Урок-кроссворд по русскому языку для 3 класса «Части речи»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62
Конспект урока по русскому языку для 3 классаУрок-кроссворд.
Тема урока: "Части речи".Разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 62
Булашова Людмила Павловна
2017 – 2018 учебный год
г.Воронеж
Тема урока: "Части речи". 3-й классТип урока: урок закрепления и систематизации знаний, формирования навыков и умений.
Цели для учителя:
1. Обучающая:
восстановить в памяти сведения о ранее изученных частях речи;
совершенствование полученных знаний и умений в практической деятельности.
2. Воспитательная:
воспитывать культуру речи и общения;
умение слушать и слышать, читать и понимать прочитанное;
творческое применение знаний.
3. Развивающая:
развивать в детях умение распознавать ранее изученные части речи, умение сравнивать, сопоставлять и обобщать;
развивать навык графического письма; зрительное восприятие, воображение, развивать речь учащихся, внимание;
развивать навык работы в паре и в группе.
Цели для учащихся:
знать:
уметь:
-
основные сведения об изученных ранее частях речи: грамматические признаки, начальная форма, признаки, по которым изменяются части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
различать части речи, находить их в тексте, подбирать свои примеры, отличать друг от друга по описанию грамматических признаков;
применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Оборудование.
у детей:
у учителя:
-
учебник В.П. Канакина и В.Г. Горецкий «Русский язык»;
рабочие тетради, ручки, карандаши простые;
листы с напечатанным учебным материалом;
раздаточный материал для работы в парах и группой: кроссворды, филворд.
плакат с кроссвордом «Части речи»
плакаты «Части речи и их грамматические признаки» (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Самоопределение к деятельности:Цель: настроить на осознанную работу по получению знаний на определенную тему, повторить словарные слова.
Учитель: Прочтём тему нашего урока, отгадав загадки. А отгадки запишем в кроссворд. Тема урока будет спрятана в первом столбике. Обратите внимание, ответы на загадки – словарные слова.
1. |
||||||||||
2. |
||||||||||
3. |
||||||||||
4. |
||||||||||
5. |
||||||||||
6. |
||||||||||
7. |
||||||||||
8. |
||||||||||
9. |
1. Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
Ответ (Апрель)
3. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
4. То я в клетку, то в линейку, —
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я…(Тетрадь)
5. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
6. Здесь кормушки для пернатых
Приготовили... (Ребята)
7. Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина. (Ежевика)
8. Четвертый день недели. (Четверг)
9. Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста -
(Извините)
Ч |
Е |
Т |
Ы |
Р |
Е |
|||||
А |
П |
Р |
Е |
Л |
Ь |
|||||
С |
О |
Б |
А |
К |
А |
|||||
Т |
Е |
Т |
Р |
А |
Д |
Ь |
||||
И |
Н |
Е |
Й |
|||||||
Р |
Е |
Б |
Я |
Т |
А |
|||||
Е |
Ж |
Е |
В |
И |
К |
А |
||||
Ч |
Е |
Т |
В |
Е |
Р |
Г |
||||
И |
З |
В |
И |
Н |
И |
Т |
Е |
Дети: «Части речи».
Учитель: Новая это для вас тема или нет?
Дети: Нет, не новая
Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках. А начнём мы наш урок с решения Филворда – это разновидность кроссворда.
III. Работа по теме урока.Цель:
закрепить элементарные сведения о том, чем отличаются разные части речи;
научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
учить работать с текстом, понимать прочитанное;
обучение работе в паре и группе.
1. Филворд «Части речи».
Учитель: На парте лежит 1 филворд на двоих, попробуйте сначала самостоятельно ответить на все вопросы филворда. Слова читаются только слева направо или справа налево.
К |
А |
М |
Т |
Е |
И |
Н |
Е |
М |
И |
О |
Т |
С |
Е |
М |
С |
У |
Щ |
Е |
С |
Т |
В |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
О |
Е |
Г |
Л |
А |
Г |
О |
Л |
Е |
О |
В |
С |
Л |
Д |
Й |
В |
Ф |
П |
П |
Р |
Г |
Ш |
Щ |
А |
О |
Ь |
Ю |
С |
О |
Ю |
З |
А |
З |
Г |
Ч |
И |
С |
Л |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
О |
Е |
Н |
В |
П |
Н |
Р |
О |
Л |
Ш |
П |
Р |
Е |
Д |
Л |
О |
Г |
О |
Ч |
А |
С |
Т |
И |
Ц |
А |
Л |
Ь |
Ю |
П |
М |
С |
В |
Л |
У |
Е |
О |
Н |
Ь |
Л |
Е |
Т |
А |
Г |
А |
Л |
И |
Р |
П |
Филворд «Части речи».
Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Эта часть речи отвечает на вопросы кто? или что?
Это часть речи, которая обозначает действие предмета
А, И, НО – в предложение это - …(союз)
Это часть речи, к которой относятся такие слова, как: пять, первый, десять, второй.
Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении.
НЕ – это какая часть речи?
Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и т.д.
Проверка: на доске по ходу вопросов правильные ответы заштриховываются.
