12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клочан Анастасия16

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

Тема: «Грамматика. Части речи»

Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления

Цель урока:  углубить знания по теме «Грамматика», структурировать знания о частях речи, изучить различия служебных и самостоятельных частей речи , совершенствовать умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, карточки, учебник Рыбченковой.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент (13:15 – 13:20)

Раздаю карточки с заданиями по прошлой теме. Время выполнение работы (5-8 минут)

Проверка домашнего задания. Вызываю двух учеников к доске.

II Актуализация опорных знаний (13:20 – 13: 25)

Ребята, хочу предложить несколько новых традиций: «Cлово дня» и «Говорим правильно». Эти рубрики позволят вам пополнять свой словарный запас, развивать речь и правильно писать.

Сегодня «Слово дня» - гуманизм ( от лат. humanus - человеческий, человечный) – человеколюбие, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Какие синонимы можно подобрать? (человечность, гуманность), Антонимы? (Бесчеловечность, антигуманизм). Рубрика «Говорим правильно»: каталОг.

Ребята, вы уже знаете то, что наука о языке состоит из нескольких разделов, которые мы с вами изучаем, какие можете назвать? Один из этих разделов мы будем изучать, называется он грамматика (читают определение в учебнике, записывают в тетрадь).

III Подготовка учащихся к восприятию новых знаний (13:25 – 13: 30)

Знакомство с грамматической сказкой. Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопросы.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. -Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и

дополнением.

- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем

быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения,

грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики.

Фронтальная беседа по сказке:

1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке? (О морфологии)

2. Что изучает раздел «морфология»?

 3. Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии? (общее грамматическое значение)

4. Какие части речи вы знаете?

IV Изучение нового материала (13:30 – 13: 40)

Посмотрите на страницу 113 и ответьте, на какие группы делятся части речи? Записывают схему деления на самостоятельные и служебные части речи в тетрадь, приводят по два примера на каждую часть речи.

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (читают стр 113).

Беседа с учениками (отвечают по желанию, если не знают, учитель приводит примеры, задает наводящие вопросы)

Можно ли задать вопрос к слову служебной части речи? (нет) А к слову самостоятельной части речи? (да)

Являются ли членами предложения слова самостоятельных частей речи? (да) А слова служебных частей речи? (нет)

Обладают ли лексическим значением слова служебных частей речи? (нет) А слова самостоятельных частей речи? (да)

На доску проецируется слайд с правильными ответами в таблице. Ученики переписывают в тетрадь.

 

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Можно задать вопрос

Нельзя задать вопрос

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

   
 

 


 


 

 

 

 

V Закрепление материала (13:40 – 13:50)

Задание№ 1

Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Задание № 2

Надписать части речи (один у доски, остальные в тетрадях)

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Обратите внимание на страницу 114. Читают про общее грамматическое значение

Задание № 3

Составьте предложение, в котором было бы максимальное количество частей речи (минимум 5). Первые 5 человек подают тетради на проверку.

VI Подведение итогов (13:50- 13:55)

Домашнее задание : упражнение 218, параграф 29, выучить информацию на стр. 114

Беседа по изученному на уроке

1.Какой раздел языка мы сегодня изучали?

2. На какие два раздела делятся части речи?

3. Как отличить самостоятельные от служебных частей речи?

Выставление оценок (с комментариями).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.