12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Любовь Сергеевна38



Технологическая карта урока

«Семейный бюджет»

(окружающий мир, 3 класс)

 

Организационная информация

Тема урока

Семейный бюджет.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия «нового знания»

Цели урока

 

1. Познакомить с понятием семейный бюджет, доход/расход, структурой семейного бюджета.

2. Научиться планировать семейный бюджет.

3. Формировать навыки самостоятельности, аккуратности,  культуры потребления, ответственности.

Задачи урока

 

Задачи урока:

Через проверку знаний учащихся актуализировать тему урока;

Дать учащимся конкретное представление о структуре бюджета, научить учащихся умениям приводить примеры факторных доходов;

Добиться в ходе подведения итогов урока закрепления и  повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление о понятии «семейный бюджет», доходы и расходы;

- знать составные части семейных доходов и расходов.

Метапредметные:

Личностные:

- осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности.

Познавательные:

- характеризовать составные части семейных доходов и расходов.

Регулятивные:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий.

Основные понятия

Бюджет, семейные доходы, постоянные расходы, сбережения.

Межпредметные связи

Математика.

Ресурсы:

Учебник «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», рабочая тетрадь «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России».

Портрет мамы и папы, кошелек, таблицы «Семейный бюджет», смайлики настроения


Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная , групповая работа.


Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты


Предметные

УУД


I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: подготовить учащихся к изучению новой темы 

 Слушают учителя, настраиваются на урок.

 

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

 

Определяют своё эмоциональное состояние и готовность к уроку. 

получат возможность узнать экономические термины, связанные с темой урока

Коммуникативные:

-адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль


II. Формулирование темы урока, постановка цели

Тема: Семейный бюджет и его составление

 

Цели: Сформировать у учащихся представление о семейном бюджете и его структуре и роли в семье.

 

 

 Пытаются самостоятельно сформулировать понятие «бюджет».

 

 

 

 

 

 

Слушание рассказа. 

 

 



















Определяют тему урока.

 



 

 Организует работу над понятием «Бюджет».

- А чтобы узнать тему занятия, я предлагаю послушать небольшой рассказ.

СЦЕНКА ПРО СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

(На доске портрет мамы и папы из сказки «Простоквашино», кошелек)

Автор: Как-то раз мама и папа из сказки «Простоквашино» начали спорить. Вроде бы и зарабатывали неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало.  Папа постоянно возмущался и ворчал на маму

Папа: «Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются?»

Автор: А мама в недоумении оправдывалась.

Мама: «Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 300 рублей уходит. Сапоги вон модные себе купила. И дяде Федору новую клюшку. Холодильник продуктами заполнила. А сегодня увидела в магазине такой набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит».
Автор: Папа выслушал маму, молча взял все сбережения из кошелька и пошел покупать новые колеса к своей машине.

 -Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (Семейный бюджет) А что значит «бюджет»?

- Какие ошибки при ведении семейного бюджета есть в этой семье?

  - Из чего состоит семейный бюджет?
-А вы знаете, что такое доход, расход? (рисунок капилок с доходами и расходами)

  - Предлагаю поставить цель нашего занятия.

  - Молодцы! 

 Решение проблемных вопросов.

 

 

 получат возможность самостоятельно поставить цель, исходя из поставленных проблемных вопросов

Личностные:

Формирование:

внутренней позиции школьника в вопросах финансово-экономической деятельности;

позитивной мотивации изучения финансовой грамотности;

учебно-познавательного интереса к финансовым и экономическим вопросам.

 (Познавательные УУД).

-использование различных способов поиска информации, необходимой для повышения своей финансовой грамотности.

(Коммуникативные УУД).

-слушать собеседника и вести диалог;

-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседника;

(Регулятивные УУД).

- принимать и ставить цели и задачи в финансовых вопросах.


III. Изучение нового материала

Цели: подготовить детей к составлению семейного бюджета

 

.

 

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 











 

Выполняют комплекс упражнений.



 





 

 

 

 

 

 


Приводят примеры составления бюджета своих семей.

 

 

 

 

 



Делятся своим жизненным опытом, отвечают на вопросы.










 




Распределяют доходы и расходы в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


БЛИЦ-ОПРОС:


Ребята, давайте обратимся к учебнику на с.75. прочитайте первый абзац.

-Что есть у каждой семьи?(доходы и расходы)

-Как называются все деньги, которые семья получает за месяц?(доход)

- Как называются деньги, которые семья планирует и разумно тратит на покупки и оплату услуг? (расходы)

ФИЗМИНУТКА

-

Физминутка «Будем денежки считать»

Сейчас попрошу вас встать:

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока  ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)


Отлично! Мы можем продолжать наше занятие!


