12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тараторина Елена Васильевна19 Россия, Самарская обл., Сызрань |
Конспект урока по математике. Тема "Перестановка и группировка множителей".
Конспект урока по математике.
Математика, 4 класс, УМК «Школа России»
Учитель: Тараторина Елена Васильевна
Дата: 08.02.2022 г.
Тема: Перестановка и группировка множителей.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Сформировать представление об удобном способе умножения, используя перестановку и группировку множителей; закрепить навыки устного и письменного умножения, решения задач на движение.
Задачи:
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи на движение;
- Развивать интерес детей к математике, их математические способности;
- Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.
Оборудование: Учебник «Математика», 4 класс, 2 часть, М.И.Моро и др., карточки заданий, листы самооценивания, презентация.
Основные понятия: перестановка и группировка множителей, переместительный и сочетательный законы умножения.
Планируемые результаты | ||
Предметные научатся переставлять и группировать множители; решать задачи на встречное движение; выполнять геометрические построения; совершенствовать вычислительные навыки. | Метапредметные овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником. | Личностные применяют правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности. |
Этап | Содержание деятельности (взаимодействия) | Формируемые умения | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. | Вот звенел для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету. | ||||
2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала.
Устный счет. как вариант Математический диктант. Работа в парах. Задание на развитие функциональной грамотности. | - Итак, урок математики начинаем с устного счета. – Вставьте в окошки числа, чтобы равенства были верными. 280 = 16 · 5 + 360 = 15 · 4 + 493 = 31 · 3 + 580 = 20 · 4 + 775 = 25 · 3 + 860 = 12 · 5 + 970 = 14 · 5 + – Какие два ответа из вышеуказанных не соответствуют остальным? В чем разница? – На прошлом уроке вы решали задачи на движение, давайте проверим. - Как найти скорость? -Как найти расстояние? - Как найти время? (Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».) 1) Произведение чисел 800 и 9 равно 7200. 2) Четверть килограмма больше, чем половина килограмма. 3) Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время. 4) В кинотеатре 200 мест, половина была занята зрителями. Свободными остались 100 мест. 5) На мебельной фабрике выпускают 15 моделей диванов. Это на 5 моделей меньше, чем кухонных гарнитуров. Значит, кухонных гарнитуров 10 моделей. 6) Чтобы найти площадь квадрата, надо одну сторону умножить на другую. 7) Если 0 умножить на число, то получим это же число. 8) Если число умножить на 1, то получим это же число. 9) Треугольник с прямым углом называется прямоугольным. 10) Полчаса — это 50 мин. Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4) +; 5) -; 6) +; 7) -; 8) +; 9) +; 10) -. | Выполняют на карточках. Работа в парах. Выполняют взаимопроверку. Расстояние разделить на время. Скорость умножить на время. Расстояние разделить на скорость. Взаимопроверка. Работа в парах. | Познавательные УУД: общеучебные умения, контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные,УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||
3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Рассказ учителя из истории математики. Создание проблемной ситуации. Работа с числовыми выражениями. |
А вы знаете, что в 16 веке в школе обучали только мальчиков. Девочки оставались безграмотными. Всё обучение длилось 3 года. За это время дети выучивались только считать-складывать и вычитать. Кто хотел продолжить учение, тот сам должен был добывать «Считание удобное». Так по-другому называлась таблица умножения. Изучить её надо было самостоятельно. «Считание удобное» в 16 веке было доступно не каждому. - Как вы думаете почему? - Что мы знаем об умножении? - Как называют числа при умножении? - Как найти неизвестный множитель? На доске записано числовое выражение 7 · 2 · 50 = – Посмотрите внимательно на числовое выражение. Вызовет ли затруднение вычисление в заданном порядке? Есть ли у вас предположения, как удобнее выполнить вычисление? В каком порядке нужно перемножить эти числа, чтобы быстрее вычислить ответ? (2 · 50 · 7) – Какой закон умножения вы использовали? (Сочетательный.) – Итак, мы использовали перестановку множителей. А если множителей много? В каком порядке вы выполните действия в данном числовом выражении? Объясните. 25 · 3 · 4 · 9 = – Да, если множителей много, то можно использовать группировку. – Итак, сформулируйте тему урока. (Перестановка и группировка множителей.) – Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем? – А сейчас наша задача – отработать навык перестановки и группировки множителей. | Слушают учителя. Ответы детей. Множитель, множитель и произведение. Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель. Ответы детей. Поменяли местами и сгруппировали. Да, при умножении многозначных чисел. | Познавательные УУД: новый способ вычисления. Коммуникативн ыеУУД: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: постановка и формулировка проблемы, целеполагание, планирование, прогнозирование | ||||
