12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Ирина Александровна1035
Россия, Пензенская обл., Кузнецк
4

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме «В. Осеева. Рассказ «Печенье»»



печенье
PPTX / 1.75 Мб

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме:

«В. Осеева. Рассказ «Печенье»»

Учитель: Кузнецова Ирина Александровна

УМК: Образовательная система «21 век»

Тема урока : рассказ В.Осеевой «Печенье» (1 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Технология построения урока: технология проблемного диалога, ТРИЗ

Цель урока: познакомить с рассказом В.Осеевой «Печенье», способствовать формированию умения передавать свои мысли и чувства через чтение, определять пути решения проблем для себя на примере героев.

Задачи:

Образовательные

1) учить читать «по-взрослому»;

2)совершенствовать :  умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль;

3) расширять словарный запас учащихся;

4)закреплять умение моделировать обложку произведения;

Развивающие: 

1) развивать интерес к чтению, речь, память, логическое мышление, умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

2) развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные: 

воспитывать:

-чувство уважения к старшим,

-умение уважать мнение выступающего,

-чувство взаимопомощи, поддержки при работе в группах и парах;

-чувство ответственности за свои поступки;

 

 

Планируемый результат:

Предметные:

-читать по партитуре(по-взрослому);

-устанавливать последовательность событий;

-прогнозировать содержание произведения по названию произведения и иллюстрации к тексту;

-объяснять нравственный смысл рассказа;

-давать характеристику героям;

-соотносить основную мысль рассказа с пословицей;

Личностные:

-соблюдать ,выбранные правила общения при работе в паре, в группе;

-учиться общаться друг с другом;

-учиться быть внимательным собеседником,слушателем;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-высказывать своё предположение

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

-учиться работать индивидуально, в парах, группе

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в книге;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-составлять короткий рассказ на предложенную тему.

 

Ресурсы :учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой , карточки для работы в парах и группах, презентация,видеоклипы

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход урока

1.Мотивация

СЛАЙД 1,2

-Девиз нашего урока:

«Чтение –лучшее учение»

-Кто автор этих слов? (А.С.Пушкин)

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Книга помогает учиться задуматься о плохих и хороших поступках.)

-Книги учат добру , терпению, человечности, заставляют нас задуматься о многом, делать мудрые выводы.

-Какова цель уроков литературного чтения? (Цель уроков литературного чтения: прочитать, подумать и понять)СЛАЙД 3

2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

-Каждый урок литературного чтения –это встреча с писателем. И наш сегодняшний урок не исключение. С каким автором мы будем сегодня знакомиться отгадайте.

Игра «Да-нет-ка»

Вопросы детей для учителя: Этот писатель –женщина?

-Это современный автор?

-Автор писал о природе?

- Произведения о детях ?

-Мы читали произведения этого автора?

-Это В.А. Осеева


 

-Вы мне задаете вопросы, а я отвечаю или «да», или «нет»

 

-Да.

-Нет

-Нет.

-Да.

-Да.

-Да, это советская писательница В.А. Осеева.

 

-Что вы знаете об этом авторе? (Дети рассказывают о творчестве В.Осеевой)

 

СЛАЙД 4

На слайде записи: «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища»

- Что это за записи?

- К какому жанру относятся эти произведения?

-Что за рассказ мы будем читать на сегодняшнем уроке?

-Название вы узнаете, отгадав загадку.

Его различным формам и сортам

Всегда друзья и гости, дети рады:

Родня баранкам, пряникам, тортам,

С повидлом, маком, кремом, шоколадом.

Поднимет нежным вкусом настроение

Кондитерское сладкое... печенье

-Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

-Используя опору ответьте на вопрос:

«Какие учебные задачи будем решать?»

1.Познакомиться (с произведением…автор)

2.Учиться … (читать по-взрослому)

3.Дать характеристику.. (главным героям)

4.Определить … (главную мысль),сделать….( выводы)

- Справимся? Что для этого нужно? (Надо быть внимательными, быстро и чётко отвечать на вопросы)

-А как вы думаете о чем пойдет речь в произведении В. Осеевой?

Дети высказывают свои предположения

(Для справки)

-Родиной печенья считается Персия. Печенья бывают: печеное, слоеное, овсяное, сахарное. Наверное, сколько существует различных вкусов, столько и уникальных рецептов этой вкуснейшей сладости.

 

3.Открытие нового знания

1.Чтение рассказа учителем.   

2.Первичная проверка восприятия

-Подтвердились ли наши предположения с тем, что написала В.Осеева?

-Почему рассказ так называется?


 

4.Физ.минутка

Мультфильм «Веселая карусель № 8»Стих-е-считалка Л.Зубковой «Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто-куда!

3.Работа с текстом: повторное чтение и анализ.

- Для того, чтобы работа наша была успешной, чтобы вам легче было отвечать на вопросы проведем подготовку.

СЛАЙД 7

-Нам встретятся трудные для прочтения слова. Прочитаем их медленно, а затем с ускорением

Дети внимательно прочитывают слова за учителем (Игра «Паровозик» чтение по слогам, затем словами ,увеличивая скорость»)

 

Рас-сып-ча-то-е пе-че-нье

Вы-сы-па-ла

За-зве-не-ла

Сме-рили

При-дви-нул

Раз-ло-жи-ли

У-мень-ша-лись

Не-на-ча-тый  чай


 

Словарная работа

-Как вы понимаете слово не-на-ча-тый чай?

