Конспект урока по обучению грамоте «Буква Б. Звуки «Б», «Б*»» (1 класс)
План-конспект
урока русского языка (обучения грамоте) в 1 классе
Тема: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Цели:
Образовательная: познакомить с согласными звуками [б], [б’], буквой Б, б.
Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, познавательную активность, расширять кругозор.
Воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, любовь к живой природе, прививать дружелюбие.
Задачи: способствовать развитию фонематического слуха, умению находить и выделять изучаемые звуки в словах, давать им характеристику.
Оборудование: учебник «Русская Азбука» В. Г. Горецкого, карточки с изображениями белки, бабочки, барабана, Буратино; карточки с изображением буквы Б, б.
Ход урока
I Организационный момент.
II Закрепление опорных знаний.
1) Ребята, давайте вспомним все гласные буквы, которые мы уже изучили. (а, о, у, ы, и, е)
- А теперь те из них, которые обозначают 2 звука. (е)
- Теперь назовите гласные звуки, которые указывают на мягкость согласного.(и, е)
- Ребята, назовите все согласные, которые мы изучили. (н, м, л, р, в, п, к, с, т)
- Какие из них звонкие? (н, м, л, р, в)
-Глухие? (п, к, т, с)
III Изучение нового материала
1) Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой Б. Узнаем какие звуки она обозначает. Научимся читать слоги и слова с этой буквой. Будем учиться писать «строчную» букву б.
- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий круглый …. (барабан)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?..... (Буратино)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? ……(белка)
2) – Что объединяет все эти слова? (Все эти слова начинаются на букву Б)
- Давайте посмотрим на ленту букв и найдем букву Б.
- Прочитаем ее все вместе.
- Что делают наши губки? (Они сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие.) Значит, какой это звук – гласный или согласный? (согласный)
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок –
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает:
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз, да, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!
3) Ребята, теперь откроем учебник на стр. 97.
- В рамке, где живет буква Б есть слоги-слияния. Давайте их прочитаем.
БА БИ БО БЕ БУ БЫ
- Ребята, почему у меня на доске эти слоги в двух столбиках? (в ба, бо, бу, бы – твердый звук [б], а в слогах би, бе – мягкий.)
- Теперь поиграем в игру «Хлопок». Я назову слова, а вы хлопаете, когда услышите мягкий [б’]. (барабан, белка, банан, бинт, бантик, буфет, бабочка, голуби)
4) На доске 2 слова: БЕЛКА, КОБРА.
- Сделаем слого-звуковой анализ этих слов.
- 2 человека у доски, а остальные в своих тетрадях в линейку. Не забываем отступить 2 строчки от последней работы.
-Сколько слогов в слове БЕЛКА?
-Почему ты отметил зеленым цветом звук [б’]?
-Какой слог ударный?
-Сколько слогов в слове КОБРА?
- Почему звук [б] обозначен в схеме синим цветом?
-Какой слог ударный?
5) Чтение слов на стр. 97 учебника с выделением количества слогов.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик отыскать-
Надо на носочки встать.
-Садитесь, пожалуйста.
6) –Ребята мы познакомились со звуками [б], [б’]. На письме же эти звуки обозначаются буквой Б, б.
- Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
-Давайте откроем пропись на стр. 12 и посмотрим, как она пишется.
-Кто изображен на картинке? (Богатырь).
- Почему? (Начинается на букву Б).
-Давайте возьмем в руки ручку и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь.
-Теперь вместе со мной в воздухе напишем букву Б. (озвучивая направление линий).
- Теперь самостоятельно пропишем образец и первую строчку. Кому нужна будет помощь, поднимите руку, я подойду.
-Прочитаем слоги, написанные во второй строчке. (ба, бу, бе).
- Теперь их напишем.
IV Работа по учебнику
1) - Загляните на стр. 97 учебника. Найдите изображение белки.
- Я прочту текст, потом мы ответим на вопросы по тексту.
-Как можно озаглавить текст?
-Прочитаем текст по цепочке.
2) –Ребята, взгляните на доску.
- Почитайте пословицу: «Дружба и братство – дороже любого богатства».
-Найдите в пословице слова с буквой Б. Подчеркните ее.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
V Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
-Что вам особенно понравилось?
-Было ли что-то сложным?
-Все очень старались. Спасибо вам за урок!