Конспект урока по окружающему миру «Семейный бюджет» (3 класс)
Технологическая карта урока
«Семейный бюджет»
(окружающий мир, 3 класс)
Организационная информация | |||||||
Тема урока | Семейный бюджет. | ||||||
Предмет | Окружающий мир | ||||||
Класс | 3 | ||||||
Методическая информация | |||||||
Тип урока | Урок открытия «нового знания» | ||||||
Цели урока
| 1. Познакомить с понятием семейный бюджет, доход/расход, структурой семейного бюджета. 2. Научиться планировать семейный бюджет. 3. Формировать навыки самостоятельности, аккуратности, культуры потребления, ответственности. | ||||||
Задачи урока
| Задачи урока: Через проверку знаний учащихся актуализировать тему урока; Дать учащимся конкретное представление о структуре бюджета, научить учащихся умениям приводить примеры факторных доходов; Добиться в ходе подведения итогов урока закрепления и повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | ||||||
Планируемые результаты | Предметные: - иметь представление о понятии «семейный бюджет», доходы и расходы; - знать составные части семейных доходов и расходов. Метапредметные: Личностные: - осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности. Познавательные: - характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Регулятивные: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат своей деятельности. Коммуникативные - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий. | ||||||
Основные понятия | Бюджет, семейные доходы, постоянные расходы, сбережения. | ||||||
Межпредметные связи | Математика. | ||||||
Ресурсы: | Учебник «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России», рабочая тетрадь «Окружающий мир» часть 2, А.А. Плешаков, УМК «Школа России». Портрет мамы и папы, кошелек, таблицы «Семейный бюджет», смайлики настроения | ||||||
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная , групповая работа. | ||||||
| Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
| Предметные | УУД | |||||
| I. Мотивация к учебной деятельности Цели: подготовить учащихся к изучению новой темы | Слушают учителя, настраиваются на урок.
| Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь!
| Определяют своё эмоциональное состояние и готовность к уроку. | получат возможность узнать экономические термины, связанные с темой урока | Коммуникативные: -адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль | |
| II. Формулирование темы урока, постановка цели Тема: Семейный бюджет и его составление
Цели: Сформировать у учащихся представление о семейном бюджете и его структуре и роли в семье.
| Пытаются самостоятельно сформулировать понятие «бюджет».
Слушание рассказа.
Определяют тему урока.
| Организует работу над понятием «Бюджет». - А чтобы узнать тему занятия, я предлагаю послушать небольшой рассказ. СЦЕНКА ПРО СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. (На доске портрет мамы и папы из сказки «Простоквашино», кошелек) Автор: Как-то раз мама и папа из сказки «Простоквашино» начали спорить. Вроде бы и зарабатывали неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму Папа: «Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются?» Автор: А мама в недоумении оправдывалась. Мама: «Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 300 рублей уходит. Сапоги вон модные себе купила. И дяде Федору новую клюшку. Холодильник продуктами заполнила. А сегодня увидела в магазине такой набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит». -Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (Семейный бюджет) А что значит «бюджет»? - Какие ошибки при ведении семейного бюджета есть в этой семье? - Из чего состоит семейный бюджет? - Предлагаю поставить цель нашего занятия. - Молодцы! | Решение проблемных вопросов.
| получат возможность самостоятельно поставить цель, исходя из поставленных проблемных вопросов Личностные: Формирование: внутренней позиции школьника в вопросах финансово-экономической деятельности; позитивной мотивации изучения финансовой грамотности; учебно-познавательного интереса к финансовым и экономическим вопросам. | (Познавательные УУД). -использование различных способов поиска информации, необходимой для повышения своей финансовой грамотности. (Коммуникативные УУД). -слушать собеседника и вести диалог; -признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседника; (Регулятивные УУД). - принимать и ставить цели и задачи в финансовых вопросах. | |
| III. Изучение нового материала Цели: подготовить детей к составлению семейного бюджета
| .
Ученики отвечают на вопросы.
Выполняют комплекс упражнений.
Приводят примеры составления бюджета своих семей.
Делятся своим жизненным опытом, отвечают на вопросы.
