Урок русского языка во 2 классе «Правописание буквосочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Круглоозёрная средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
Тема : «Правописание буквосочетаний ЖИ ,ШИ, ЧА ,ЩА, ЧУ, ЩУ»
Наам Надежда Валерьевна
учитель начальных классов
Педагогический стаж: 6 лет
2017 год
Урок русского языка во 2 классе по теме
«Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
Тип урока: Урок закрепления (комплексного применения знаний и умений)
Ведущий метод: Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.
Цель урока:
Создать условия для проверки усвоения правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Умения выполнять задания самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу—щу, используя правило.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу—щу и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы
Задачи:
Развитие орфографической зоркости.
Развитие умения применять свои знания на практике.
Термины и понятия: Буквосочетания; гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие; орфограмма.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Используемые учебники и учебные пособия: «Русский язык» 2 класс, 2 часть под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Используемое оборудование:
Экран .
Проектор.
Ноутбук.
Используемые ЦОР:
Презентация к уроку в программе pptx.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой и мотивация.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто–то не очень.
- У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу.
(СЛАЙД 2)
Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.
- Пожелаем друг другу успехов и удачи!
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- Ребята, сегодня на урок нас приглашают к себе в гости жители одной удивительной страны.
- А что это за страна и кто её жители вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. (Буквы)
(СЛАЙД 3, клик 1)
- Ребята как вы считаете, как называется эта страна?
- Правильно, это Страна Букв.
(СЛАЙД 3, клик 2)
- Чтобы не заблудиться в этой стране, мы с вами будем вести записи в рабочей тетради, но для начала запишем число и классная работа.
- А вы знаете ребята, что у букв есть свой строгий учитель. Зовут его – Букварь.
(СЛАЙД 3, клик 3)
- Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места, но буквы – шалунишки играют с ним в прятки.
- Давайте поможем найти Букварю, какие буквы спрятались.
(СЛАЙД 4)
- А теперь проверим, всех ли мы нашли букв.
(СЛАЙД 5)
- Назовите гласные буквы, которые спрятались. (а,у,и)
- Назовите согласные буквы. (ж,ш,ч,щ,к,н)
- Какие согласные всегда мягкие? (че,ща)
- А всегда твёрдые? (жэ, ша)
III. Минутка чистописания и Самооценка.
- Молодцы ребята, а теперь запишем эти буквы в свою тетрадочку, как показано на образце.
(СЛАЙД 6)
- Не забываем о посадке. Спинка прямая.
- На партах у вас лежат квадраты красного и синего цвета. Оцените свою работу. Если ваша работа вам нравится, то поднимите красный квадрат. Если вы считаете, что могли бы написать лучше, то синий квадрат.
IV. Формулирование темы и целей урока.
- Буквы решили поиграть и все перепутались.
- Помогите буквам собраться в правильные буквосочетания.
(СЛАЙД 7) (Дети составляют буквосочетания в парах)
- А теперь проверим, какие буквосочетания у вас получились.
(СЛАЙД 8)
- Скажите, а кто догадался, о чем мы будем говорить? Чему мы будем учиться на уроке? Определите тему нашего урока.
(СЛАЙД 9)
- На прошлых уроках мы с вами изучали эту тему и сегодня у нас заключительный и обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим всё, о чём говорили и закрепим наши знания.
V. Закрепление изученного.
- Букварь – строгий учитель. Он даёт буквам сложные, но очень интересные задания.
- Хотите учиться и играть вместе с буквами?
- Тогда продолжим урок. Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями.
- Каждый стол – это команда. У каждой команды есть своё название. Но чтобы игра была интересной, нужно соблюдать правила работы в группе. Давайте повторим эти правила.
(СЛАЙД 10)
Правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
VI. Практическая работа в группах.
1.Игра «Составь правило».
(СЛАЙД 11)
- Первую игру Букварь предлагает вам под названием «Составь правило», он следит строго, чтобы все учили правила.
- Вспомните все ваши знания и составьте правила на ваши буквосочетания.
- На это задание Букварь вам даёт 20 секунд. Время пошло.
