текста.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, музыкальное оформление, карточки,
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – беседа с элементами театрализации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Под звуки мелодии П.И. Чайковского («Времена года. Октябрь») звучит эпиграф в исполнении учителя. (Слайд 1)
В душе померк бы день
И тьма настала вновь,
Когда бы из неё изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал,
Кто сердце страстью нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил.
Ж.-Б. Мольер
II. Cобщение учителем темы урока.
1. Наш урок сегодня посвящён великому чувству, которое воспевали поэты, начиная ещё со времён Античности. Это высокое чувство – любовь. Обратимся к эпиграфу. Давайте прокомментируем его.
- А какие ассоциации возникают у вас со словом любовь?
- Сегодня мы с вами попытаемся понять, что же такое любовь? Какая она бывает? И помогут нам в этом разобраться стихотворения великого поэта, гения любовной лирики А.С. Пушкина. (Слайд 2)
- Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока (Слайд 3)
2. Чтение наизусть учителем стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (Слайд 4). Анализ стихотворения.
Слог этого стихотворения прост, ясен. Не зря Н.В. Гоголь сказал следующее: «Здесь нет наружного блеска, всё просто. Слов немного, они так точны, что обозначают всё».
- Как вы понимаете слова «нет наружного блеска»? (Автор использует мало средств выразительности: красивых эпитетов, ярких метафор).
- Каково настроение стихотворения? (Светлая печаль).
- Как построено стихотворение? Какова композиция?
- Какие чувства испытывает лирический герой?
- Как создаётся музыкальность стихотворения?
- Какую роль выполняют повторы слов?
- Почему поэту грустно?
- Почему легко?
(Восьмистишие вбирает в себя и мглу грузинской ночи, и плеск Арагвы, грусть и печаль разлуки с любимой, и всё это одухотворено счастливым ощущением вновь обретённой всеобъемлющей, всепоглощающей любви. Грусть оказывается лёгкой, печаль – светлой, душа – наполненной только одной мечтой о любимой).
Вывод: Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь. (Запись в тетради).
- Среди шедевров пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» («К***») – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических. Чувства растворены в словах, а слова просятся, ложатся на музыку. (Слайд 5)
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…» М.И. Глинки
3. Выступление обучающихся.
Мальчик и девочка в образе А.П. Керн рассказывают о первой встрече поэта с Керн: мальчик читает наизусть 1 часть стихотворения, затем девочка говорит от имени Керн о первом впечатлении встречи с Пушкиным.
Смена слайда. (Слайд 6). Новая встреча героев в Тригорском. Рассказ о второй встрече после ссылки и чтение второй части стихотворения. Воспоминания Керн о подаренном ей стихотворении.
Керн: Я, Анна Керн, впервые увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Марковны Олениной. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя тогда мне ничего не говорило, стихов его я тогда еще не читала. Я была ослепительна, юная красавица, которая покоряла сердца мужчин, а Пушкин … - некрасивый кудрявый юноша, который не произвел на меня никакого впечатления.
В течение шести лет я не видела Пушкина, но от многих слышала о нем как о славном поэте и с жадностью читала следующие произведения: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Разбойники». Я была им восхищена. Наша встреча состоялась в 1825 году, в Тригорском, находившемся рядом с Михайловским, родовом имением Пушкина. Весь месяц, который я провела у тетки, Пушкин часто, почти ежедневно, появлялся в Тригорском, слушал, как я пела, читал мне свои стихи. За день до отъезда я вместе с теткой и двоюродной сестрой побывала в гостях у Пушкина в Михайловском.
Пушкин: Когда я впервые увидел Анну в Тригорском, то её не узнал. Передо мной стояла женщина в строгом черном платье, не очень высокого роста, но удивительно соразмерная, легкая во всех своих движениях.
- Анна Петровна Керн! – сказала Прасковья Александровна. – Знакомьтесь заново. Вы знали Анюту, когда она была Полторацкая. Теперь она генеральша. В утро ее отъезда из Тригорского я подарил ей отпечатанную главу “Онегина”. Между страниц вложил листок со стихами.
4. Анализ стихотворения. (Слайд 7)
- Итак, первая встреча с А.П. Керн. Пушкину только 20 лет. Этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его пера тогда выходили самые светлые, самые радостные стихи:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
- Какие эпитеты употребляет поэт? Что он вспоминает?
- С кем сравнивает поэт женщину, которую он так сильно полюбил?
- Что изменилось в жизни поэта после первой встречи?
- Как меняется настроение поэта в следующих строфах?
- При помощи каких средств передаёт это настроение?
- Какой смысл несёт глагол «тянулись»?
- Какую роль играют уточнения «в глуши, во мраке заточенья», ряд однородных существительных в четвёртой строфе?
- Пятая строфа почти точное повторение первой. Почему?
- Обратим внимание на шестую строфу:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
- Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Услышали ли вы звуковые повторы, повторы слов, строк?
-Явление «гения чистой красоты» пробуждает душу поэта, поэтому чувство любви в определённый момент подводит итог философским раздумьям поэта о своей собственной жизни, о судьбе, о радости бытия, о приливе творческих сил. Покоряющая сила пушкинского стихотворения – в его эмоциональной взволнованности, проникновенной страстности.
Вывод: Любовь – творческое вдохновение. (Запись в тетради).
