Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме «В. Осеева. Рассказ "Печенье"»
Пояснительная записка к презентации
PPTX / 1.75 Мб
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме:
«В. Осеева. Рассказ «Печенье»»
Учитель: Кузнецова Ирина Александровна
УМК: Образовательная система «21 век»
Тема урока : рассказ В.Осеевой «Печенье» (1 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения урока: технология проблемного диалога, ТРИЗ
Цель урока: познакомить с рассказом В.Осеевой «Печенье», способствовать формированию умения передавать свои мысли и чувства через чтение, определять пути решения проблем для себя на примере героев.
Задачи:
Образовательные
1) учить читать «по-взрослому»;
2)совершенствовать : умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль;
3) расширять словарный запас учащихся;
4)закреплять умение моделировать обложку произведения;
Развивающие:
1) развивать интерес к чтению, речь, память, логическое мышление, умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;
2) развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные:
воспитывать:
-чувство уважения к старшим,
-умение уважать мнение выступающего,
-чувство взаимопомощи, поддержки при работе в группах и парах;
-чувство ответственности за свои поступки;
Планируемый результат:
Предметные:
-читать по партитуре(по-взрослому);
-устанавливать последовательность событий;
-прогнозировать содержание произведения по названию произведения и иллюстрации к тексту;
-объяснять нравственный смысл рассказа;
-давать характеристику героям;
-соотносить основную мысль рассказа с пословицей;
Личностные:
-соблюдать ,выбранные правила общения при работе в паре, в группе;
-учиться общаться друг с другом;
-учиться быть внимательным собеседником,слушателем;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-высказывать своё предположение
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
-учиться работать индивидуально, в парах, группе
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в книге;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Ресурсы :учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой , карточки для работы в парах и группах, презентация,видеоклипы
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ход урока
1.Мотивация
СЛАЙД 1,2
-Девиз нашего урока:
«Чтение –лучшее учение»
-Кто автор этих слов? (А.С.Пушкин)
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Книга помогает учиться задуматься о плохих и хороших поступках.)
-Книги учат добру , терпению, человечности, заставляют нас задуматься о многом, делать мудрые выводы.
-Какова цель уроков литературного чтения? (Цель уроков литературного чтения: прочитать, подумать и понять)СЛАЙД 3
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи
-Каждый урок литературного чтения –это встреча с писателем. И наш сегодняшний урок не исключение. С каким автором мы будем сегодня знакомиться отгадайте.
Игра «Да-нет-ка»
Вопросы детей для учителя: Этот писатель –женщина?
-Это современный автор?
-Автор писал о природе?
- Произведения о детях ?
-Мы читали произведения этого автора?
-Это В.А. Осеева
-Да.
-Нет
-Нет.
-Да.
-Да.
-Да, это советская писательница В.А. Осеева.
-Что вы знаете об этом авторе? (Дети рассказывают о творчестве В.Осеевой)
СЛАЙД 4
На слайде записи: «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища»
- Что это за записи?
- К какому жанру относятся эти произведения?
-Что за рассказ мы будем читать на сегодняшнем уроке?
-Название вы узнаете, отгадав загадку.
Его различным формам и сортам
Всегда друзья и гости, дети рады:
Родня баранкам, пряникам, тортам,
С повидлом, маком, кремом, шоколадом.
Поднимет нежным вкусом настроение
Кондитерское сладкое... печенье
-Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
-Используя опору ответьте на вопрос:
«Какие учебные задачи будем решать?»
1.Познакомиться (с произведением…автор)
2.Учиться … (читать по-взрослому)
3.Дать характеристику.. (главным героям)
4.Определить … (главную мысль),сделать….( выводы)
- Справимся? Что для этого нужно? (Надо быть внимательными, быстро и чётко отвечать на вопросы)
-А как вы думаете о чем пойдет речь в произведении В. Осеевой?
Дети высказывают свои предположения
(Для справки)
-Родиной печенья считается Персия. Печенья бывают: печеное, слоеное, овсяное, сахарное. Наверное, сколько существует различных вкусов, столько и уникальных рецептов этой вкуснейшей сладости.
3.Открытие нового знания
1.Чтение рассказа учителем.
2.Первичная проверка восприятия
-Подтвердились ли наши предположения с тем, что написала В.Осеева?
-Почему рассказ так называется?
4.Физ.минутка
Мультфильм «Веселая карусель № 8»Стих-е-считалка Л.Зубковой «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто-куда!
3.Работа с текстом: повторное чтение и анализ.
- Для того, чтобы работа наша была успешной, чтобы вам легче было отвечать на вопросы проведем подготовку.
СЛАЙД 7
-Нам встретятся трудные для прочтения слова. Прочитаем их медленно, а затем с ускорением
Дети внимательно прочитывают слова за учителем (Игра «Паровозик» чтение по слогам, затем словами ,увеличивая скорость»)
Рас-сып-ча-то-е пе-че-нье
Вы-сы-па-ла
За-зве-не-ла
Сме-рили
При-дви-нул
Раз-ло-жи-ли
У-мень-ша-лись
Не-на-ча-тый чай
Словарная работа
-Как вы понимаете слово не-на-ча-тый чай?
