12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таланкина Нина Нугзаровна22
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Конспект урока по русскому языку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени".


Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
PPT / 782.5 Кб

/data/files/y1632925949.ppt (Суффиксы страдательных причастий настоящего времени)Урок русского языка.

Класс. 7А.

Тема. «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».

Обязательный минимум содержания урока: общее понятие о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Цели урока.

Познавательные:

- находить информацию в тексте;

- владеть фактуальным чтением;

- обобщать на основе фактов;

- классифицировать по данному основанию.

2. Регулятивные:

- формулировать проблему;

- выдвигать версии.

3. Коммуникативные:

- аргументируя, излагать мнение;

- участвовать в диалоге.


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учителя.

Начнём урок с загадки.

Вот свойство моё обязательное

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чём эта загадка?

Настраиваются на урок.







(о причастии)

Чистописание

- На что похожа эта фигура? Слайд 2.

- С чем ассоциируется у вас слово мишень?

Мишень.

Со стрельбой из лука.

Работа со словарными словами

- Что нужно делать, чтобы добиться успеха в стрельбе из лука?

- Как нужно тренироваться?

- Кто помогает спортсменам?

- Спортсмены говорят, что мишень надо…

- И тогда можно стать…

Записывают в тетрадь:

Тренироваться,

старательно,

тренер,

поразить,

чемпион.


Работа с предложением

Составьте предложение с данными словарным словами, использовав в нем как можно больше слов.

- Найдите словарные слова

- Какие буквы нужно запомнить?

Чтобы стать чемпионом, надо старательно тренироваться.(примерно)

Чемпионка, чемпионат.

Е, И

Работа с текстом

- Я вам прочитаю притчу. Что такое притча?

Послушайте притчу:

……Сколько от меня до яблока? — спросил Учитель своего ученика. — Тридцать метров, — на глаз определил ученик. — Ты когда‑нибудь наблюдал за мной во время моей ежедневной тренировки в этом древнем виде стрельбы? — поинтересовался мудрец, наверняка зная, каким будет ответ. — Я видел, как ты попадаешь в глаз быку, находясь от него на расстоянии почти в сто метров, и я не могу припомнить, чтоб ты хоть раз промахнулся с такой близкой дистанции, как сейчас, — заметил юноша, отдавая должное мастерству учителя.

Тогда, не снимая с глаз повязки и твердо упершись ногами в землю, учитель со всей силой натянул лук и пустил стрелу, целясь прямо в яблоко, свисающего с дерева. Стрела с глухим звуком вонзилась в ствол довольно далеко от яблока. — Я думал, что увижу что ‑ то более необычное из твоих магических способностей, учитель. Что случилось?

Мы забрались в это уединенное место только с одной целью. То, что ты увидел, лишь подтверждает главнейший принцип для любого человека, стремящегося к достижению своей цели в жизни: нельзя попасть в цель, которую не видишь…..


- В чём смысл этой притчи?

- Как можно назвать человека, который добивается своей цели?


- Что же такое цель?

- Это конечный результат какого-либо процесса. Любого процесса. Все мы, делая что-то, приходим к цели. И важно правильно её поставить. Так и каждый урок имеет свою цель.

Это небольшой рассказ, заключающий в себе нравоучение.





































Нужно чётко видеть цель.

Целеустремлённый, успешный.


То, чего хотят добиться. (примерно)

Сообщение темы урока, определение цели.

Слайд 1. Посмотрите на тему нашего урока, запишите её в тетрадь и подумайте какова цель нашего урока.

- Моя цель помочь вам в этом.

-Чему бы вы хотели научиться на уроке?

Запись в тетради

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

Научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.


Постановка задач

- Как мы можем добиться поставленной цели?

Понаблюдать над словами, сделать вывод, составить алгоритм.

Работа по теме

- Какие причастия называют страдательными?


Слайд 3.

- Посмотрите, что надо написать в словах представленных здесь: е или и?

