Конспект урока по окружающему миру на тему «Ориентирование на местности»

4
0
Материал опубликован 2 April 2021

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего образования

«Саратовский областной педагогический колледж»









Технологическая карта урока по окружающему миру

«Ориентирование на местности»


Выполнила студентка 31 группы

Специальности:

Преподавание в начальных классах

Евсеева У.И

Методист: Храмова В.В.

МАОУ «Лицей №62» г. Саратова

2 «В» класс

Учитель: Рудакова Т.Ф

Дата проведения: 02.04.2021

Оценка: ________________

Методист: _________Храмова В.В.





Саратов 2021

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений об особенностях ориентирования на местности; о компасе и правилах работы с ним и сторонах горизонта.

Задачи:

Дидактические:

Формировать у учащихся представления о понятии «ориентирование на местности»;

Формировать у учащихся представления о понятии «компас»;

Формировать у учащихся представления об устройстве компаса и правилах работы с ним.

Развивающие:

Развивать мышление, память, внимание;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, группах.













Этап фрагмента урока


Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивационный.

Сформировать готовность к получению знаний

Словесный(беседа)

Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность.

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Какое у вас настроение покажите палец вверх, если хорошее и палец вниз, если плохое.

- Надеюсь, ваше такое настроение останется до конца урока.

(1 слайд)

- Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.

«Бывало в сказках старый столб –

Вещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя удача

На всём твоём пути…

Так помоги решить задачу,

Куда ему идти?»

- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался?

-Какую сторону он выберет? Почему?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.
























-Куда идти

-Прямо (остаться в живых)

Фронтальная

Презентация


Учащиеся познакомятся с картиной Васнецова «Богатырь на распутье»

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения.

2.Актуализация знаний

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Словесный (беседа)

- Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке

- Что такое горизонт и линия горизонта?















- Какие стороны горизонта вы знаете основные и промежуточные?

- Какие вы уже знаете способы определения сторон горизонты?


- Кто знает, как определить стороны горизонта по Солнцу?







- Но как быть, если человека в пути застала ночь? Ждать утра?


-Солнце и звёзды не всегда бывают видны, и в пасмурную погоду ориентироваться по ним невозможно. Как быть? Поэтому ещё в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей среде.

- Существует еще много разных способов ориентирования.


отвечают на вопросы


-земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. Линия горизонта — это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.









-Если в полдень встать спиной к солнцу, сзади будет направление на юг, впереди – направление на север. Справа – на восток, слева – на запад.

-Ориентироваться по полярной звезде


Фронтальная

Презентация


Учащиеся узнают, как определять горизонт без помощи компаса

Познавательные:

Вспомнить ранее изученные сведения о сторонах горизонта и их определении

Коммуникативные:

Формулировать собственное высказывание

используя термины

Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного внимательного отношения друг к другу

3.Постановка учебной задачи

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Словесный (беседа)

- Послушайте сказку «Маша и медведь».

В лес пошла Маша за грибами,

Очень весело с подружками.

Тут грибок и там грибок

Положила в кузовок.

Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, стоит посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался.

- посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса.


- Отгадайте загадку.

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда.


- Для чего нужен компас?

- Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

-Как вы поняли, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какая будет тема нашего урока? (2 слайд)


- Как вы думаете, какую цель мы ставим перед собой?

- давайте составим план нашего урока.


- Откройте учебники на странице 74.

- Проверьте, правильно ли вы предположили.



Слушают сказку
















-Ответы детей






-Компас




-Для определения сторон горизонта.


-Ориентирование на местности


Ответы детей






Проверяют предположения в учебнике


Фронтальная

Презентация, учебник



Коммуникативные: участвовать в диалоге.

Высказывать свою точку зрения, оформлять свои

мысли в устной речи.

Познавательные: Поиск и выделение информации.

Регулятивные: Планирование своей своей

работы.

Контроль, коррекция, оценка своей работы.


4. Учебное действие

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи

Словесный (беседа),


Практический (исследование)

- Что же это такое – ориентирование на местности?

- Прочитайте об этом на с. 74 учебника.


-Выполним упражнение под номером 1. Выполните это задание в парах.

По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Сереже и Наде, чтобы найти дорогу в музей?




-Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта. Это можно сделать с помощью компаса или другими способами.



-Давайте отметим стороны горизонта. (3 слайд)


t1617348301aa.png

t1617348301ab.png

- Прочитайте на странице 75, определение компаса.

Рассмотрите рисунок и затем прочитайте «как пользоваться компасом»


Отвечают на вопросы


Ответы детей




Выполняют упражнение.




-Причал для лодок, песочница, стадион, карусель, дерево и фонтан.








Отмечают их на рисунке




















Читают определение из учебника

Фронтальная, групповая






















Презентация, учебник

Педагогический контроль


Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Физкультминутка

Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности


Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

(Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем.

(Хлопки в ладоши.)

Раз присядем,

(Приседания.)

Быстро встанем,

(Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Выполняют упражнения вместе с учителем

Фронтальная




Регулятивные: обеспечение активности детей.


4. Учебное действие














Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи

Словесный(беседа)













- Сейчас посмотрим мультфильм на тему «компас».


-Существует много видов компаса. (показывает виды компаса) (4 слайд)



Смотрят мультфильм



Смотрят презентацию










Фронтальная











Презентация






























Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний,


5. Первичное закрепление
















- Сейчас мы отправимся в путешествие. (один ученик у доски) Приготовьте листочки в клеточку. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За 1 день мы проходим расстояние, равное 1 клетке. Начнём путешествие из точки О. Она у вас уже нарисована. Выйдя из точки О, мы пошли в первый день на север. Во 2день – на восток. В 3день – на юг. В 4 – на восток. В 5 – на юг. В 6 – на запад. В 7 – на юг. В 8 – на запад. В 9 – на север. В 10 – на запад. В 11 – на север. В 12 – на восток.

- Куда мы пришли?



Выполняют задание




















В начальную точку












































Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей


6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону


Практический

- Откройте рабочие тетради на странице 45.

Самостоятельно выполните упражнение 1 и 2.

(1. С помощью учебника допиши определения.

Ориентирование на местности-…

Компас-это…


2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь ориентироваться на местности.)

Самостоятельное выполнение задания


Индивидуальная

Рабочие тетради

Развитие самоконтроля и самооценки




7. Рефлексия

Самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности

Словесный(беседа)

Подводит итоги урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили?

Это тема вашего следующего урока.




- Что такое компас?





- Как пользоваться компасом?

- Что называют ориентирами?



- Для чего нужно уметь ориентироваться?


-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?






- Ребята, я вам раздала листочки , закрасьте ту часть круга, которая вам подходит, а с другой стороны нарисуйте смайлик, который покажет ваше настроение сейчас.

-Спасибо за активную работу на уроке.

Подводят итоги урока


- Нет, не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам. Прибор для определения сторон горизонта


Ответы детей.


-Хорошо заметные, запоминающиеся предметы


-Чтобы не заблудиться.


-заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию.

Фронтальная


Самоконтроль


Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности

Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности





t1617348301ac.pngt1617348301ad.pngt1617348301ad.pngt1617348301ad.pngt1617348301ad.pngt1617348301ad.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.