Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Звуки и буквы. Обобщение»
Русский язык
Тема: Звуки и буквы. Обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Звуки и буквы»; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок-сказка.
Оборудование: аудиозапись мелодии В. Дашкевича «Приходите в гости к нам», проигрыватель, картинки с изображением Незнайки, королевы «Звукобуквицы», гнезд, птичек с надписями звуков, пар братишек и сестренок с надписями проверяемых и проверочных слов, 5 ключей, распечатанное письмо, сигнальные карточки для рефлексии (красный, оранжевый, желтый цветок из картона для каждого ребенка), изображения клумб с цветами для словарной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Звучит мелодия В. Дашкевича «Приходите в гости к нам».
- Дети, любите ли вы сказки?
- Сегодня у нас необычный урок. К нам за помощью обратился сказочный герой. Отгадайте его имя.
Наш герой забавный очень
Живет в городе Цветочном,
Любит он повеселиться,
Но не любит он учиться.
(Незнайка)
- За то, что он прогулял уроки, его отправили в страну «Звукобуквицу» набираться знаний. Выбраться оттуда он сможет, если выполнит все задания правильно. Но самому ему будет это сделать трудно. Согласны ли вы ему помочь?
2. Обобщение и систематизация знаний.
- Королева «Звукобуквицы» дала Незнайке первое задание. За каждое правильно выполненное задание королева будет давать ключ. Всего нужно собрать пять ключей, которыми нужно будет открыть пять дверей.
Из двух гнезд выпали птенцы. Первое гнездо – птички «Гласные», второе – «Согласные». Нужно всех рассадить в соответствующее гнездо.
На доске два гнезда с надписями «Гласные» и «Согласные», а также птички с надписями [а], [к], [о],[с], [н],[и], [у], [г], [ж], [э].
Дети помогают рассадить птичек.
- Правильно! Молодцы, дети! Вы помогли Незнайке выполнить первое задание Королевы.
Минутка чистописания.
- Второе задание на проверку знания алфавита. Необходимо прописать в тетради первую строчку букву, которая стоит в алфавите после буквы Лл, вторую строчку букву, которая стоит перед буквой Тт, третью строчку, которая стоит последней в алфавите.
- И с этим испытанием вы справились.
Физминутка.
Дружно встали,
На носочки стали,
К небу потянулись,
солнцу улыбнулись,
к муравьям присели,
и за парты сели.
Работа над словарными словами.
Словарные слова представлены в виде клумбы с цветами. Каждая буква словарного слова написана на отдельном цветке.
- Задание третье. У королевского дворца девять клумб. На клумбах растут разные цветы, но одного цветка на каждой клумбе не хватает. Помогите выбрать нужный цветок. Спишите словарные слова, вставив нужную букву.
(А/О) ктябрь, н(о/а)ябрь, (а/о)лфавит, (а/о)дежда, сн(и/е)гирь, л(я/и)гушка,
з(и/е)мляника, м(а/о)лина, мол(о/а)ток.
Дети выполняют задание самостоятельно, затем проверяют коллективно (выбирают нужный цветок).
- Молодцы, дети! И с этим заданием вы справились!
Задание четвертое. Дети сказочного королевства вышли гулять в лес, да потерялись. Помогите найти каждому мальчику сестренку.
Для этого нужно подобрать проверочные слова.
На доске картинки мальчиков. На их одежде написаны слова с пропущенными буквами. Дети называют проверочное слово, если оно правильное, учитель прикрепляет изображение девочки с проверочным словом. Дети называют букву, которую нужно вставить.
З..ма – зимы, с..сна – сосны, в…сна – вёсны, г…ра – горы, ст..на – стены, н…ра – норы, з…мля – земли, …кно – окна, ст..кло – стёкла, м..ря – море.
Дети работают устно.
- И в этом испытании вы преуспели.
Физминутка.
Мы по камешкам идем,
Через речку мы плывем,
Пробираемся сквозь лес,
Полетели до небес,
Опустились на траву
И закончили игру.
- Вот и последнее задание. Королева попросила найти и исправить ошибки в письме своего сына, который гостит у бабушки. Спишите без ошибок.
Здраствуй, мама! Я приеду к тебе в суботу. Привезу в подарок три килограма зимляники. У бабушки анны я собрал колекцию монет. Скоро увидимся.
Целую. Твой сын.
Дети выполняют самостоятельно. Затем проверяют коллективно.
Рефлексия
- Вот и собрали мы все пять ключей. Незнайка теперь может попасть в свой родной цветочный город. Он вам очень благодарен. Что вы хотели бы пожелать или посоветовать ему?
- Понравилось ли вам выполнять задания?
- Оцените свою работу на уроке.
( Красный цветок – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – не проявил себя).