4. Изучение нового материала Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. а) Работа по учебнику. Устная работа. Составление алгоритма. Работа в тетради. Тренировочная работа. | - Ребята, что такое перестановка? - Что такое группировка? - Ребята, вспомним свойства умножения? На доске появляются вспомогательные таблички. a∙b = b∙a a∙(b∙c) = (a∙b)∙c - Откройте страницу 17. Прочитайте задание, обозначенное красной чертой. Объясните, почему верны следующие равенства: 5 ∙ 7 ∙ 2 = 5 ∙ 2 ∙ 7 25 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 9 = 25 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 9 15 ∙ (2 ∙ 6) = 15 ∙ 2 ∙ 6 25 ∙ (7 ∙ 4) = 25 ∙ 4 ∙ 7 - Верно! Используя эти свойства множители можно переставлять и группировать удобными способами. Посмотрим, как можно использовать свойства перестановки и группировки при вычислении значений выражений. 25* 7 * 4=7*(25*4)=7*100=700 50*9*2*8=50*2*9*8=100*72=7200 4*500*6*2=4*6*500*2=24*1000=24000 - Ребята, какой можно сделать вывод? Сделаем вывод: используя свойства умножения множители можно переставлять и группировать таким способом, чтобы при умножении получались числа оканчивающиеся нулями. -Умножать на 10, 100, 1000 и другие числа, оканчивающиеся нулями гораздо удобнее и легче. | Перестановка-изменение, перемещение порядка следования множителей в записи. Группировка-объединение множителей для удобного способа вычисления произведения. Называют свойства умножения: переместительное (от перестановки множителей произведение не меняется), сочетательное (чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель) Высказывают свои предположения, в числе которых есть: - Эти равенства верны, потому что они заключают в себе переместительное и сочетательное свойства умножения. Если переставить или группировать множители, то произведение не поменяется. Учащиеся в тетрадь записывают выражения и находят их значения. По цепочке. Один ученик решает у доски с объяснением, а остальные выполняют в тетрадях. | Познавательные УУД: учатся работать по алгоритму. Регулятивные УУД: контролируют правильность ответов. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | ||||
Физкультминутка | Руки за спину, головы назад. Глаза пускай в потолок поглядят. Головы опустим – на парты глядим, И снова наверх, где там муха летит. Глазами повертим, поищем ее. И снова решаем. Немного еще. | Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия, проявляют волевую саморегуляцию. Познавательные УУД: структурируют и применяют полученные знания. | ||||
5. Первичное закрепление. Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действие. а) Работа по учебнику. Устная работа. б) Самостоятельная работа. Работа по вариантам. в) Задание на развитие функциональной грамотности. | - Откройте учебник на стр. 17. - Прочитайте задание № 65. Объясните, как вычислили произведения. - Прочитайте задание № 66. Вычислите удобным способом. 1 вариант- 1 столбик, 2 вариант- 2 столбик, 3 вариант- 3 столбик. Распредели математические записи по группам:
5*2*12 5*20*24 24*(5*20) (24*10)*(5*20) | 1 пример: в данном примере используется перестановка множителей. 2 пример: в данном примере используется перестановка и группировка множителей. Учащиеся самостоятельно выполняют в тетради по вариантам. Проверка с экрана. Выполняют задание на карточках. | Регулятивные УДД: контролируют правильность выполнения, взаи моконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные УУД: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» Познавательные УУД: использование системы научных и теоретических знаний на практике – решения задач Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и учащимися Личностные УУД: самоконтроль. | ||||
6. Повторение изученного материала. Цель: повторение и закрепление ранее изученного. Решение задачи на движение. | Записываем №67, читаем задачу про себя. Прочитает задачу……. - Прочитайте задачу - Сделаем схематический чертеж. - Что известно в задаче? - Что можно сказать о расстоянии между городами? - Какое время до встречи прошёл каждый поезд? - Что можно найти, зная общее расстояние и общее время? - Как можно назвать общую скорость при встречном движении? - Как найти скорость другого поезда? - Запишите решение самостоятельно, а затем проверим решение. Попробуйте решить задачу двумя способами. 1) 520 : 4 = 130(км/ч)- скорость сближения 2) 130 – 60 = 70 (км/ч) – скорость другого поезда Или 1) 60 · 4 = 240(км) – прошел первый поезд 2) 520 - 240 = 280(км) – прошел второй поезд 3) 280 : 4 = 70(км/ч)- скорость второго поезда. - Проверим решение задачи. | Оно общее для двух поездов. Одинаковое – 4 ч. Общую скорость Скорость сближения. 2 человека решают задачу на доске. | Регулятивные УДД: контролируют правильность выполнения, взаи моконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Личностные УУД: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» Познавательные УУД: использование системы научных и теоретических знаний на практике – решения задач Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и учащимися Личностные УУД: самоконтроль. | ||||
7. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии и КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания. | Оценивают свою работу по оценочным листам на каждом этапе урока и итоговая отметка за урок. | Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке | ||||
8. Домашнее задание Цель: инструктаж о выполнении домашнего задания. | Стр.17 №69 –решить задачу, №71- решить примеры. | Задают уточняющие вопросы. | Регулятивные УУД: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Оценочный лист | |||
Выполнение заданий | Я очень доволен своей работой. | Мне надо разобраться в некоторых вопросах. | У меня много ошибок. |
Устный счет | | | |
Математический диктант | | | |
№ 66 | | | |
Задача: 1 способ 2 способ | | | |
Моя отметка | | | |
Отметка учителя | | | |
Карточка заданий
Группировка множителей | Перестановка множителей |
| |
Устный счет 280 = 16 · 5 + 360 = 15 · 4 + 493 = 31 · 3 + 580 = 20 · 4 + 775 = 25 · 3 + 860 = 12 · 5 + 970 = 14 · 5 + |
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН УМНОЖЕНИЯ a∙b = b∙a |
СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН УМНОЖЕНИЯ a∙(b∙c) = (a∙b)∙c |