Распределяют доходы и расходы в таблице.
| БЛИЦ-ОПРОС: Ребята, давайте обратимся к учебнику на с.75. прочитайте первый абзац. -Что есть у каждой семьи?(доходы и расходы) -Как называются все деньги, которые семья получает за месяц?(доход) - Как называются деньги, которые семья планирует и разумно тратит на покупки и оплату услуг? (расходы) ФИЗМИНУТКА - Физминутка «Будем денежки считать» Сейчас попрошу вас встать: Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Отлично! Мы можем продолжать наше занятие! - Ребята, расскажите, а откуда берутся деньги в ваших семьях?(ответы ребят) - Очень интересно было узнать про формирование бюджета в ваших семьях, спасибо! ИГРА-«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» Сейчас работаем в парах Перед вами лежат таблицы, в них нужно стрелками распределить доходы и расходы семейного бюджета. Перед выполнением этого задания давайте разберем такие понятия как «Стипендия» и «пенсия». Давайте теперь разберем таблицу вслух. Молодцы! Ребята, если после всех расходов, в вашей семье остались деньги, что с ними надо делать? - Правильно, их нужно отнести в банк, либо сберечь дома. Но в банке хранить выгодней, так как там начисляют определенные деньги (проценты). Чем больше сумма денег, тем больше проценты вы получите. И в ваших семьях будет «финансовая подушка безопасности».- это сумма денег, на которую вы можете рассчитывать ,если будут незапланированные расходы Молодцы! ИГРА-ДИАЛОГ «ДОХОД-РАСХОД» Ребята, сейчас мы немного поиграем. Мне нужен один мальчик и одна девочка. Вы будите в роли дедушки и бабушки дяди Федора. Да, не удивляйтесь, у дяди Федора тоже есть бабушка и дедушка. Они очень экономные. Сейчас вы должны распределить все расходы на запланированные (на которые они рассчитывали при составлении своего бюджета) и незаплонированные.- (внезапные, о которых они не знали при составлении бюджета). Написана таблица – запланированные, незаплонированные расходы и дети обсуждают расходы и распределяют по столбикам, рассуждая вслух. Бабушка заболела. Потеряли кошелек со 100 рублями. Порвались брюки у дедушки. Заполнили холодильник продуктами. Подарили дяде Федору подарок на день рождения. Купили путевку в санаторий. Давайте сделаем выводы. Скажите еще раз, какие бывают расходы? Для чего нужно откладывать деньги? |
Определяют понятия «доход», «расход»
| Получат возможность научиться анализировать бюджет семьи, работать с дополнительными источниками, высказывать собственные мнения, суждения | (Коммуникативные УУД). -слушать собеседника и вести диалог; -признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседника. | |
| IV. Закрепление нового Цель: первичное закрепление новых знаний и умений
|
| - Молодцы, ребята! Но не только расходы могут быть запланированными и незапланированными. Доходы тоже имеют эти характеристики. Назовите примеры запланированных доходов (зарплата, стипендия, пенсия и т.д.) А незапланированные? Посмотрите на доску. Помните, как Шарик, Матроскин и дядя Федор нашли клад? Это какой доход? К незапланированным также относятся различные выигрыши. - Предлагаю подвести итоги нашего урока. Для составления правильного семейного бюджета чего должно быть больше, доходов или расходов? Чтобы сэкономить семейный бюджет, на чём мы можем сэкономить? (беречь свет и воду, меньше покупать сладостей, садить на приусадебном участке овощи, беречь обувь, одежду, школьные принадлежности, ходить больше пешком- экономия бензина) | | Предметные: получат возможность работать с дополнительными источниками, высказывать собственные мнения, суждения. Личностные: -Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; -проявляют интерес к учебному материалу; -выражают положительное отношение к процессу познания.
| Коммуникативные УУД - ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные УУД:принимают и сохраняют учебную задачу. | |
| V. Домашнее задание
|
| Дома выполните задание в рабочей тетради №6 на с.50. Представьте, что вам подарили на день рождения деньги и вы должны написать план ваших расходов. | Задание: составить план расходов своего денежного подарка. |
|
| |
| VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: подведение итогов урока. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Читают стихотворение. | - Где пригодятся вам в жизни знания по семейному бюджету? Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что справились с заданиями на уроке, то покажите красный кошелек, если что-то не получилось, то фиолетовый. - А завершить наш урок хотелось бы стихами. Бюджет - не только все доходы, Но и различные расходы! Его составить не ленись, Вокруг себя ты оглянись! Подумай, что нужно купить, Чтоб без забот весь месяц жить!
| Делают вывод.
| Личностные: -выражают положительное отношение к процессу познания; -оценивают личную работу и работу группы в целом.
| Регулятивные УУД:самостоятельно прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
Бабушка заболела.
Потеряли кошелек со 100 рублями.
Порвались брюки у дедушки.
Заполнили холодильник продуктами.
Подарили дяде Федору подарок на День Рождения.
Купили путевку в санаторий.