План-конспект по окружающему миру «Семейный бюджет» (3 класс)
План – конспект урока по окружающему миру, 3 класс
Учитель: МОУ ООШ д. Новое Задубенье, Унечский район Малышева Лариса Алексеевна
Тема: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Оборудование: Словарь, презентация, карточки
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?
- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II.Актуализация знаний и мотивация. Проверка домашнего задания.
-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.
На доске запись: эпиграф урока
-«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело
расходовать – искусство».
- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
( На прошлом уроке мы говорили о государственном бюджете).
- Что такое госбюджет?
(План доходов и расходов государства.)
- Откуда государство получает доходы?
( Налоги граждан и организаций)
- Что такое налоги?
(Деньги, поступающие в бюджет.)
- На что государство расходует полученный доход?
(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)
Пересказ детей
III. Самоопределение к деятельности
-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах, разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.
Работа в парах; учащиеся разгадывают
Вопросы:
1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход).
2.Стоимость одной вещи (цена).
3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).
5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка. Слайд 1
После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.
IV.Работа по теме урока
- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)
- Что такое семья?
(Группа, живущих вместе родственников).
- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? ( Да).
- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).
- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет” слайд 2
- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?
- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
(Доходов и расходов).
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
(Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).
Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу. Слайд 3
- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям. Слайд 4
- Если один из членов семьи студент. Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу). Слайд 5
- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. Слайд 6
-Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента, процент. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.
Работа со словарем.
- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.
Задание: найти в толковом словаре
прибыль– 1группа, гонорар– 2 группа, рента -3 группа.
Каждая группа зачитывает из словаря определение.
На доску вывешиваются новые термины:
Прибыль - получает работник от работы фирмы
или своего частного хозяйства слайд 7
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления слайд 8
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.) слайд 9
-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – процент слайд 10
Физкультминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).
А которые расходуют? (Расход). На что расходуется семейный бюджет? (на что расходуют в ваших семьях)
- Какие расходы обязательны ежемесячно?
- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.
-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.
: Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)
- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)
- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)
в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму - проценты
Практическая работа в группах.
Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.
Сосчитайте и запишите доход вашей семьи
Доходы.
Ивановы Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе. Доход семьи - |
Петровы Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей. Доход семьи - |
Карточка 2.
Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.
Товар или услуга |
Расходы |
Цена, руб |
Лекарства |
|
|
Продукты |
|
|
Одежда |
|
|
Обувь |
|
|
Бытовая химия |
|
|
Транспор |
|
|
Велосипед |
|
|
Книги |
|
|
Компьютер |
|
|
Игрушки |
|
|
Платежи и налоги |
|
|
Диски с мультфильмами |
|
|
Посещение цирка |
|
|
Посещение боулинга |
|
|
Туристическая поездка, отпуск |
|
|
Поход в кино |
|
|
Мороженное, конфеты |
|
|
Фрукты |
|
|
Сумма расходов |
Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
Товар или услуга |
Цена, руб. |
Лекарства |
1 000 |
Продукты |
8 000 |
Одежда |
4 000 |
Обувь |
3 000 |
Бытовая химия |
1 000 |
Транспор |
1 000 |
Велосипед |
8 000 |
Книги |
500 |
Компьютер |
20 000 |
Игрушки |
1 000 |
Платежи за квартиру |
3 000 |
Диски с мультфильмами |
300 |
Посещение цирка, театра |
500 |
Посещение боулинга |
1 000 |
Туристическая поездка, отпуск |
20 000 |
Поход в кино |
200 |
Мороженное, конфеты |
500 |
Фрукты |
1 000 |
Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; слайд 11
экономия – бережливое ведение хозяйства; слайд 12
- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
- Что произойдёт, если…Доходы
Доходы Расходы (Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи
Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Слайд 13
Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
(квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)
Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить слайд 14
– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
Тест «Семейный бюджет»
Вопрос |
Вариант ответа |
1. Из чего складывается семейный бюджет? |
а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… |
я) расходы; е) проценты; ю) доходы |
3. Авторское вознаграждение – это… |
б) зарплата; г) налог; д) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… |
ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль |
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… |
е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… |
т) доходов; п) расходов; к) гонорара |
Получилось слово: Бюджет
На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»: - срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
- талантливому скрипачу на покупку скрипки;
- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.
(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)
- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…
Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала школярики. У кого-то их чуть больше, у кого -то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились -получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность была всегда на высоте.
V. Домашнее задание:
стр.78 пересказать слайд 15
VI. Рефлексия
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
- Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
VII. Итог урока.
Что такое семейный бюджет?