-Прочитайте фразу: сме-ри-ли глазами?
Как вы понимаете? Покажите.
СЛАЙД 8
Работа в парах
-Прочитай рассказ «по-взрослому» (синтагматическое чтение):
1) выделяй из каждого высказывания речевые звенья;
2) в каждом речевом звене выделяй голосом ключевые слова, делай паузы;
3) обрати внимание на то, в каких местах ты изменишь ТОН ЧТЕНИЯ
Дети работают с текстом (делят на речевые звенья, подчеркивают ключевые слова)
Словарик читателя
Речевые слова-части высказывания. Во время чтения они отделяются друг от другой паузой.
Ключевые слова-важные для понимания смысла текста слова, которые при чтении вслух следует выделять с большей силой.
-Прочтите выразительно рассказ вслух. Обратите внимание на то, какое настроение вы передаете при чтении.
Беседа по содержанию
- Назовите героев рассказа.
- Какое событие описывается в произведении?
- Какое чаепитие получилось в этой семье?
- Понравилась ли вам эта семья? Почему?
Работа в группах
- Давайте ещё раз обратимся к задачам урока.( 3.Дать характеристику главным героям
4.Определить главную мысль, сделать выводы)
- Решать эти задачи можно в группах.
-Все ли помнят правила работы в группе?
Работа группах.
Дети получают листочки с заданиями.
СЛАЙД 9
1 группа
Определить порядок микротем в рассказе. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события
1.Подготовка к чаепитию.
2.Делёжка печенья.
3.Молчание.
4.Наначатый чай и корочка черного хлеба.
2 группа
Раскадровка
(Составление из кадров последовательность событий рассказа)
-Давайте соотнесём порядок микротем и кадров.
-Почему бабушка и мама молчали?
СЛАЙД 10
3 группа
Дайте характеристику главным героям с доказательствами (цитаты из рассказа)
(невнимательные, жадные, невоспитанные, думающие только о себе )
Фразы и высказывания из текста для доказательства:
- придвинул к себе (жадность)
- строго сказал Миша (жадность)
- смерил глазами кучки ( недоверие)
- Бабушка, налей нам чаю! (невежливость)
- кучки быстро уменьшались (жадность)
- отозвался с набитым ртом (невоспитанность)
- похлопал себя по животу (невоспитанность)
- Ребята, а может кто-то знает, как называют таких людей, которые думают только о себе? (эгоистами).
-Эгоист – это человек, который любит только себя, пренебрегает интересами окружающих.
-Очень надеюсь, что среди нас нет таких.
-Хотели бы вы иметь таких друзей?
-Почему?
– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать эгоистами, чёрствыми, бездушными?
4 группа
Составьте модель обложки рассказа
-Оцените поступок, который совершили мальчики.
-Почему они так поступили?
-Как на их месте поступили бы вы?
СЛАЙД 11
5 группа
Прочитайте диалог по ролям так, чтобы было понятно ваше отношение к героям рассказа. Какой урок для себя взяли из отрывка?
- Ребята, расскажите, как вы относитесь к поступку Миши и Вовы? (мальчиков осуждаем, маму и бабушку жалко)
6 группа
Выберите пословицы к рассказу «Печенье» В.Осеевой. Объясните свой выбор.
Жадность слепа.
Я был бы сыт, что мне до других.
Что есть в печи — все на стол мечи.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Красив тот, кто красиво поступает.
Не надобен клад, коли в семье лад.
5.Закрепление
СЛАЙД 12
-Вернемся к задачам, которые ставили в начале урока. Все ли решили?
СЛАЙД 13
-Оцените свою работу.
Я доволен своей работой на уроке
На уроке я работал неплохо
На уроке мне было трудно
- А как вы думаете, ребята, мальчики поняли, что поступили неправильно, плохо?
-Какой совет можно дать детям, которые поступают как герои рассказа?
Творческое задание (По выбору)
1) Придумайте продолжение рассказа.
2) Нарисуйте изменение настроения у мальчиков(у бабушки и мамы), аргументируйте.
Подведение итогов
- С какой целью написана эта история?
- Какое произведение читали? Понравилось?
- Кто автор?
- Чему учились? Значит, наш девиз-слова А.С.Пушкина подтверждены.
- Какое у вас настроение от урока?
-Конечно, невозможно за один урок научиться стать добрыми, щедрыми, понимающими, но произведения В.Осеевой помогли нам задуматься об этом. Мне будет приятно, если вы прочтете другие рассказы этой писательницы , которые нас учат дружить, сочувствовать, помогать друг другу.
СЛАЙД 12
-Вернемся к задачам, которые ставили в начале урока. Все ли решили?
СЛАЙД 13
-Оцените свою работу.
Я доволен своей работой на уроке
На уроке я работал неплохо
На уроке мне было трудно
6.Рефлексия
Я сегодня узнал…
Было интересно…
Меня потрясло(удивило)…
Мне захотелось…
Показ клипа. Дети поют песню В.Шаинского «Всё мы делим пополам»)
-Я принесла печенье, как будем делить???
-Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! СЛАЙД 15