Конспект урока по СБО «Почему надо умываться и мыть руки?»
Конспект урока по СБО
«Почему надо умываться и мыть руки?»
Цель урока: проверить знания по разделу «Личная гигиена».
Задачи:
- Закрепить теоретические знания и умения учащихся по соблюдению личной гигиены.
- Прививать навыки аккуратного общения с принадлежностями для личной гигиены.
- Воспитывать стремление к чистоте.
Оборудование: предметы личной гигиены, рисунки с изображением гигиенических принадлежностей, конверт с письмом, книга К. И. Чуковского “Мойдодыр”, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра, новые зубные щетки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изложение и одновременно закрепление нового материала.
- Ребята, посмотрите внимательно на этих детей.
- Как можно назвать этих детей?
Д. Неряхи, грязнули.
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на них?
Д. Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.
- Молодцы! Мы сегодня с вами поговорим, почему надо умываться и мыть руки?
- Перед началом урока в наш класс передали письмо. Давайте его вскроем.
Дорогие наши дети!
Я пишу вам письмецо!
Я прошу вас: мойте чаще ваши уши и лицо.
Все равно, какой водою!
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети, очень, очень вас прошу,
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья…
Д. Мойдодыр.
(Раскрываю книгу Чуковского на той странице, где изображен Мойдодыр).
- Давайте вспомним, как надо за собой следить, чтобы о вас не сказали как о герое произведения Чуковского.
(Включаю DVDи показываю фрагмент мультфильма “Мойдодыр”, в котором звучат строки: )
Ах, ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
- Что надо делать, чтобы быть чистым?
Д. Умываться, мыться, менять одежду.
- В каких случаях надо мыть руки?
Д. Придя с улицы.
- Перед едой.
- Если мы чем-то испачкали руки.
- Попробуем сформулировать правила, которые вам необходимо запомнить.
Правило 1.
Вы можете гулять и играть сколько угодно, пачкать руки, но затем тщательно вымыть их с мылом.
Правило 2.
Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – еще раз, выйдя из него.
Правило 3.
Не забывайте мыть руки перед едой.
Правило 4.
Вымойте руки после еды, если пальцы запачкались чем-то липким или жирным, иначе вы оставите следы на стенах, мебели, одежде.
Правило 5.
Помойте руки перед сном.
- Если вы не будете мыть руки перед сном, то утром, возможно, кто-то из вас скажет, как герой Чуковского:
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
- Но не только это. Если вы ляжете в кровать с грязными руками и уснете, то можете и сами не заметить, как во сне засунете грязный палец в рот или потрете глаза. Если потереть грязными руками глаза, то они могут воспалиться от попавших частиц грязи. Это заболевание называется конъюнктивит.
- Зачем надо мыть руки и умываться?
- Чтобы не болеть, так как на коже и под ногтями скапливаются микробы.
- Молодцы! А теперь немножко отдохнем.
3. Физ. минутка.
На носочки поднялись,
Ручки опустили,
А теперь присели
Коленки обхватили.
Снова встали - ноги вместе
И уже сидим на месте.
4. Практическая работа.
- Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам надо отгадать загадки и назвать друзей Мойдодыра.
- Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Ответ (Мыло)
(Достаю кусочек мыла).
- Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна!
Промыв глазки, ушки, губы...
Очень важно чистить ... ЗУБЫ
Всех микробов, точно плеткой,
Выгонит зубная ... ЩЕТКА.
(Достаю зубную щетку).
- Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
не забуду и про нос.
Ответ (Носовой платок).
(Достаю носовой платок).
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Ответ (Расческа).
(Достаю расческу).
- Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня,
Испачкаешь меня.
Ответ (Полотенце).
(Достаю полотенце).
- Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
Ответ (Зеркало).
(Достаю зеркало).
- Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище.
Ответ (Платяная щетка).
(Достаю щетку для чистки одежды).
- Молодцы! Вы узнали всех друзей Мойдодыра. А умеете ли вы с ними правильно обращаться? Например, как правильно чистить зубы?
(Один ребенок подходит к раковине и показывает, как надо чистить зубы. Если он ошибается, я помогаю ребенку).
- Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
- Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
- Сколько раз надо чистить зубы?
Д. Два раза в день: утром и вечером.
- Правильно. Для чего нам нужно мыло?
Д. Умываться, руки мыть, мыться.
- Умеете ли вы умываться?
Д. Да.
- Сейчас мы это проверим.
(К раковине подходит ребенок, вместе с которым я показываю: как правильно надо умываться, мыть руки).
- Заворачиваем рукава, мочим и намыливаем руки. Намыленные руки должны перекатываться друг с друга, как санки по снежной горке. После этого ополаскиваем руки. отряхиваем и вытираем.
- Лицо и шею моем мылом. Сначала намылим пальчики, затем лицо и шею. Не забываем протереть уши и за ушами.
- Если долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Смываем мыльную пену со лба к подбородку.
- И вытираем лицо, шею, руки полотенцем.
- Что надо сделать, если мыло попало в глаза?
Д. Промыть глаза холодной водой.
- А теперь, ребята, подойдите, к раковинам и покажите, как вы моете руки, шею, лицо.
5. Подведение итогов урока.
- Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе. Какими из них должен пользоваться только один человек, а какими может вся группа?
Д. У каждого человека должны быть индивидуальные зубная щетка, расческа, полотенце, носовой платок. Зеркалом, мылом, платяной щеткой могут пользоваться все члены семьи.
- Молодцы! Правильно ответили.
- Вы справились со всеми заданиями.