12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
11

Урок окружающего мира по теме «Семейный бюджет»



Тема: Семейный бюджет.

Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.

Задачи:
1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
3. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету.

Ценить труд всех членов семьи.

4.Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

 

Планируемый результат обучения: 

Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: 

Формирование  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи.

Коммуникативные УУД:

формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: 

самостоятельное  формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Личностные УУД:
умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Основные понятия и определения

Семейный бюджет, стипендия, пенсия

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

 

Содержание урока:

1.Орг момент

Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день».Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем.

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

2. Актуализация знаний.

Слайд: Рисунок Мудрой Черепахи

-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.

(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)

Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)

1.  Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов).

2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).

3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? (В магазине; в школе; в больнице и др.)

5. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец,  учитель, врач и т.д.)

Слайд: Вывод:  Государственный бюджет – это план доходов и расходов.

- Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна! 

3.  Изучение нового материала. Постановка проблемы урока.

- Ребята, а вот одна монетка закатилась (достаю монетку с вопросом)
Может ли быть другой бюджет кроме государственного?
(ответы детей: бюджет завода, бюджет района, …)

Слайд:
- Проверим ваши догадки, отгадав ребус. («7 Я» - семья)

Словарная работа:

- Что обозначает это слово? (Семья – ячейка общества)

- Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный)

- Попробуйте сформировать тему урока. (Семейный бюджет)

Слайд:                         Тема урока

                             Семейный бюджет

- Какую учебную задачу вы сегодня перед собой поставите?

(узгнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи).

- Чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока?  (Как правильно расходовать деньги)

Слайд:

Задачи урока:

- Узнать, что такое семейный бюджет?

- Для чего нужен семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

- Как ведётся хозяйство семьи?

- Сегодня на уроке мы должны будем найти  ответы на эти вопросы. Будем сравнивать, анализировать, делать выводы.

4 . Открытие новых знаний.

- Я предлагаю вам  встретится с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (В\фрагмент)

- Израсходовал деньги на ненужный товар.

- Почему он так это сделал?

- Не знал, как правильно распределить деньги.

- Я предлагаю сегодня  на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.

-  Мы разделимся на три группы -  три семьи: семья Медведкиных, Хрумкиных, Синицыных  (в группе по 4 человека)

Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка)

Выбирают бейджики 

Хрумкины

Медведкины

Синицыны

Папа-инженер

Папа-писатель

Папа-доктор

Мама-декр отпуск

Мама-учитель

Мама-продавец

Ребёнок-малыш

Бабушка-пенсионерка

Ребёнок-студент

Дедушка-пенсионер

Ребёнок-школьник

Дедушка-пенсионер

 Ролевая игра.

- Приглашается семья Синицыных. (Раздаются реквизиты- дедушке – книгу, очки; папе – галстук, маме – фартук, куклу, брату-студенту студенческий  билет)

- Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. (на доске выбирают карточки)

Каждый из них держит карточку:

Дедушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

Брат – стипендия  (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

Мама в отпуске по уходу за ребёнком – пособие  (пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Папа – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

 - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

- А деньги, которые расходуют? (Расход).

- Давайте сделаем выводы.

 - Вывод: Так вот сегодня мы будем учиться как правильно распределять деньги  в семейном бюджете, чтобы не оказаться на месте Шарика.

 (Работа с учебником. с 75. Прочитать название темы. «Семейный бюджет» читать 1 абзац: Что такое семейный бюджет?)

5. Практическая работа.

- Итак, каждая группа – это семья.

- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Крипсы».

 (Каждой семье раздаются карточки)

Карточка 1.

Доходы.

Зарплата папы – 50 крипсов

Зарплата мамы – 30 крипсов

Пенсия дедушки – 10 крипсов

 Пенсия бабушки – 10 крипсов

 Стипендия старшего сына (дочери) –2 крипса

Пособие – 3 крипса

Доход вашей семьи: -----


Карточка 2.

У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.

Расходы.

Лекарства .

Продукты .

Одежда, обувь.

Бытовая химия. 

Предметы личной гигиены.

Транспорт (автобус, такси).

Велосипед.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки .

Книги, канцелярские товары.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья).

Кроссовки (босоножки).

Игрушки .

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея.

Отдых, поездка .

 

- Проставьте  рядом с галочками, стоимость выбранных вами  товаров и  услуг.

Расходы.

Лекарства – 2 крипса.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 крипсов

Одежда, обувь – 10 крипсов.

Бытовая химия  - 2 крипса

Предметы личной гигиены – 2 крипса

Транспорт (автобус, такси) – 4 крипса

Велосипед – 20 крипсов.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки - 5 крипсов.

Книги, канцелярские товары – 2 крипса

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 крипсов

Игрушки – 3 крипса

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 крипсов

Отдых, поездка – 40 крипсов

Расход:

- Сложите все крипсы. Сколько у вас получилось?

- Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье.

(Ответы детей).

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?

(Доходы не должны превышать расходы)

Слайд:   Вывод: Доходы не должны превышать расходы   

- Что произойдёт, если…

Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).

Доходы > Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

– Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше  расходов)
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
– Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

– На чём мы можем сэкономить? 

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика)

Слайд: Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет.

- Конечно это всё условные цифры, но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

- Что означает слово ЭКОНОМИЯ? (Бережливость)

- Можно ли сэкономить на квартплате?

- Можно ли сэкономить на продуктах?

- Можно ли сэкономить на одежде и обуви?

Смысл пословицы : «Копейка рубль бережёт».

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

(Лотерея, премия.) 

– А непредвиденные расходы? 

(Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)

К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте.

1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.
3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.
4. Спортсмену для поездки на соревнования.

Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.

Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.

- Мудрая Черепаха очень довольна тем. Как вы работали и надеется , что вы хорошо усвоили новы материал. А чтобы это проверить, она подготовила тест по теме «Семейный бюджет».

Групповое выполнение теста. Самопроверка. (Дан ключ ответов)

Тест на компьютерах

VII. Рефлексия.

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… 

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

- Спасибо вам за урок. Молодцы.

 

 

Используемые интернет – источники:

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir

https://открытыйурок.рф/статьи/643107/

https://урок.рф/library/plan__konspekt_po_okruzhayushemu_miru_


Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет"
PPTX / 1.58 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 07.04.19 в 16:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный урок!
Косякова Марина Николаевна, 07.04.19 в 16:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Фёдоровна!
Desteni, 07.04.19 в 16:45 5Ответить Пожаловаться
Хорошо прописаны УУД
Desteni, 07.04.19 в 16:45 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку, приберу в копилочку
Косякова Марина Николаевна, 07.04.19 в 16:57 1Ответить Пожаловаться
Буду рада, если пригодится.
Desteni, 07.04.19 в 17:35 5Ответить Пожаловаться
Конечно, пригодится
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.