Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Приемы раскрытия главной мысли в рассказе Б.С. Житкова "Как я ловил человечков""

1
0
Материал опубликован 8 August

Приёмы раскрытия главной мысли в рассказе

Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».


Тип урока: освоение нового материала


Цели урока:

расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников;

раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;

обучать беглому, выразительному чтению;

развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать память, речь, мышление;

воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.


Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;

научатсясравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения


Метапредметные:

Познавательные: 

прогнозировать содержание раздела;

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),

выявлять основную мысль произведения,

формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: 

строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

осознавать цель своего высказывания




Личностные: 

осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;

осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.


ХОД УРОКА

Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.


На уроке мы сидим

Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если спросят – отвечаем.


У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Пусть гости увидят ваши симпатичные лица.


Сегодня на уроке мы будем думать над прочитанным произведением, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к уроку?


Речевая разминка

Посмотрите на слайд. Прочитайте предложение.


«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» СЛАЙД 2


- Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала сегодня для нашего урока? (Когда человек читает, он понимает смысл прочитанного, дает волю своей фантазии и воображению. В фильме мы видим действия героев, их поступки, мыслить не надо. Человек только оценивает прав или не прав герой)

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем вы узнаете из речевой разминки.


Плывет вперёд наш пароход,

Набирая быстрый ход!

Наш корабль-скороход –

Он быстрее всех плывет! СЛАЙД 3


t1754647134aa.jpg

Прочитайте сначала про себя. А теперь попытаемся все вместе проговорить с выражением.Молодцы!

-Итак, на чем же мы отправимся в путешествие? (на пароходе)

- Закрыли все глаза и представили море, чаек. (звучит музыка)

- Готовы отправиться в путешествие? Тогда поплыли. Вот наша карта.


Актуализация знаний


Наша первая остановка – это «Остров Повтореия»

Отгадайте ребус (ЖИТКОВ)

t1754647134ab.pngt1754647134ac.jpgt1754647134ac.jpgt1754647134ac.jpgТt1754647134ad.jpgt1754647134ac.jpgt1754647134ac.jpgt1754647134ac.jpgt1754647134ac.jpgВ

СЛАЙД 4

Мы с вами будем работать с текстом рассказа Б. С. Житкова «КАК Я ЛОВИЛ картоЧЕЛОВЕЧКОВ»

- Посмотрите внимательно на обложки книг. О чем писал Борис Степанович Житков? (о животных, о море, о детях)

- Какие произведения этого писателя вы читали? («Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку»)



1) Об авторе

Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству. С 1924 года он начал печататься и постепенно «ушел» в детскую литературу. В его книгах: «Морские истории», «Что бывало», «Рассказы про животных» - четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.



ДОПОЛНИТЕ мой рассказ о писателе интересными фактами, которые вы нашли о нём.

НТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Во время учёбы в гимназии Житков познакомился с Корнеем Чуковским, с которым впоследствии очень сдружился.

В течение жизни он сменил массу профессий — был штурманом на паруснике, преподавал математику и черчение, служил моряком, побывал даже капитаном научно-исследовательского судна.

Писатель знал около десятка иностранных языков, на которых мог свободно разговаривал.

Борис Житков написал 192 произведения.

Большая часть творчества Житкова была написана для детей и подростков.

Наиболее известные сказки и рассказы для детей Бориса Житкова: «Беспризорная кошка», «Как я ловил человечков», «Про обезьянку», «Про слона», «Что я видел». У писателя были свои кошки и собаки. Кошки подавали лапы и шли на свист. Однажды ему даже подарили обезьянку.

Знаменитый детский поэт и писатель Самуил Яковлевич Маршак сделал Житкова героем одного из своих стихотворений под названием «Почта». Согласно его сюжету, письмо, отправленное Борису Степановичу, везут за ним по всему миру через разные страны, но никак не могут вручить.

Борис Житков опубликовал рассказ «Микроруки», где описал способы изготовления и применения микроманипуляторов. Тогда это была фантастика. Сегодня это нанотехнологии, которые стали активно развиваться только в 21 веке.


Молодцы! Каждый из вас получает по книжечке.



А сейчас мы переходим к работе над произведением.


2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения произведения «Как я ловил человечков»?


Давайте проверим, как вы внимательно читали произведения Б. С. Житкова «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ». У вас на парте лежат карточки с заданием.

Тестирование

На карточке напечатаны 5 предложений, два из них не соответствуют тексту – они «с ловушкой». Вы должны ответить: «верно» - «+», «неверно» - «?».

СЛАЙД 8


ФИ_______________________________________


+

1

Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко

?

2

Я заснул с радостью

+

3

Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил

+

4

Я ночью даже слышал какую-то возню

?

