Конспект по литературе на тему «Любовная лирика А.А.Фета»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка.
Конспект урока по дисциплине «Литература»
«Любовная лирика А.А. Фета».
Разработчик: Дёмина С.В.
2023, июнь.
Тема: Любовная лирика А. А. Фета.
Цель: рассмотреть своеобразие любовной лирики А.А. Фета.
Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с основными стихотворениями любовной лирики поэта.
Воспитательные:
воспитывать эстетический вкус, чувство слова.
Развивающие:
1.совершенствовать умение самостоятельно анализировать поэтический текст;
2.развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
3. совершенствовать культуру речи и публичного выступления;
Методические приемы: метод творческого чтения, эвристический метод, диспут и исследовательский метод.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска..
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
Слово преподавателя.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о прекрасном чувстве – о любви и помогут нам в этом прекрасные стихи А.А. Фета.
Презентация .Жизненный путь А.А.Фета.
Ребята, посмотрите на доску: высказывания великих людей о Фете. Прочитайте их и подумайте над вопросом: «В чём секрет таланта
Фета?»
«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет». Н.А.Некрасов
«В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия…» М. Е. Салтыков –Щедрин.
«Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена… Это не просто поэт, скорее поэт музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.
П.И. Чайковский.
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет» В.Г.Белинский.
Слово преподавателя.
- Я прочитаю Вам строчки из письма А.А. Фета к И. С. Тургеневу:
«Милый, дорогой Иван Сергеевич, Вашу душу я бы сравнил с самой ранней зарёй в прохладное летнее утро - оранжевое, чистое дыхание, которое увидит и заметит только любитель природы или пастух, выгоняющий стадо. Сравнил бы с утренним лесом, в котором видишь одни распускающиеся почки плакучих берёз...Но довольно, довольно и того, что Вы милейший и драгоценный для меня поэт».
Ответы студентов.
-Я думаю, что это был очень добрый, искренний человек, у которого были друзья.
Сообщение студента. Обстоятельство, которое повлияло на судьбу Фета.
-В годы военной службы, летом 1848 года Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью отставного генерала сербского происхождения. Она была поклонницей Фета, музыкантом, весьма образованной девушкой. Фет был изумлён её обширному знакомству с писателями. Они говорили о Жорж Санд и о его стихах. Марии Лазич нравились стихи Фета, она знала их наизусть. Это сблизило их. Они полюбили друг друга:
Чтение наизусть:
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!
Я болен, я влюблён; но, мучась и любя —
О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!
Вопросы классу:
Какие настроением проникнуто это стихотворение?
Какие слова в стихотворении вы можете выделить?
Какие художественно-выразительные средства использует Фет в этом стихотворении?
Осенью 1850 года Фет уехал по делам службы, а когда вернулся, его ждало страшное известие: его любимая погибла.
Что произошло? Мария читала книгу. Загорелась небрежно брошенная спичка. В одно мгновенье огонь охватил белое кисейное платье и поднялся к её роскошным чёрным волосам. Она выбегает в сад – и превращается в факел! Мария кричит: «Спасите письма!» И ещё просит не винить ни в чём своего любимого. Четверо суток провела она в неимоверных муках.
Фет пишет другу Ивану Борисову: «Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её, но судьба не могла соединить нас:
Чтение наизусть
Долго снились мне вопли рыданий твоих,
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, — и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
Слово преподавателя:
Удивительно нежное и глубокое стихотворение «Ты отстрадала я ещё страдаю» было написано Фетом в 1878 году и посвящено памяти возлюбленной поэта – Марии Кузьминичне Лазич:
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
После смерти Марии Лазич Фет посвятит ей сотни стихов. Она останется его Музой на всю жизнь:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Ещё горит в моей крови.
Хоть память и твердит,что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой,-
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла.
Когда ты здесь, передо мной.
Мелькнёт ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
Слово преподавателя.
-В 1877 году Фет написал стихотворение «Сияла ночь…» Считается, что это
Произведение посвящено Татьяне Андреевне Берс – сестре супруги Л.Н. Толстого Софьи Андреевны.
Афанасий Афанасьевич написал это прекрасное стихотворение, находясь в преклонном возрасте. Он вспоминает тот дивный таинственный вечер, когда Татьяна Берс играла на рояле.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Сочинение рассуждение на тему «Что помешало Фету быть счастливым в любви?»
Сообщение студента. Художественные особенности поэзии.
Фета часто называли поэтом-импрессионистом.
Импрессионизм в литературе- один из литературных стилей, распространившийся в мире в конце 19-начале 20 века, опиравшийся на мимолётные впечатления и ассоциации.
1.Отсутствие конкретизации, размытость и абстрактность образов.
2.Отсутствие логики повествования. А. А. Фет впервые ввёл в русскую литературу феномен «безглагольного» стихотворения.
3.Отсутствие конкретных образов героя и героини, при глубоком и тонком описании их чувств и ощущений.
4.Романтичность и отрицание действительности. Герои как будто бы живут в мире снов и грёз.
5. Обострённый психологизм.
6Метафоричность и музыкальность.
7.Ритмическое и строфическое разнообразие. Чередование длинных и коротких строк, использование различных ритмов и строф сделали Фета одним из самых «метрически разнообразных» поэтов русской литературы.
Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение Фета.