- Ребята, расскажите, а откуда берутся деньги в ваших семьях?(ответы ребят)

- Очень интересно было узнать про формирование бюджета в ваших семьях, спасибо!


ИГРА-«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Сейчас работаем в парах

Перед вами лежат таблицы, в них нужно стрелками распределить доходы и расходы семейного бюджета. Перед выполнением этого задания давайте разберем такие понятия как «Стипендия» и «пенсия».

Давайте теперь разберем таблицу вслух. Молодцы!

Ребята, если после всех расходов, в вашей семье остались деньги, что с ними надо делать?

- Правильно, их нужно отнести в банк, либо сберечь дома. Но в банке хранить выгодней, так как там начисляют определенные деньги (проценты). Чем больше сумма денег, тем больше проценты вы получите. И в ваших семьях будет «финансовая подушка безопасности».- это сумма денег, на которую вы можете рассчитывать ,если будут незапланированные расходы

Молодцы!


ИГРА-ДИАЛОГ «ДОХОД-РАСХОД»


Ребята, сейчас мы немного поиграем. Мне нужен один мальчик и одна девочка. Вы будите в роли дедушки и бабушки дяди Федора. Да, не удивляйтесь, у дяди Федора тоже есть бабушка и дедушка. Они очень экономные. Сейчас вы должны распределить все расходы на запланированные (на которые они рассчитывали при составлении своего бюджета) и незаплонированные.- (внезапные, о которых они не знали при составлении бюджета).

Написана таблица – запланированные, незаплонированные расходы и дети обсуждают расходы и распределяют по столбикам, рассуждая вслух.

Бабушка заболела.

Потеряли кошелек со 100 рублями.

Порвались брюки у дедушки.

Заполнили холодильник продуктами.

Подарили дяде Федору подарок на день рождения.

Купили путевку в санаторий.

Давайте сделаем выводы. Скажите еще раз, какие бывают расходы? Для чего нужно откладывать деньги? 

 

 

 

 

 

 

 


Определяют понятия «доход», «расход»

 

 

Получат возможность научиться анализировать бюджет семьи, работать с дополнительными источниками, высказывать собственные мнения, суждения

(Коммуникативные УУД).

-слушать собеседника и вести диалог;

-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседника.


IV. Закрепление нового

Цель: первичное закрепление новых знаний и умений

 

 

- Молодцы, ребята!

Но не только расходы могут быть запланированными и незапланированными. Доходы тоже имеют эти характеристики. Назовите примеры запланированных доходов (зарплата, стипендия, пенсия и т.д.)

А незапланированные? Посмотрите на доску. Помните, как Шарик, Матроскин и дядя Федор нашли клад? Это какой доход? К незапланированным также относятся различные выигрыши.

- Предлагаю подвести итоги нашего урока.

Для составления правильного семейного бюджета чего должно быть больше, доходов или расходов?

Чтобы сэкономить семейный бюджет, на чём мы можем сэкономить? (беречь свет и воду, меньше покупать сладостей, садить на приусадебном участке овощи, беречь обувь, одежду, школьные принадлежности, ходить больше пешком- экономия бензина)


Предметные: получат возможность работать с дополнительными источниками, высказывать собственные мнения, суждения.

Личностные:

-Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

-проявляют интерес к учебному материалу;

-выражают положительное отношение к процессу познания.

 

Коммуникативные УУД

- ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные УУД:принимают и сохраняют учебную задачу.


V. Домашнее задание

 

 

Дома выполните задание в рабочей тетради №6 на с.50. Представьте, что вам подарили на день рождения деньги и вы должны написать план ваших расходов.

Задание: составить план расходов своего денежного подарка.

 

 


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: подведение итогов урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Читают стихотворение.

- Где пригодятся вам в жизни знания по семейному бюджету? 

Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что справились с заданиями на уроке, то покажите красный кошелек, если что-то не получилось, то фиолетовый.

- А завершить наш урок хотелось бы стихами.

Бюджет - не только все доходы,

Но и различные расходы!

Его составить не ленись,

Вокруг себя ты оглянись!

Подумай, что нужно купить,

Чтоб без забот весь месяц жить!

 

 

Делают вывод.

 

Личностные:

-выражают положительное отношение к процессу познания;

-оценивают личную работу и работу группы в целом.

 

 

Регулятивные УУД:самостоятельно прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

 

































t1635909269aa.gif





















t1635909269ab.pngt1635909269ac.pngt1635909269ad.pngt1635909269ae.jpgt1635909269af.jpgt1635909269ag.png









t1635909269ae.jpg







t1635909269ad.png

Бабушка заболела.

Потеряли кошелек со 100 рублями.

Порвались брюки у дедушки.

Заполнили холодильник продуктами.

Подарили дяде Федору подарок на День Рождения.

Купили путевку в санаторий.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.