Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б»»
Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.
Задачи:
Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.
Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.
Демонстрационный материал: игрушка Буратино, предметные картинки и игрушки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».
Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; кассы букв.
Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход занятия
1.Организационный момент. Установка на занятие.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2.Артикуляционная гимнастика.
Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),
А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),
По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),
Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),
Физзарядка получилась хороша.
3.Сообщение темы
К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это?
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? Буратино
А в имени Буратино какой первый звук? (Звук [ б].) Буратино со звуками [б] и [б’] и научиться их чётко произносить. Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками.
4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Ребята давайте произнесём звук [ б] перед зеркалом.
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.
- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.
- А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)
- Молодцы ребята.
5. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.
- Буратино любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним:
- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;
- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;
- на барабане – бам-бом-бум-бим.
6. Развитие фонематических представлений.
Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:
- воробей, белка, арбуз, лебедь.
- яблоко, рубашка, автобус, голуби.
- собака, обезьяна, рыба, баранки.
- бигуди, губы, батон, клубок.
Молодцы!
7.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,
- Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
- А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)
- В левую руку возьмите синий кружок, в правую - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки [б], [о]. (Бо.)
Теперь звуки [б], [у]. (Бу)
Игра «Кто внимательный»
- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.
8.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.
-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).
Необходимо раздать детям картинки и предложить им обозначить звук [ б] на схематической полоске слова.
- Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте
звук [ б] на полоске соответствующей фишкой.
- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:
…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.
- Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’].
- Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)
-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].)
- А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.)
- Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)
- И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)
9.Произношение звука [ б].
Буратино предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]:
бо – бё
бу – бю
бы – би
бэ – бе
ба – бя
- Вы хорошо справились и с этим заданием, молодцы!
- Повторим вместе с Буратино чистоговорку.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
- Ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Дядя, дайте мне трубу,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе
- Потрубил я на трубе,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже труба.
Физкультминутка
У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Молоцы!
10.Знакомство с буквой «Б».
- Ребята, с какими звуками мы познакомилиь? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)
- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык - бок – бак. (Работа у доски)
- Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БОК.)
- Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БАК.) Молодцы!
- Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.
11. Организация окончания занятия.
- Вот вы и справились со всеми заданиями. Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня?
Ребята вам понравилось занятие?
Оценка речевой деятельности.
Вы прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания.