Почему надо беречь воду. Класснйы час об экологии
3 «Б» класс
Малышева Юлия Викторовна
учитель начальных классов.
2015 год
Тема: Почему воду надо беречь ? (Слайд 1-2)
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: формулировать тему урока; искать и выделять
необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Закройте глаза, положите ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи ,отличных оценок.
3. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: без чего невозможна жизнь на Земле?
4. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях, а сейчас проверим, что вы запомнили о воде.(Слайд3)
Тест:
1) Пар это
а) вода в жидком состоянии;
б) вода в газообразном состоянии;
в) вода в твердом состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
а) при нагревании вода сжимается;
б) при нагревании вода расширяется;
в) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода впиталась в поверхность пола;
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;
в) вода с поверхности пола испарилась.
4) Лед и снег-это вода
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется;
б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Учитель: а теперь проверим, правильно ли вы написали. (Слайд 4)
5. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами, послушав мою сказку. (Слайды 5–9).
Сказка:
В одном царстве по имени Грушевское жил-был Пашков пруд, так его назвали в честь семьи, которая жила у пруда. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой пруда, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к пруду, оставлял там много мусора. Обиделся он на людей и спрятал всю рыбу под своим обрывистым берегом, а сам покрылся густой тиной и зарос камышом. Пришли утром люди к пруду и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились, стали просить у Пашкова пруда прощения, стали ухаживать за ним. Простил людей пруд, выпустил рыбу, очистил свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
Так о чём же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством? (Воду нужно беречь, не загрязнять)
Итак, тема урока: «Почему надо беречь воду!» (на доске)
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
- Почему нужно беречь и охранять воду?
- Почему вода находится в опасности?
- И какие задачи мы должны решить на этом уроке?
- Чему должны научиться?
Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме:
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;
3)Уметь описывать и классифицировать растения.
А почему вы считаете, что третья задача не относится к нашей теме? (Изучаем воду).
Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья - Водичка из сказочного Пашкова пруда.
(Слайд 10).
Вопросы:
1) Где на планете встречается вода?
2) Для чего человеку нужна вода?
3) Почему чистой воды становится меньше?
4) Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
5) Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах?
Поможем Водичке ответить на вопросы, а для этого поработаем в группах. Назовите правила работы в группах.
Помните, что работать должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
6. Физкультминутка
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два,
Позади теперь вода!
7. Работа по теме урока.
Учитель:
Очень-очень давно, много миллионов лет назад, ещё до появления динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды. Современные учёные пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.
А вам интересно, какие вопросы приготовила Водичка?
Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос для группы. (Слайд 10)
Вопрос для первой группы: Где на планете встречается вода?
(Работа с учебником, стр. 91 обсуждение в группах, прослушивание отчетов.)
Дополнительная информация:
Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах Арктики и Антарктики. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения. А промышленный способ получения пресной воды дорогостоящий.
Вопрос для второй группы: Для чего человеку нужна вода?
Дополнительная информация:
Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды -не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов. Её содержание колеблется в широких пределах: от 100% в эмали зубов, в среднем –80% массы тела. Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них -это вода. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.
На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра и до ночи, пользуется ею для приготовления пищи, питья, умывается. Летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах.
Вода нужна в производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так,
например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.
Вода необходима в сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.
В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой.
Вода - это водная дорога: по воде перевозят грузы, людей.
Вода вырабатывает электроэнергию: на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды.
А кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения)
Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни. Вода является основным источником жизни на Земле.
Учитель:
Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы, высказывания.
На доске:
***
«Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца…Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери.
***
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды."»
Василий Михайлович Песков.
Вы согласны с их словами?
А сколько пословиц о воде! (Слайд 11).
Учитель:
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы )
Не забывайте, что работаем в группах.
Начало |
Концовка |
Тише воды, |
не суйся в воду. |
Под лежачий камень |
молодецкая еда. |
Хлеб да вода |
ниже травы. |
Не зная броду, |
вода не течет. |
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
Водичка благодарит вас за ответы.
Вопрос для третьей группы: Почему чистой воды становится меньше? (Работа с текстом учебника стр. 93).
Ответ:
Производственные и бытовые отходы делают воду непригодной для питья.
Дополнительная информация:
Вода в океанах не такая, как в реках. В реках, озёрах вода пресная. А в морях и океанах вода солёная. Человек не может пить солёную воду, а её то, как раз на земле намного больше пресной.
Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывают в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.
В последние столетия помимо естественного загрязнения воды возникла проблема промышленного, коммунального, сельскохозяйственного загрязнения воды.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Вопрос для четвёртой группы: Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
Ответ
От загрязнённой воды гибнут растения и животные в реках, озёрах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
Дополнительная информация:
Пить воду из реки, озера, пруда нельзя, в ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
Сценка «Разноцветная речка»
Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыба: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?
Жёлтая рыбка:
Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения.
Пожелтела наша заводь и я тоже. А ты, подружка, почему фиолетовая?
Фиолетовая рыбка:
Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!
Красная рыбка:
Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка:
Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы!
Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала чёрной.
