Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна2510
Россия, Оренбургская обл., Никитино МОБУ Никитинская СОШ
Материал размещён в группе «Учителю татарского языка»
0

Урок «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Никитинская средняя общеобразовательная школа»

Саракташского района Оренбургской области


 


 


 

Разработка урока по русскому языку по учебнику «Русский язык»

7 класс

Тема: «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Н в отглагольных прилагательных»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учитель: Кильмухаметова Л.М.


 


 

Название предмета: русский язык.

Класс: 7

УМК: Русский язык. 7 класс. Т.А. Ладыженская, 2013

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа

Место урока в системе уроков по теме: 18-ый урок в разделе № 4. «Морфология.

Орфография. Культура речи (73ч.) Причастие (26ч.+ 5 ч. р.р. )»

Цель урока: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков по теме « Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

Задачи:

-знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;

-знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;

-уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;

- знать слова-исключения;

- развивать навыки грамотного письма, выразительной устной речи.

- развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы

- развивать интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом

-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые результаты:

предметные:

- знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

- уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных

- правильно употреблять в речи причастия, отглагольные прилагательные;

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме;

личностные:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

регулятивные :

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Техническое обеспечение урока: проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: рабочие листы

Содержание урока.

Этапы урока

Дидактическая задача

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

включение обучающихся в учебную деятельность.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята, рада всех видеть на уроке, желаю, чтобы время было проведено вами с пользой. Слайд 1

Приветствуют учителя, садятся на свои места. Настраиваются на учебную деятельность

2

Мотивация учебной деятельности

выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Стадия вызова — целеполагание.

Слайд 2. Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?

Орфоэпическая разминка.

Слайд 3.

Завороженный, закупоренный, избалованный, пломбированный, раненый солдат, премированный, прирученный, жеваный, груженный ящиками вагон

КЛЮЧ: Слайд 4.

ЗаворожЁнный, закУпоренный, избалОванный, пломбирОванный, рАненый солдат, премирОванный, приручЁнный, жЁваный, гружЁнный ящиками вагон

- Что с точки зрения орфографии объединяет все эти слова? (везде есть слова с орфограммой Н и НН в слове)

2. Сформулируйте самостоятельно тему урока.

Запишите дату и тему урока. Слайд 5. Сформулируйте цель урока.

Формулируют ответ на вопрос учителя.

Выполняют задание.

Принимают участие в беседе. Строят высказывания.

Формулируют тему урока.

Записывают дату и тему урока. «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

3

Актуализация знаний и умений

Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.

Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Вспомните все, что вы знаете о причастиях и заполните таблицу

«Знаю – Хочу знать – Узнал».

Слайд 6. В этом нам поможет письмо от самого причастия. (распечатки в конверте на каждой парте)

Привет, ребята! Зовут меня причастие.

Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю ……

По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: ……

Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею …………..,

но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею …………...

Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное?

Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи.

Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Люблю много путешествовать.

Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами.

Вся наша семья называется ………

Наши соседи – определяемые слова, когда чем-то недовольны, то ставят нас после себя и на письме отделяются ………...

Мне это не нравится, но что поделаешь.

Когда у меня все нормально – я действительное, при этом обозначаю признак, который …........

Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много разочарований, при этом обозначаю признак, который …………

У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения.

В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы ……………..,

а в прошедшем - … А еще я могу быть в ….. и ………формах.

Объеденитесь в пары и обсудите свои ответы. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

Работают в парах. Читают письмо. Заполняют таблицу в рабочих листах «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Работа с текстом производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“?” — Вопрос, Вызывает у меня сомнение.

Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

Формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

4

Обобщение и систематизация знаний

освоение полученных знаний и умений.

Стадия рефлексии

(размышления)

1.Что еще о себе забыло рассказать причастие?

Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего времени и о отглагольных прилагательных, с которыми часто его путают. А мы эту тему как раз изучили на прошлом уроке. Вспомните правило и алгоритм работы.

2. Составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти. Слайд 8.

Коллективная работа.

3. Выводы , обсуждение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы:

(кластер на слайде и в рабочих листах)

Физминутка . Слайд 9

Отвечают на вопросы.

Проговаривают алгоритм.

Корректируют знания по теме.

Запоминают ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний.

Обучающиеся обсуждают новую информацию, опираясь на знания. Консультант – ученик работает у доски, составляет кластер совместно с учителем и одноклассниками.

Выполняют гимнастику для глаз.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации

Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.

Обобщение и систематизация знаний и формирование способов применения на практике.

Укрепление 

здоровья и физического развития.

1.Работа с учебником.

Упражнение 133. Конструирование.

Выделенные сочетания слов замените словами на –ованный.

Образец: Улица, покрытая асфальтом — асфальтированная улица.

Журнал, содержащий иллюстрации – иллюстрИрованный журнал.

Рабочий, имеющий квалификацию – квалифицИрованный рабочий

Дорога, покрытая бетоном – бетонИрованная дорога

Комьпьютер, который отремонтировали - отремонтированный компьютер.

2. Задание. Слайд 10. Превратите отглагольные прилагательные в причастия, добавив к ним пояснительные слова. Перепишите, подчёркивая причастные обороты. Образец. Жареные караси. — Караси, жаренные в сметане. 1) Раненый солдат. 2) Мощёная улица. Превратите отглагольные прилагательные в причастия, добавив к ним приставки. Перепишите, ставя ударение. Образец. Золочёный орех — позолоченный орех 1) Кошеная трава - 2 Мороженое мясо –

3.Задание. Слайд 11. На слайде слова.

вяза…ая кипячё…ое печё…ый

Рядом в произвольном порядке расположены слова и приставки.

Составьте словосочетания и решите вопрос о написании -Н-.

Физминутка. А теперь давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.

1.Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 5 раз.

2. Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте

3.Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.

Выполняют задание, работают с учебником. Два ученика у доски.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполняют задание в рабочих листах.

Записывают в тетрадь словосочетания с графическим обозначением орфограммы.

Выполняют задания физминутки, повторяют действия учителя.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

определение уровня овладения знаниями и навыками

1.Выполнение теста. Слайд 12.

2. Самостоятельная работа (подготовка к региональному экзамену) Задания в рабочих листах.

Самостоятельно выполняют тест. Взаимопроверка. Выставление оценок за тестовое задание.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Соотнесение

поставленных

задач с

достигнутым

результатом,

фиксация

нового

знания,

постановка

дальнейших

целей

Объяснение домашнего задания.

Выучить теоретический материал по кластеру. Упражнение 134.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

8

Рефлексия

Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений, подведение итогов урока.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Предлагаю написать синквейн по теме урока. Слайд 13.

Н-р: причастие

полное, страдательное

 дополняет, изменяется, согласуются

Причастное к глаголу и прилагательному

Сила имени и глагола!


 

.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их устранения. Отвечают на вопросы учителя, пишут синквейн. Несколько обучающихся озвучивают синквейны.

Сдают рабочие листы для проверки и выставления оценок учителю.


Рабочий лист учащегося
DOCX / 42.4 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 1.82 Мб
Опубликовано в группе «Учителю татарского языка»


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.