5. Учитель: Трудно представить Пушкина без любви. Без особого преклонения перед женщиной. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными, любовь за пределами быта, житейской прозы. Стихи Пушкина – это выражение представлений о женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин не просто любил женщин, он воспевал их. Любовь – это способность подняться над мелким, обыденным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой переданы в другом стихотворении.
А сейчас хочется познакомить вас с Анной Алексеевной Олениной. Она сыграла особую роль в биографии поэта. Он мечтал сделать Аннет своей женой, он посвятил ей множество стихотворений.
6. Выступление обучающихся. (Слайд 8)
Оленина. Ах! Пушкин! Он, пожалуй, самый интересный человек своего времени. Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых, или, лучше сказать, стеклянных, глазах его. Да, он умен, иногда любезен, очень ревнив, несносно самолюбив и неделикатен.
Мы познакомились, когда мне было всего 9 лет. Пушкин часто бывал в доме моего папеньки, директора публичной библиотеки, археолога, историка и художника Оленина. Тогда меня все звали Анеточкой - малюткой. Семнадцати лет я была назначена фрейлиной к императрицам, при дворе считалась одной из выдающихся красавиц. Я стала почти невестою Пушкина, а в его мыслях – даже и женою. Но свадьба не состоялась, поэт получил отказ.
Пушкин: Ах, Лёля, образованная, хорошенькая, грациозная, маленькая женщина смело и изящно ездила верхом, стреляла метко из лука, ловко танцевала все модные тогда танцы. Как же можно было в тебя не влюбиться? Но я не был хорошей партий для тебя… Однако в моей памяти навсегда остались твои глаза….
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Лёля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Чтение стихотворения «Я вас любил …» (Слайд 9)
7. Анализ стихотворения.
- Как меняется характер лирического переживания по ходу текста?
- Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл в том, что глагол любил употреблен в прошедшем времени?
- Каково отношение поэта к несостоявшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор. Подтвердите его примерами.
- Главное место в стихотворении занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Можно ли считать, что в этом стихотворении проявилась «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?
- В каком из двух прочитанных стихотворений отношения героев были более тесными? По какому слову в каждом из стихотворений мы можем это предположить?
- Какому чувству вынуждена подчиниться любовь в этом стихотворении?
В стихотворении раскрывается природа, сущность, драматизм большой неразделённой любви, чуждой уязвлённого чувства самолюбия, преисполненной заботы, желанием видеть любимую женщину счастливой.
Вывод: Истинная любовь преисполнена заботой о любимом человеке, желанием видеть любимую женщину счастливой. (Запись в тетради).
8. Работа в группах. (Мои чувства и впечатления от фраз, которые заинтересовали).
- Сейчас попрошу разбиться на группы, подойти по одному представителю от каждой команды, взять на выбор фразу из стихотворения поэта и прокомментировать её, то есть написать, какие чувства, эмоции вызывает четверостишие. (Даются четверостишия стихотворений «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил…»)
9. Учитель: (Слайд 10) В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Девой Марией. И вот его Мадонна.
- Н. Н. Пушкина - жена поэта, урождённая Гончарова. Впервые Пушкин увидел её зимой 1828 года, на одном из московских балов. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогами. «Чёрт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан», - с горечью писал Пушкин другу. А через несколько дней после свадьбы поэт признавался: «Я женат - и счастлив… Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». (Слайд 11)
- Пушкин глубоко и нежно любил Наталью Николаевну. «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
- Год 1837 - трагический для Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Их будущее было разрушено встречей с Дантесом. И уже ничего нельзя изменить: всё ближе и ближе роковой день дуэли.
- Когда смертельно раненого поэта везли домой, он прежде всего думал о жене, боялся испугать ее. Он понимал, что во всём обвинят её, и старался защитить, укрыть от людского любопытства. «Она, бедная, безвинно терпит и может ещё потерпеть во мнении людском», - сказал он доктору Спасскому.
- Но выше всех обвинений во все времена были и будут слова Пушкина: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».
Чтец читает стихотворение «Мадонна» (Слайд 12)
(на фоне звучащей музыки)
- Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального духовного смысла. Образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, ведь смысл любви в том, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.
Вывод: Любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны. (Запись в тетради).
III. Заключительное слово учителя.
Много прекрасных произведений посвятил Пушкин этому вечному чувству.
В бессмертных стихах никогда не померкнут ангельские глаза Олениной, не сотрётся белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской, не растает «мимолётное виденье» Анны Керн и не перестанет сиять «во славе и лучах» образ Мадонны-Гончаровой. Ведь для Пушкина любовь была светом, любовь была жизнью, любовь была творческим вдохновением.
IV. Подведение итогов урока.
Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме любви в лирике А.С. Пушкина. Вся любовная лирика поэта наполнена нежными и светлыми чувствами к женщине. Лирический герой в стихотворениях о любви самоотвержен, благороден, его чувства сильны и глубоки. Любовь в лирике Пушкина – это способность подняться над мелким и случайным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания - таков поэт в обращении ко всем любимым женщинам!
И в заключение давайте ответим одним словом на следующий вопрос:
- Что такое любовь для Пушкина? Это…
V. Оценки за урок. Домашнее задание (наизусть одно из стихотворений).
Селиванова Галина Геннадьевна
Медведева Татьяна Петровна
Довшан Татьяна Николаевна