Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Компас. Ориентирование на местности»
окружающий мир. 2-й класс
"Ориентирование на местности с помощью компаса".
Задачи урока.
1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” Плешаков, компасы.
Ход урока
I. Организация класса на занятие.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вы не хотели бы отправиться туда, далеко, где небо сходится с землёй?
- А как называется эта линия?
- Линия горизонта.
- Давайте туда отправимся? А куда мы пойдём? (Из мультфильма Маугли «А мы пойдём на север…) А что такое север?
- А какие ещё стороны света вы знаете? как они располагаются?
Проверка Д/З
Если перед вами север, то какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
- Мы вспомнили стороны света. Вы хорошо знаете стороны света? покажите, где находится север.
- Может быть кто-нибудь знает, что нам поможет? (Компас)
- Какая тема урока? (КОМПАС )
- Что нам нужно узнать на уроке? (ЧТО такое компас, КАК им пользоваться,
ЗАЧЕМ он нам нужен) Так ЧТО такое компас?
- Где можно узнать точное определение компаса? (В словаре.)
- Работа по словарю Ожегова.
Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие? Затем добавили промежуточные. Назовите их.
Такое устройство было неудобно. И для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.
- У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит?
1. Корпус (футляр) 2. Стрелка.
Стержень, на который крепится стрелка.
По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.
Сбоку предохранитель. (уточняет учитель)
Физминутка.
- Давайте же скорее определим где находится север. Что же надо сделать?
- Давайте вы подумаете и ответите на вопрос КАК надо пользоваться компасом.
Ознакомиться с шагами алгоритма.
Подумать и обсудить.
Выстроить их в правильном порядке.
Работа в группах
Правила пользования компасом.
Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)
Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
-Были ли у вас затруднения? Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать? (Проверить по учебнику)
- Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.
- Теперь мы знаем, как надо пользоваться компасом.
- Как проверить ваше «открытие»? (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)
- Определите расположение классного уголка.
Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и юг.
Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
Работа в группах. Сравнение результатов работы в группах.
-Все группы правильно определили нахождение классного уголка.
1 группа отределяет по компасу расположение доски.
2 группа отределяет по компасу расположение двери.
3 группа отределяет по компасу расположение шкафа.
4 группа отределяет по компасу расположение учительского стола.
Включение в систему знаний и повторение.
- А зачем нам нужно уметь пользоваться компасом?
- (Чтобы не заблудиться, - Найти дорогу …. )
- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)
- Вы можете прочитать книги про путешественников, лётчиков, мореплавателях и увидеть, что компас – очень важный предмет.
Подведение итога урока.
– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?
- Какое задание будете выполнять дома?
Рефлексия. Самооценка настроения.
- оцените свою работу на уроке. (смайлики).
Дом. задание.