5

Назад пойду, таблетки куплю в аптеке



Следующий остров нашего путешествия – «Остров слов»


3) Что было непонятно при чтении? Какие трудные слова и выражения вам встретились? (открывают текст, где эти слова подчеркнуты)



СЛАЙДЫ 9-14

Модель – образец судна, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

Палуба–пол на корабле

Корма - задняя часть судна.

Мачта - шест, к которому крепиться паруса

Сени – неотапливаемое помещение в деревенских домах между жилой частью дома и крыльцом
А ТЕПЕРЬ ВСЁ ПОНЯТНО?


АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Следующая станция – «Остров чтения»

1) Постановка проблемы

- Для чего Б. С. Житков написал этот рассказ? А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ЖИТКОВ ЭТИМ РАССКАЗОМ?

(Дети высказывают свое мнение)

- Я ваши ответы выслушала. (УЧИТЕЛЬ ОБОБЩАЕТ СКАЗАННОЕ И ФОРМУЛИРУЕТ ПРОБЛЕМУ) или дети???



- Чтобы решить эту проблему, давайте проанализируем прочитанное произведение.

- От чьего имени идет повествование? (от 1 лица, так как в тексте мы видим слово «я»)

- Назовите предмет, очень важный и ценный для бабушки. (Это пароходик)

- Прочтите, как выглядит пароходик. (стр. 38)

А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. (метафора) И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. (олицетворение). На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (вот здесь открываем слайд!)

Какие из них использует автор, чтобы показать восхищение Бори?

СЛАЙД 16

(олицетворение, сравнение, метафора, эпитет)

- Используйте их для ответа на вопрос.

- К каким средствам выразительности относятся эти слова?

(будочка – домик, винт – розочка – Сравнение; два черных пояса - МЕТАФОРА; шли лесенки – Олицетворение)



- Докажите предложениями из текста, что для бабушки пароходик был очень дорог. Найдите и прочитайте эти предложения.

- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.



2) Ролевая игра

- Какой ДИАЛОГ произошел между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

- С каким чувством бабушка разговаривать с внуком?

- А внук?

- Кто сможет сыграть эти роли? Катя и Алеша



Бабушка мне всё позволяла. А тут вдруг нахмурилась: – Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.

Я видел, что, если и заплакать, – не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать.

А бабушка: – Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха. И пошла к полке.

Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: – Честное-расчестное, бабушка! – И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика


- Ребята справились с заданием?



3) Фантазии Бори

- Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.


Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нём живут человечки.


Как мы называем человека, который постоянно что-то придумывает, сочиняет? (фантазер человек, который фантазирует)


- Проследим, как развиваются фантазии мальчика. Найдите и прочитайте.



Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился – шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло.



Я чуть двинулся вперёд. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка! Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул. На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз.



Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики – маленькие-маленькие, но совсем всамделишные – и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко. Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет – ни туда ни сюда. Пусть убегут, а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходе на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.

4. Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец. Я решил, что у них на пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днём там сидят рядком и тихонечко шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа.


5.Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками.



Эти фантазии и действия вызваны любопытством героя, а не желанием обмануть.



Следующая станция – Секретный остров»

4) Оценка поступка героя

- Чем заканчивается история? Перечитайте окончание рассказа и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку, отвечая на его вопросы. А теперь вам предстоит дать интервью младшему корреспонденту нашей школьной газеты, который ведет рубрик «Литературная страничка»


Игра «Репортаж с места события»

- Знаете ли вы, кто такой «корреспондент»?

Я - Забегаева Екатерина, младший корреспондент школьной газеты. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

1. Что вы увидели на месте события? (На месте событий я видел пароходик и мальчика Борю)

2. Слышал ли он какие-то звуки? (в комнате было тихо)

3. Как он узнал, что внутри тихо? (мальчик Боря подковырнул ножом палубу и увидел, что в пароходике никого нет)

4. Где он взял нож и для чего? (Боря взял нож на кухне в буфете)

5.С какой целью он это сделал? (Боря хотел поймать человечков)

6. Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего?( У мальчика дрожали руки, он ругал себя за то, что натворил)



РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: ВЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ?!



- Как вы считаете, смог Б.С. Житков своим рассказом найти ответ на вопрос: «Почему надо прислушиваться к советам старших?»

-Для чего автор написал это произведение?

(так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, лишнее любопытство ведет к хитрости, обману.)

- Прочтите пословицу«Дал слово – держись, а не давши – крепись». Что посоветуем герою?(не нарушать данное слово)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЭТА ИСТОРИЯ С ПАРОХОДИКОМ? Напишите в рабочей тетради своё продолжение рассказа. Это будет ваше домашнее задание.



А сейчас мы оказались на пристани Книголюбов. Давайте посчитаем книжечки.



Рефлексия

Я хочу узнать, понравилось ли вам наше путешествие. У вас на партах в конвертиках лежат картинки штурвала и спасательного круга. Если вам урок понравился, то прикрепите к доске штурвал, если - нет, то спасательный круг.



На этом наш урок окончен, спасибо за внимание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации