Конспект урока по литературному чтению на тему И.С. Соколов-Микитов Листопадничек (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 12 города Ангарска Иркутской области»
«Школа России»
Колосова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-Б классе.
Тема. И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек".
Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
расширение читательского кругозора детей;
формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; осенние листочки; пазлы.
Этапы работы | Содержание этапа |
I.Организацион ный момент. | - Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. - Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - |
II.Актуализация знаний. | Отгадайте загадку. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья? (Осень) Чтение стихотворения наизусть ученицей Варя А. - Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается) - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) - А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью? |
III. Постановка цели урока. Эмоциональная подготовка детей. | - Сегодня я Вам предлагаю совершить путешествие и побывать на лесной полянке у глухой реки и на болоте в осеннем лесу. - А поможет нам в этом талантливый и знаменитый русский писатель. Расшифруйте, как его зовут. |
IV. Открытие новых знаний . | - Сегодня Вас познакомит с биографией русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова ученица 3 Б класса Катя К. (предлагаются опорные слова для формулирования задач урока) Хотите узнать подробнее об авторе?
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Выставка книг. |
| Знакомство с произведением «Листопадничек» - Хотите узнать, о чём или о ком это произведение? - Разгадайте название произведения. - А как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком) -От каких слов образовано слово Листопадничек? - На лесной полянке нас ждет много интересных встреч. С двумя героями я хочу вас познакомить сейчас. «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мною за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи. Семья у меня очень дружная, мы всегда живём вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное приспособление, и регулятор температуры. Я национальный символ Канады за свое трудолюбие и миролюбие». «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто-тёмные, с длинными ресницами. Шея у меня малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я шею не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и меня не так просто поймать. В опасности я никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие». (загадки загадывают дети) |
| Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным нам, объясним значение некоторых слов. Словарная работа. Хоровое чтение и толкование незнакомых слов: долговязый - высокий, худой и нескладный; плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды; запрудили - перегородили реку плотиной; настлано – настелено; хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине; зябнуть - испытывать чувство холода; робеть - пугаться, стесняться, бояться; ходко работают - работают быстро; обглоданные – объеденные. Первичное чтение учителем и учащимися. Чтение I части (приём «буксир»). - Кто же такой листопадничек? - За что он получил такое имя? - А когда в начале урока мы отгадывали загадку про зайца, Вы запомнили сколько раз у зайчихи за год рождаются зайчата? Листопаднички – осенние зайчата Настовики – весенние зайчата Травники – летние зайчата Чтение II части. Читает учитель. - Чего испугался зайчонок? - Куда решил отправиться зайчонок - Листопадничек? Чтение III части (чтение по ролям). - Кого встретил зайчонок у реки? - Чем были заняты бобры? - Как называется жилище бобров? - Почему зайчонок загрустил о родном доме и вспомнил о маме зайчихи? Чтение IV части (самостоятельное чтение с заданием). Прочитать самостоятельно до слов «на другой день» и ответить на вопрос – Любимое лакомство бобров и зайчонка. - Кем был зайчонок для бобрят? Чтение V части (хоровое чтение). - Какие враги есть у бобров? - Что значит выражение «тумаков надавал»? Чтение VI части. Читает учитель. - Какая беда случилась ранней весной на реке? - Как спасся зайчонок? - Что значит выражение «как пуля вылетел»? Проверка первичного восприятия. - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных) - Докажите (животные разговаривают, события нереальные) - - Какая она по характеру? (грустная, добрая) Анализ художественного произведения. Разгадайте кроссворд. Физминутка Скачут, скачут во лесочке |
V.Закрепление изученного. | Художественный анализ произведения. Составим «паспорт героя».
Работа в парах.
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике. * Составление синквейна о зайчике. 1 строчка– 1 существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевое предложение из текста 5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение) Зайчик Храбрый, любознательный Боится, заботится, скучает Листопадничек в лесу стал самым храбрым и отчаянным зайцем. Листопадничек. |
VI. Итог урока. | Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? Учитель комментирует оценки. |
VII. Рефлексия.
| У Вас на партах лежат листочки: жёлтые, красные и зелёные. Если Вам было всё понятно на уроке, возьмите жёлтый листочек. Если возникли небольшие трудности, возьмите красный листочек. Если на уроке возникло очень много вопросов и Вам было трудно – возьмите зелёный листочек. |
VIII. Домашнее задание. | Творческий пересказ от имени Листопадничка. |