Первичное обобщение: на доске плакаты «Части речи: самостоятельные и служебные»:
2. Работа по учебнику.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте откроем учебник на странице 3. Вспомним всё, что мы знаем о частях речи. В филворде какие части речи не были названы? Проверьте себя по упражнению №1 на стр.3 (Наречие и междометие.) Попробуйте объяснить, почему их нет в филворде? (Потому, что мы их ещё не изучали.)
Упражнение 1(стр.3).
Устное выполнение упражнения.
Упражнение 2 (стр.4).
- Прочитайте стихотворение.
- Какие части речи названы в нем?
- Выполните задание.
( Взаимопроверка).
Упражнение 3 (стр.4)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка).
3. Самостоятельная работа.
Задание 1. Распределите слова в три группы, записывая их в столбики: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.
Сережа взял цветные карандаши. Нарисовал синюю будку. Около будки на цепи сидит черный лохматый пес. Наташе стало жалко пса. Она взяла ластик и стерла цепь. Сережа вздохнул и нарисовал большую кость. Наташа улыбнулась.
Дополнительно: в первом предложении выделите основу.
Дополнительно: слова (будку, нарисовал) разберите по составу.
Взаимопроверка в парах (дети карандашом ставят отметки.)
Проверка устно с места, корректируем отметки.
Задание 2. Списывание с доски предложения (списывание, решение орфографических задач, распознавание частей речи). Фронтальная работа.
На доске: Я см_трела на ры_ок в реч_ке.
Решение орфографических задач, определение орфограмм, части слов, подбор проверочных слов. Восстановление текста на доске:
Я смотрела на рыбок в речке.
Спишите. Над каждым, словом надпишите часть речи.
Первое слово отличается от других самостоятельных частей речи. Чем? На кого оно указывает?
Чем отличаются имена существительные в этом предложении? (рыбок – во мн.ч., речка – в ед.ч..)
Какие знакомые нам части речи в этом предложении не встретились? (Им. числ., союз, частица.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Цель:
закрепить сведения о частях речи, систематизировать знания;
научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
развивать умение думать, анализировать, обсуждать ответ на заданный вопрос, делать выводы;
обучение работе в паре, распределение обязанностей.
Упражнение 4 (стр.5)
- Прочитайте.
- Определите части речи. Как определить части речи? ( Поставить к слову вопрос и определить, что обозначает слово.)
- Составьте из слов каждой строки загадки и отгадайте их.
- Выполните письменные задания к упражнению.
( Взаимопроверка)
Упражнение 5 (стр.5)
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
Упражнение 6. Работа в парах.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте разгадаем ещё один кроссворд. ( На каждую парту выдается один кроссворд только с числами.) Я буду вам называть слова, ваша задача - определить к какой части речи они относятся и записать её название в кроссворд.
1. |
||||||||||||||||
2. |
||||||||||||||||
3. |
||||||||||||||||
4. |
||||||||||||||||
5. |
||||||||||||||||
6. |
||||||||||||||||
7. |
||||||||||||||||
8. |
||||||||||||||||
9. |
-
Первый, второй, пять, десять, двадцать.
Бежать, смеяться, дружить, хлопать, стоять.
А, И, НО.
Стол, окно, каша, лиса, Саша.
Красивый, здоровый, веселый, жёлтый, быстрый.
Весело, вокруг, высоко, глубоко.
В, по, на, за, из.
НЕ – это…
Я, ты, он, она.
1.Ч |
И |
С |
Л |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
О |
Е |
|||||
2.Г |
Л |
А |
Г |
О |
Л |
|||||||||||
3.С |
О |
Ю |
З |
|||||||||||||
4.С |
У |
Щ |
Е |
С |
Т |
В |
И |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
О |
Е |
||
5.П |
Р |
И |
Л |
А |
Г |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
Н |
О |
Е |
|||
6.Н |
А |
Р |
Е |
Ч |
И |
Е |
||||||||||
7.П |
Р |
Е |
Д |
Л |
О |
Г |
||||||||||
8.Ч |
А |
С |
Т |
И |
Ц |
А |
||||||||||
9.М |
Е |
С |
Т |
О |
И |
М |
Е |
Н |
И |
Е |
Учитель: А теперь проверим. Что у вас получилось в серых клетках?( Части речи).Я ещё раз зачитываю слова и говорю правильный ответ. Если у вас также – поднимаете зеленую карточку, если ошиблись – красную и исправляетесь.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.Рефлексия.
Фронтальная беседа.
Что вам сегодня понравилось на уроке?
Что было трудно делать? Какое упражнение понравилось больше всего?
Упражнение №7 на странице 6: Рассмотрите рисунок. Определите тему. Составьте по рисунку рассказ. Запишите текст.
Дополнительно: определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.
Список литературы:
-
О.И. Дмитриева . Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (« Школа России»). 3 класс.- 2-е изд.- М.:ВАКО, 2017.-384с.
Канакина В.П. Русский язык.3 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2 – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.- 159с.
Белкина Надежда Владимировна
Ильина Оксана Геннадьевна