- Сейчас мы проверим правила, которые вы составили, но сначала мы вспомним правила обсуждения. Будьте внимательны.
(СЛАЙД 12)
ПРАВИЛА ОБСУЖДЕНИЯ
Представитель группы отвечает, а Вы:
слушаете и слышите,
смотрите и видите,
думаете и оцениваете.
(Ответы представителей команд).
VII. Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнём и проведём физминутку. Я прошу всех встать. Все будут двигаться и повторять движения с доски.
fizminutka_tantsuem.ppt
VIII. Практическая работа в группах
- А сейчас мы научимся применять наши правила. Букварь приготовил нам новую игру. Называется она «Волшебная таблица».
(СЛАЙД 13)
- У вас на партах лежат волшебные таблицы, в них даны слоги. Вам нужно составить, как можно больше слов с нашими знакомыми буквосочетаниями.
- Каждое слово записывайте отдельно, в столбик на приготовленной карточке. Слова в команде не должны повторятся.
- На это задание Букварь вам даёт 3 минуты.
(Ответ: чудо, дача, лыжи, машина, шина, туча, чаща, щука, щавель, груши, встреча, живёт, роща, кувшинка, дыши, кувшин, жизнь, снежинка, наши, задача, часы)
(СЛАЙД 14)
- Букварь приготовил для вас ещё задание, которое называется «Составь предложение».
- На это задание вам 30 секунд. Время пошло.
(отвечают по 1 ученику от команды)
IX. Самостоятельное применение знаний и Самооценка
- Одно из любимых занятий учителя Букваря – это загадывание загадок. Вам нужно отгадать загадки и записать в рабочую тетрадь отгадки.
Мы, проворные сестрицы-
быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим,
в снег - бежим:
уж такой у нас режим. (Лыжи)
(СЛАЙД 15, клик 1)
Белая звёздочка с неба упала.
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
(СЛАЙД 15, клик 2)
Идут, бегут. С места не сойдут. (Часы)
(СЛАЙД 16, клик 1)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
(СЛАЙД 16, клик 2)
Кот живёт у нас на крыше,
а в чулане живут… (Мыши)
(СЛАЙД 17, клик 1)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (Жираф)
(СЛАЙД 17, клик 2)
- А теперь возьмите в руки зелёный карандаш и давайте проверим нашу работу.
(СЛАЙД 18)
- На партах у вас лежат квадраты красного и синего цвета. Оцените свою работу. Если у вас 1-2 ошибки, то поднимите красный квадрат. Если 3 и более, то синий квадрат.
Х. Зарядка для глаз.
Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 3, «Том и Джери»
XI. Практическая работа в группах.
Игра «Исправь ошибки».
(СЛАЙД 19)
- Буквы внимательно следили за нами и хотят проверить, все ли усвоили пройденные орфограммы.
- Для этого найдите в тексте ошибки и исправьте их.
- Открываем конверт с заданием. Возьмите простой карандаш.
- На это задание вам 2 минуты.
Зима. В лесу лежыт пушыстый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чящу. По ночам хищные зверьки ищют пищю. Вот лесная речка. Мой товарищ поймал большую щюку и крупного лещя.
(Дети исправляют ошибки. Затем следует проверка.)
- Сколько ошибок вы нашли?(7)
- Давайте проверим.
(СЛАЙД 20)
XII. Домашнее задание.
(СЛАЙД 21)
- Выполнить задание в учебнике на с. 14 № 23.
Итог урока.
- Вы с успехом справились с заданиями учителя Букваря, думаю, он вами очень доволен.
- Пришло время попрощаться со Страной букв.
- Продолжите предложения:
(СЛАЙД 21)
На уроке я узнал …
На уроке я научился …
Было интересно…
Было трудно …
Я хочу ещё узнать …
Рефлексия.
- Ребята, помните, в начале урока я спрашивала вас о настроении. Урок прошёл. Давайте украсим деревце своим настроением. У кого оно солнечное, радостное – прикрепите солнышко, а у кого немного грустное – тучку.