Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Компас. Ориентирование на местности»

2
0
Материал опубликован 3 December 2022 в группе

окружающий мир. 2-й класс

"Ориентирование на местности с помощью компаса".

Задачи урока.

1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” Плешаков, компасы.



Ход урока

I. Организация класса на занятие.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, вы не хотели бы отправиться туда, далеко, где небо сходится с землёй?

- А как называется эта линия?

- Линия горизонта.

- Давайте туда отправимся? А куда мы пойдём? (Из мультфильма Маугли «А мы пойдём на север…) А что такое север?

- А какие ещё стороны света вы знаете? как они располагаются?


Проверка Д/З

Если перед вами север, то какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)

Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)

Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)

Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)

Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)

- Мы вспомнили стороны света. Вы хорошо знаете стороны света? покажите, где находится север.

- Может быть кто-нибудь знает, что нам поможет? (Компас)

- Какая тема урока? (КОМПАС )

- Что нам нужно узнать на уроке? (ЧТО такое компас, КАК им пользоваться,

  ЗАЧЕМ он нам нужен) Так ЧТО такое компас?

- Где можно узнать точное определение компаса? (В словаре.)


Работа по словарю Ожегова. 

Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие?     Затем добавили промежуточные. Назовите их.

     Такое устройство было неудобно. И для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.

- У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит?

1.  Корпус (футляр) 2. Стрелка.

Стержень, на который крепится стрелка.

По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.

Сбоку предохранитель. (уточняет учитель)

Физминутка.

- Давайте же скорее определим где находится север. Что же надо сделать?

- Давайте вы подумаете и ответите на вопрос КАК надо пользоваться компасом.

Ознакомиться с шагами алгоритма.

Подумать и обсудить.

Выстроить их в правильном порядке.

Работа в группах 

Правила пользования компасом.

Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)

Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

-Были ли у вас затруднения? Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать? (Проверить по учебнику)

- Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.

- Теперь мы знаем, как надо пользоваться компасом.

- Как проверить ваше «открытие»? (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)

- Определите расположение классного уголка.

Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и юг.

Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)

Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)

Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)

Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)

Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)

Работа в группах. Сравнение результатов работы в группах.

-Все группы правильно определили нахождение классного уголка.

1 группа отределяет по компасу расположение доски.

2 группа отределяет по компасу расположение двери.

3 группа отределяет по компасу расположение шкафа.

4 группа отределяет по компасу расположение учительского стола.


Включение в систему знаний и повторение.

- А зачем нам нужно уметь пользоваться компасом?

- (Чтобы не заблудиться, - Найти дорогу …. )

- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)

- Вы можете прочитать книги про путешественников, лётчиков, мореплавателях и увидеть, что компас – очень важный предмет.


 Подведение итога урока.

Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание будете выполнять дома?


 Рефлексия. Самооценка настроения. 

- оцените свою работу на уроке. (смайлики).


Дом. задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.