Урок русского языка в 7 классе «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Никитинская средняя общеобразовательная школа»
Саракташского района Оренбургской области
Разработка урока по русскому языку по учебнику «Русский язык»
7 класс
Тема: «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Н в отглагольных прилагательных»
Учитель: Кильмухаметова Л.М.
Название предмета: русский язык.
Класс: 7
УМК: Русский язык. 7 класс. Т.А. Ладыженская, 2013
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
Место урока в системе уроков по теме: 18-ый урок в разделе № 4. «Морфология.
Орфография. Культура речи (73ч.) Причастие (26ч.+ 5 ч. р.р. )»
Цель урока: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков по теме « Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
Задачи:
-знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;
-знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;
-уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
- знать слова-исключения;
- развивать навыки грамотного письма, выразительной устной речи.
- развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы
- развивать интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом
-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемые результаты:
предметные:
- знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных
- правильно употреблять в речи причастия, отглагольные прилагательные;
- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме;
личностные:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
регулятивные :
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
Техническое обеспечение урока: проектор, экран, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: рабочие листы
Содержание урока.
№ |
Этапы урока |
Дидактическая задача |
Содержание |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1 |
Организационный момент |
включение обучающихся в учебную деятельность. |
Приветствие. Здравствуйте, ребята, рада всех видеть на уроке, желаю, чтобы время было проведено вами с пользой. Слайд 1 |
Приветствуют учителя, садятся на свои места. Настраиваются на учебную деятельность |
2 |
Мотивация учебной деятельности |
выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Стадия вызова — целеполагание. |
Слайд 2. Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним? Орфоэпическая разминка. Слайд 3. Завороженный, закупоренный, избалованный, пломбированный, раненый солдат, премированный, прирученный, жеваный, груженный ящиками вагон КЛЮЧ: Слайд 4. ЗаворожЁнный, закУпоренный, избалОванный, пломбирОванный, рАненый солдат, премирОванный, приручЁнный, жЁваный, гружЁнный ящиками вагон - Что с точки зрения орфографии объединяет все эти слова? (везде есть слова с орфограммой Н и НН в слове) 2. Сформулируйте самостоятельно тему урока. Запишите дату и тему урока. Слайд 5. Сформулируйте цель урока. |
Формулируют ответ на вопрос учителя. Выполняют задание. Принимают участие в беседе. Строят высказывания. Формулируют тему урока. Записывают дату и тему урока. «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных» |
3 |
Актуализация знаний и умений |
Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
1.Вспомните все, что вы знаете о причастиях и заполните таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал». Слайд 6. В этом нам поможет письмо от самого причастия. (распечатки в конверте на каждой парте) Привет, ребята! Зовут меня причастие. Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю …… По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: …… Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею ………….., но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею …………... Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи. Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Люблю много путешествовать. Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами. Вся наша семья называется ……… Наши соседи – определяемые слова, когда чем-то недовольны, то ставят нас после себя и на письме отделяются ………... Мне это не нравится, но что поделаешь. Когда у меня все нормально – я действительное, при этом обозначаю признак, который …........ Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много разочарований, при этом обозначаю признак, который ………… У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения. В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы …………….., а в прошедшем - … А еще я могу быть в ….. и ………формах. Объеденитесь в пары и обсудите свои ответы. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса. |
Работают в парах. Читают письмо. Заполняют таблицу в рабочих листах «Знаю – Хочу знать – Узнал» Работа с текстом производится с помощью специальных знаков: “ ! ” — Я это знал. “ + ” — Новое для меня. “?” — Вопрос, Вызывает у меня сомнение. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы. Формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают). |
4 |
Обобщение и систематизация знаний |
освоение полученных знаний и умений. Стадия рефлексии (размышления) |
1.Что еще о себе забыло рассказать причастие? Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего времени и о отглагольных прилагательных, с которыми часто его путают. А мы эту тему как раз изучили на прошлом уроке. Вспомните правило и алгоритм работы. 2. Составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти. Слайд 8. Коллективная работа. 3. Выводы , обсуждение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы: (кластер на слайде и в рабочих листах) Физминутка . Слайд 9 |
Отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм. Корректируют знания по теме. Запоминают ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний. Обучающиеся обсуждают новую информацию, опираясь на знания. Консультант – ученик работает у доски, составляет кластер совместно с учителем и одноклассниками. Выполняют гимнастику для глаз. |
5 |
Применение знаний и умений в новой ситуации |
Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Обобщение и систематизация знаний и формирование способов применения на практике. Укрепление здоровья и физического развития. |
1.Работа с учебником. Упражнение 133. Конструирование. Выделенные сочетания слов замените словами на –ованный. Образец: Улица, покрытая асфальтом — асфальтированная улица. Журнал, содержащий иллюстрации – иллюстрИрованный журнал. Рабочий, имеющий квалификацию – квалифицИрованный рабочий Дорога, покрытая бетоном – бетонИрованная дорога Комьпьютер, который отремонтировали - отремонтированный компьютер. 2. Задание. Слайд 10. Превратите отглагольные прилагательные в причастия, добавив к ним пояснительные слова. Перепишите, подчёркивая причастные обороты. Образец. Жареные караси. — Караси, жаренные в сметане. 1) Раненый солдат. 2) Мощёная улица. Превратите отглагольные прилагательные в причастия, добавив к ним приставки. Перепишите, ставя ударение. Образец. Золочёный орех — позолоченный орех 1) Кошеная трава - 2 Мороженое мясо – 3.Задание. Слайд 11. На слайде слова. вяза…ая кипячё…ое печё…ый Рядом в произвольном порядке расположены слова и приставки. Составьте словосочетания и решите вопрос о написании -Н-. Физминутка. А теперь давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение. 1.Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 5 раз. 2. Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте 3.Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку. |
Выполняют задание, работают с учебником. Два ученика у доски. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют задание в рабочих листах. Записывают в тетрадь словосочетания с графическим обозначением орфограммы. Выполняют задания физминутки, повторяют действия учителя. |
6 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
определение уровня овладения знаниями и навыками |
1.Выполнение теста. Слайд 12. 2. Самостоятельная работа (подготовка к региональному экзамену) Задания в рабочих листах. |
Самостоятельно выполняют тест. Взаимопроверка. Выставление оценок за тестовое задание. |
7 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Объяснение домашнего задания. Выучить теоретический материал по кластеру. Упражнение 134. |
Обучающиеся записывают домашнее задание. |
8 |
Рефлексия |
Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Обобщение полученных на уроке сведений, подведение итогов урока. |
Понравился ли вам сегодняшний урок? Довольны ли вы своей работой на уроке? Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Предлагаю написать синквейн по теме урока. Слайд 13. Н-р: причастие полное, страдательное дополняет, изменяется, согласуются Причастное к глаголу и прилагательному Сила имени и глагола!
. |
Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их устранения. Отвечают на вопросы учителя, пишут синквейн. Несколько обучающихся озвучивают синквейны. Сдают рабочие листы для проверки и выставления оценок учителю. |
Рабочий лист учащегося
DOCX / 42.4 Кб
Презентация к уроку
PPTX / 1.82 Мб
Стефанова Лариса Михайловна
Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Кильмухаметова Лилия Мансуровна