Увлека… мый бурей Гон…мый ветром

Угнета…мый властью Вид…мый силуэт
- Как вы думаете? Почему?


- Что нам нужно понять?

- У вас есть предположения?

Причастия, которые обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.







Нужно знать, от каких глаголов образованы эти причастия.


- Вспомним правило правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Слайд 3.

Ветер, колеблющий листья, усиливался.

Стрелок, видящий цель, поразил ее.


- От какого глаголов образованы причастия в даны предложениях?

- С помощью какого суффикса? Почему?


Посмотрите на глаголы,  от которых образованы причастия, которые мы записали. Сделайте вывод.









Колеблют (1 спр.)

Видят ( 2 спр.)

-ющ-, ящ-


Увлекает, гонит, угнетает, видит.

От глаголов 1-го спряжения – ем

от глаголов 2-го спряжения – им.


- Проверим наше предположение в учебнике. Откройте страницу 49 и проверьте по таблице, правильно ли вы предположили.

- Когда же пишется -им?

- Когда –ем?

Познакомимся с орфограммой № 56

стр. 50.





В причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения.

В причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения.

Составление алгоритма.


Слайд 6.

Физкультминутка

Стрельба из лука.


Упражнение в написании суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Упр. 107 с объяснением

- Объясните написание пропущенных букв

Выполняем задание по алгоритму



Запись причастий в тетради.


Карточки, для дополнительной работы.

(Приложение)

Самостоятельная работа с последующей проверкой

Подведение к самостоятельной работе

Слайд 7.

Была бы цель поставлена, а ц…почка проб и ошибок сама пр…ведет к жела…мому результату…

Харуки Мураками


Слайд 8.

Упр .110 на отметку «5»

Упр .109 на отметку «4»

Упр. 108 на отметку «3».

Проверьте себя.









Карточки, для дополнительной работы.

Подведение итогов











Рефлексия.

- Подведём итог урока.

- Что сегодня являлось мишенью на нашем уроке?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах –ем-, -им-, -ом-?

- Поздравляю. Вы успешно поразили цель. Молодцы

-Мы достигли цели нашего урока?

- А вы решили поставленные перед собой задачи?



- Отобразите на карточке с мишенью степень усвоения вами темы урока: центр – вы отлично поняли тему и справитесь в дальнейшем с заданиями такого типа; и дальше соответственно.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

От спряжения глаголов, от которых образовались причастия.

В суффиксах причастий от глаголов 2 спряжения, пишется –им.

В суффиксах причастий, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется –ем

Обсуждение достигнутых целей

Домашнее задание

- Как мы с вами уже говорили, необходимо старательно тренироваться, поэтому на дом упр. 106.

Прочитайте задание. Есть ли вопросы?

Если есть вопросы, разбираем их.


Слайд 9.

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, цели достигли, и урок я хочу закончить словами Л. Н. Толстого.

«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»

Слайд 10.








































Приложение



Карточка №1

Задание. Вставить недостающие буквы и знаки препинания. Выделить причастный оборот.

Дорога огибающая голые скалы вьётся по глубокой л…жбинке.

Далёкий неумолкающий гул моря изредк… пр…рываемый раскатистыми выстрелами в Севастопол… нарушал тишину моря.

Вдруг он вск…чил встревоженный неожиданным нападением волка на стадо огромной стаи волков.

Карточка №2

Задание: 1.На месте каких цифр необходимы запятые?     2. Определить количество грамматических основ в предложении.

Круглые, низкие холмы (1) распаханные и засеянные доверху (2) разбегаются широкими волнами; заросшие кустами (3) овраги (4) вьются между ними; сверкает речка (5) в четыр1х местах перехваченная плотинами.

1) 1,2,3                   3)  1,2,5                                               2.  1)1,   2)2,   3)3,    4)4

2) 1,4,5                   4) 2,3,5









 





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.