План-конспект по окружающему миру «Семейный бюджет» (3 класс)

6
0
Материал опубликован 22 March 2017

План – конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Учитель: МОУ ООШ д. Новое Задубенье, Унечский район   Малышева Лариса Алексеевна

ТемаСЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.

Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Оборудование: Словарь, презентация, карточки

Ход урока

Организационный момент.

- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II.Актуализация  знаний  и мотивация. Проверка домашнего задания.

-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

 Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

На доске запись: эпиграф урока

-«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело

расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

( На прошлом  уроке мы говорили о государственном бюджете).

- Что такое госбюджет?

(План доходов и расходов государства.)

- Откуда государство получает доходы? 

( Налоги граждан и организаций)

- Что такое налоги?

(Деньги, поступающие в бюджет.)

- На что государство расходует полученный доход?

(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)

Пересказ детей

       III. Самоопределение к деятельности

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах,  разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.

Работа в парах; учащиеся разгадывают

Вопросы:

1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход).

2.Стоимость одной вещи (цена).

3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).

4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).

       5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка. Слайд 1

После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.

        IV.Работа по теме урока

- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)

- Что такое семья?

(Группа, живущих вместе родственников).

- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? ( Да).

- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).

- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов  и доходов, что и  называется  «Семейный бюджет” слайд 2

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего   складывается семейный бюджет?

(Доходов и расходов).

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

 (Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).

 Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу. Слайд 3

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям. Слайд 4

- Если один из членов семьи студент. Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу). Слайд 5

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. Слайд 6

 -Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента, процент. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.

Работа со словарем.     

     - Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.

Задание: найти в толковом словаре

прибыль– 1группа, гонорар– 2 группа, рента -3 группа.  

Каждая группа зачитывает из словаря определение.

На доску  вывешиваются  новые термины:

Прибыль - получает работник от работы фирмы

или своего частного хозяйства слайд 7

Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления слайд 8

Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за  регулярную выплату(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.) слайд 9


 

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – процент слайд 10

Физкультминутка «Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). 

А которые расходуют? (Расход).  На что расходуется семейный бюджет? (на что расходуют в ваших семьях)

- Какие расходы обязательны ежемесячно?

- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.

-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.

: Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)

- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)

- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)

в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму - проценты

Практическая работа в группах.

Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи 

Доходы.

Ивановы

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Доход семьи -

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

Доход семьи -

Карточка 2.

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 

 

Продукты

 

 

Одежда

 

 

Обувь

 

 

Бытовая химия

 

 

Транспор

 

 

Велосипед

 

 

Книги

 

 

Компьютер

 

 

Игрушки

 

 

Платежи и налоги

 

 

Диски с мультфильмами

 

 

Посещение цирка

 

 

Посещение боулинга

 

 

Туристическая поездка, отпуск

 

 

Поход в кино

 

 

Мороженное, конфеты

 

 

Фрукты

 

 

Сумма расходов

   

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. 

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспор

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000

Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?

Физкультминутка «Три медведя»


 

Три медведя шли домой        Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.    Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.      Присесть.
Очень маленький он был,        Присев,   качаться  по-медвежьи.
С погремушками ходил.        Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.        Дети имитируют игру с погремушками.

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; слайд 11

экономия – бережливое ведение хозяйства; слайд 12

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? 

- Что произойдёт, если…Доходы

Доходы Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Слайд 13

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? 

 (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)

Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить слайд 14

– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

Тест «Семейный бюджет»

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

Получилось слово: Бюджет

На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:                                                                                                                           - срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

- талантливому скрипачу на покупку скрипки;

- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала школярики. У кого-то их чуть больше, у кого -то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились -получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность   была всегда на высоте.

V. Домашнее задание:                                    

стр.78 пересказать слайд 15

VI. Рефлексия

-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)

VII. Итог урока.

Что такое семейный бюджет?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.