-Прочитайте фразу: сме-ри-ли глазами?

Как вы понимаете? Покажите.

СЛАЙД 8

Работа в парах

-Прочитай рассказ «по-взрослому» (синтагматическое чтение):
1) выделяй из каждого высказывания
речевые звенья;
2) в каждом речевом звене выделяй голосом
ключевые слова, делай паузы;

3) обрати внимание на то, в каких местах ты изменишь ТОН ЧТЕНИЯ

Дети работают с текстом (делят на речевые звенья, подчеркивают ключевые слова)

Словарик читателя

Речевые слова-части высказывания. Во время чтения они отделяются друг от другой паузой.

Ключевые слова-важные для понимания смысла текста слова, которые при чтении вслух следует выделять с большей силой.

-Прочтите выразительно рассказ вслух. Обратите внимание на то, какое настроение вы передаете при чтении.


 

Беседа по содержанию

- Назовите героев рассказа.

- Какое событие описывается в произведении?

- Какое чаепитие получилось в этой семье?

- Понравилась ли вам эта семья? Почему?

Работа в группах

- Давайте ещё раз обратимся к задачам урока.( 3.Дать характеристику главным героям

4.Определить главную мысль, сделать выводы)

- Решать эти задачи можно в группах.

-Все ли помнят правила работы в группе?

Работа группах.

Дети получают листочки с заданиями.

СЛАЙД 9

1 группа
Определить порядок микротем в рассказе. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события

1.Подготовка к чаепитию.

2.Делёжка печенья.

3.Молчание.

4.Наначатый чай и корочка черного хлеба.

 

2 группа

Раскадровка

(Составление из кадров последовательность событий рассказа)

 

 

-Давайте соотнесём порядок микротем и кадров.

-Почему бабушка и мама молчали?

СЛАЙД 10

3 группа

Дайте характеристику главным героям с доказательствами (цитаты из рассказа)

(невнимательные, жадные, невоспитанные, думающие только о себе )

Фразы и высказывания из текста для доказательства:

- придвинул к себе (жадность)

- строго сказал Миша (жадность)

- смерил глазами кучки ( недоверие)

- Бабушка, налей нам чаю! (невежливость)

- кучки быстро уменьшались (жадность)

- отозвался с набитым ртом (невоспитанность)

- похлопал себя по животу (невоспитанность)

- Ребята, а может кто-то знает, как называют таких людей, которые думают только о себе? (эгоистами).

-Эгоист – это человек, который любит только себя, пренебрегает интересами окружающих.

-Очень надеюсь, что среди нас нет таких.

-Хотели бы вы иметь таких друзей?

-Почему?

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать эгоистами, чёрствыми, бездушными?

4 группа

Составьте модель обложки рассказа

-Оцените поступок, который совершили мальчики.

-Почему они так поступили?

-Как на их месте поступили бы вы?

СЛАЙД 11

5 группа
Прочитайте диалог по ролям так, чтобы было понятно ваше отношение к героям рассказа. Какой урок для себя взяли из отрывка?

- Ребята, расскажите, как вы относитесь к поступку Миши и Вовы? (мальчиков осуждаем, маму и бабушку жалко)

6 группа

Выберите пословицы к рассказу «Печенье» В.Осеевой. Объясните свой выбор.

Жадность слепа.

Я был бы сыт, что мне до других.

Что есть в печи — все на стол мечи.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Красив тот, кто красиво поступает.

Не надобен клад, коли в семье лад.

5.Закрепление

СЛАЙД 12

-Вернемся к задачам, которые ставили в начале урока. Все ли решили?

СЛАЙД 13

-Оцените свою работу.

Я доволен своей работой на уроке

На уроке я работал неплохо

На уроке мне было трудно

 

- А как вы думаете, ребята, мальчики поняли, что поступили неправильно, плохо?

-Какой совет можно дать детям, которые поступают как герои рассказа?

Творческое задание (По выбору)

1) Придумайте продолжение рассказа.

2) Нарисуйте изменение настроения у мальчиков(у бабушки и мамы), аргументируйте.

Подведение итогов

- С какой целью написана эта история?

- Какое произведение читали? Понравилось?

- Кто автор?

- Чему учились? Значит, наш девиз-слова А.С.Пушкина подтверждены.

- Какое у вас настроение от урока?

-Конечно, невозможно за один урок научиться стать добрыми, щедрыми, понимающими, но произведения В.Осеевой помогли нам задуматься об этом. Мне будет приятно, если вы прочтете другие рассказы этой писательницы , которые нас учат дружить, сочувствовать, помогать друг другу.

СЛАЙД 12

-Вернемся к задачам, которые ставили в начале урока. Все ли решили?

СЛАЙД 13

-Оцените свою работу.

Я доволен своей работой на уроке

На уроке я работал неплохо

На уроке мне было трудно

 

6.Рефлексия

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Меня потрясло(удивило)…

Мне захотелось…

Показ клипа. Дети поют песню В.Шаинского «Всё мы делим пополам»)

-Я принесла печенье, как будем делить???

-Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! СЛАЙД 15

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.