Конспект урока по русскому языку «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» (7 класс)
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
PPT / 782.5 Кб
/data/files/y1632925949.ppt (Суффиксы страдательных причастий настоящего времени)Урок русского языка.
Класс. 7А.
Тема. «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».
Обязательный минимум содержания урока: общее понятие о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Цели урока.
Познавательные:
- находить информацию в тексте;
- владеть фактуальным чтением;
- обобщать на основе фактов;
- классифицировать по данному основанию.
2. Регулятивные:
- формулировать проблему;
- выдвигать версии.
3. Коммуникативные:
- аргументируя, излагать мнение;
- участвовать в диалоге.
Ход урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие учителя. Начнём урок с загадки. Вот свойство моё обязательное Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. - О чём эта загадка? | Настраиваются на урок. (о причастии) |
Чистописание | - На что похожа эта фигура? Слайд 2. - С чем ассоциируется у вас слово мишень? | Мишень. Со стрельбой из лука. |
Работа со словарными словами | - Что нужно делать, чтобы добиться успеха в стрельбе из лука? - Как нужно тренироваться? - Кто помогает спортсменам? - Спортсмены говорят, что мишень надо… - И тогда можно стать… | Записывают в тетрадь: Тренироваться, старательно, тренер, поразить, чемпион. |
Работа с предложением | Составьте предложение с данными словарным словами, использовав в нем как можно больше слов. - Найдите словарные слова - Какие буквы нужно запомнить? | Чтобы стать чемпионом, надо старательно тренироваться.(примерно) Чемпионка, чемпионат. Е, И |
Работа с текстом | - Я вам прочитаю притчу. Что такое притча? Послушайте притчу: ……Сколько от меня до яблока? — спросил Учитель своего ученика. — Тридцать метров, — на глаз определил ученик. — Ты когда‑нибудь наблюдал за мной во время моей ежедневной тренировки в этом древнем виде стрельбы? — поинтересовался мудрец, наверняка зная, каким будет ответ. — Я видел, как ты попадаешь в глаз быку, находясь от него на расстоянии почти в сто метров, и я не могу припомнить, чтоб ты хоть раз промахнулся с такой близкой дистанции, как сейчас, — заметил юноша, отдавая должное мастерству учителя. Тогда, не снимая с глаз повязки и твердо упершись ногами в землю, учитель со всей силой натянул лук и пустил стрелу, целясь прямо в яблоко, свисающего с дерева. Стрела с глухим звуком вонзилась в ствол довольно далеко от яблока. — Я думал, что увижу что ‑ то более необычное из твоих магических способностей, учитель. Что случилось? Мы забрались в это уединенное место только с одной целью. То, что ты увидел, лишь подтверждает главнейший принцип для любого человека, стремящегося к достижению своей цели в жизни: нельзя попасть в цель, которую не видишь….. - В чём смысл этой притчи? - Как можно назвать человека, который добивается своей цели? - Что же такое цель? - Это конечный результат какого-либо процесса. Любого процесса. Все мы, делая что-то, приходим к цели. И важно правильно её поставить. Так и каждый урок имеет свою цель. | Это небольшой рассказ, заключающий в себе нравоучение. Нужно чётко видеть цель. Целеустремлённый, успешный. То, чего хотят добиться. (примерно) |
Сообщение темы урока, определение цели. | Слайд 1. Посмотрите на тему нашего урока, запишите её в тетрадь и подумайте какова цель нашего урока. - Моя цель помочь вам в этом. -Чему бы вы хотели научиться на уроке? | Запись в тетради Суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени. |
Постановка задач | - Как мы можем добиться поставленной цели? | Понаблюдать над словами, сделать вывод, составить алгоритм. |
Работа по теме | - Какие причастия называют страдательными? Слайд 3. - Посмотрите, что надо написать в словах представленных здесь: е или и? Увлека… мый бурей Гон…мый ветром Угнета…мый властью Вид…мый силуэт - Что нам нужно понять? - У вас есть предположения? | Причастия, которые обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Нужно знать, от каких глаголов образованы эти причастия. |
| - Вспомним правило правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени. Слайд 3. Ветер, колеблющий листья, усиливался. Стрелок, видящий цель, поразил ее. - От какого глаголов образованы причастия в даны предложениях? - С помощью какого суффикса? Почему? Посмотрите на глаголы, от которых образованы причастия, которые мы записали. Сделайте вывод. | Колеблют (1 спр.) Видят ( 2 спр.) -ющ-, ящ- Увлекает, гонит, угнетает, видит. От глаголов 1-го спряжения – ем от глаголов 2-го спряжения – им. |
| - Проверим наше предположение в учебнике. Откройте страницу 49 и проверьте по таблице, правильно ли вы предположили. - Когда же пишется -им? - Когда –ем? Познакомимся с орфограммой № 56 стр. 50. | В причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения. В причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения. |
Составление алгоритма. | | Слайд 6. |
Физкультминутка | Стрельба из лука. | |
Упражнение в написании суффиксов страдательных причастий настоящего времени | Упр. 107 с объяснением - Объясните написание пропущенных букв Выполняем задание по алгоритму | Запись причастий в тетради. Карточки, для дополнительной работы. (Приложение) |
Самостоятельная работа с последующей проверкой | Подведение к самостоятельной работе Слайд 7. Была бы цель поставлена, а ц…почка проб и ошибок сама пр…ведет к жела…мому результату… Харуки Мураками Слайд 8. Упр .110 на отметку «5» Упр .109 на отметку «4» Упр. 108 на отметку «3». Проверьте себя. | Карточки, для дополнительной работы. |
Подведение итогов Рефлексия. | - Подведём итог урока. - Что сегодня являлось мишенью на нашем уроке? - От чего зависит выбор гласной в суффиксах –ем-, -им-, -ом-? - Поздравляю. Вы успешно поразили цель. Молодцы -Мы достигли цели нашего урока? - А вы решили поставленные перед собой задачи? - Отобразите на карточке с мишенью степень усвоения вами темы урока: центр – вы отлично поняли тему и справитесь в дальнейшем с заданиями такого типа; и дальше соответственно. | Суффиксы страдательных причастий настоящего времени. От спряжения глаголов, от которых образовались причастия. В суффиксах причастий от глаголов 2 спряжения, пишется –им. В суффиксах причастий, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется –ем Обсуждение достигнутых целей |
Домашнее задание | - Как мы с вами уже говорили, необходимо старательно тренироваться, поэтому на дом упр. 106. Прочитайте задание. Есть ли вопросы? | Если есть вопросы, разбираем их. |
| Слайд 9. - Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, цели достигли, и урок я хочу закончить словами Л. Н. Толстого. «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.» Слайд 10. | |
Приложение
Карточка №1
Задание. Вставить недостающие буквы и знаки препинания. Выделить причастный оборот.
Дорога огибающая голые скалы вьётся по глубокой л…жбинке.
Далёкий неумолкающий гул моря изредк… пр…рываемый раскатистыми выстрелами в Севастопол… нарушал тишину моря.
Вдруг он вск…чил встревоженный неожиданным нападением волка на стадо огромной стаи волков.
Карточка №2
Задание: 1.На месте каких цифр необходимы запятые? 2. Определить количество грамматических основ в предложении.
Круглые, низкие холмы (1) распаханные и засеянные доверху (2) разбегаются широкими волнами; заросшие кустами (3) овраги (4) вьются между ними; сверкает речка (5) в четыр1х местах перехваченная плотинами.
1) 1,2,3 3) 1,2,5 2. 1)1, 2)2, 3)3, 4)4
2) 1,4,5 4) 2,3,5