- Что случилось с рекой и её обитателями? (ответы детей)
- Значит надо закрыть завод? (нет)
-Запретить животным пить воду, жить рыбе в воде? (нет)
Вот и возникло противоречие между людьми и природой! Как это противоречие разрешить? (ответы детей)
Вопрос для пятой группы: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах? (Работа с текстом учебника стр. 93)
Дополнительная информация:
Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. (Разбор схемы на стр. 94). (Слайд 12)
Чтобы очищать сточные воды, строят сооружения. В них загрязнённая вода проходит различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества.
На многих промышленных предприятиях имеются очистные сооружения Сточные воды поступают по трубопроводу в очистные сооружения. Сначала они очищаются от крупных отбросов и песка потом направляются в отстойники, которые предназначены для задержания более мелких частиц. В отстойниках они оседают на дно. Потом начинается самое интересное. Помогает очищать воду активный ил. - Где вы видели ил в природе? Река при помощи ила, в котором содержатся особые бактерии, очищается.
- В очистных сооружениях активный ил при помощи кислорода, который специально подается, очищает воду. Контроль за качеством воды ведется в специальных лабораториях, где берут пробы воды, делают анализ воды. Потом вода поступает в специальные биологические пруды.
Сейчас строят и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
Эта проблема очистки воды, очень остро стоит и в нашем городе. В настоящее время разрабатывается новый проект по замене очистных сооружений, более современных и более надёжных. Есть международная организация "ГРИНПИС", (ЗЕЛЁНЫЙ МИР) которая занимается проблемами экологии на планете. 22 марта – Всемирный день водных ресурсов. Может быть и вы когда-нибудь вступите в ряды экологического общества или создадите его сами. И тогда я буду знать, что наш урок прошел не зря.
Водичка благодарит вас за ответы.
Решение экологических задач.(Слайд 13).
Учитель:
1) За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
3) При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?
4) литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
Заключительное слово учителя
Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в Нью-Йорке, Токио, Париже, Гонконге и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции
«Вода дороже золота», -утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески, неприступные и жестокие, поглотили многих смельчаков, даже целые караваны. Их убивала одна карающая рука-неумолимая и безжалостная жажда. Во время одного из таких переходов, 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла могущественная 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.
Знаете, как добывают воду некоторые африканские семьи? Все женщины большой семьи разгребают песок, чтобы из образовавшейся лунки зачерпнуть ложку бурой жидкости. И так ложка за ложкой целый день под палящими лучами солнца. С трудом набирается литр-другой за день.
В нашей Кемеровской области насчитывается более 20 тыс. рек и речушек. Наиболее крупные из них Томь, Кия, Яя, Иня, Чумыш и Чулым. Большинство рек берут свое начало в горах. Если вы бывали с родителями на горных реках, то помните, как грохочут перекаты и пороги, как сверкает на солнце голубая чистая вода, как на дне виден каждый камешек. Но рекам нашей области, как и рекам всего мира, нужна постоянная забота человека. Когда то в Абе (Абушке) и Искитиме (Искитимке) водилась рыба, в их чистой воде купались взрослые и дети. А сегодня мы отворачиваемся от этих грязных, потерявших красу речушек.
Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека и росте всего живого на земле. Поэтому воду надо беречь, экономить и охранять от загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду –это значит беречь жизнь, здоровье, красоту.
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Учитель:
1.Беседа.
Наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?
2.Тест. (Работа с карточками).
1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2) Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3) От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в) от использования воды на производстве
4) Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
- Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше.)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всё живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь.)
8. Самоанализ и самооценка ученика.
(Слайд 14).
«Фейерверк»:
- Я все понял, могу объяснить – желтая звездочка
- Я понял – зеленая звездочка
- Я не все понял – красная звездочка.
Ученики:
***
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Лист самооценки:
Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.
|
Знаю |
Не знаю |
Свойства воды |
|
|
Превращения и круговорот воды |
|
|
Я понял, почему воду нужно беречь |
|
|
Учитель:
Подведение итогов урока. (Слайд 14-15)
9. Игра «Это я, это я – это все мои друзья».
Учитель:
Давайте поиграем с вами и я узнаю, умеете ли вы вести себя на реке. (Если останется время).
1. Кто, придя на водоём,
Лилии срывает в нём? (Дети молчат.)
2. Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает? ( «Это я, это я – это все мои друзья!»)
3. Кто на глади зеркальной речной,
Не нарушает уток покой? (Это я, …)
4. Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём? (Дети молчат.)
5. Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке. (Дети молчат.)
6. Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижаем. (Это я, …)
7. Мы машины в реке моем,
Копоть, грязь с неё отмоем. (Молчат.)
8. Мы кувшинки охраняем,
И рогоз не обрываем! (Это я, …)
Учитель:
Молодцы! Теперь я точно знаю, что вы умеете вести себя на реке.
10. Домашнее задание.(Слайд17).
Д/З.Т №47-49 "СОЧИНИТЬ СКАЗКУ НА ТЕМУ " ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВОДОЙ..."
Список используемой литературы:
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс». 2001.
Н.А.Рыжова Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997
Ковалева Татьяна Константиновна