12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сагида1076
Россия, Татарстан респ.
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
5

Конспект урока по станковой композиции "Народные праздники нашей Республики Татарстан

Конспект урока по станковой композиции

Преподаватель: Сиразиева Сагида Фавзиевна

Тема: Народные праздники нашего региона. 18 часов

Цель урока: Познакомить учеников с народными праздниками Поволжья ; создать условия для развития творческих способностей и навыков в практической деятельности.

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные):

Выполнять композицию народных праздников, на основе правил составления тематической композиции: выделение главного и второстепенного, дополнения главного окружением (средой), соблюдение композиционного равновесия, выделение главного расположением, размером, цветом; подбирать цветовую гамму в соответствии с содержанием сюжета; соблюдать порядок нанесения цвета (сначала заливка фона, затем прописка деталей композиции)

Личностное результаты:

Научить проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность; формировать умения вступать в сотрудничество.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать умения и навыки в работе с рисунком, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
Познавательные: изучать народные праздники; уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда и подготовленную самостоятельно к уроку; способствовать формированию у учащихся представления о главных народных праздниках Поволжья и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать у диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства.

Основные понятия и термины: Ярмарка, праздник, скоморох.

Методы, формы работы:

Словесный (рассказ, беседа), наглядный (презентация), практический (выполнение творческой работы); фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Презентация, наглядный материал, Бумага ,краски, простой карандаш .

Ход урока:

Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку.

Фронтальная форма работы, словесный метод.

-Здравствуйте, ребята!

-Проверим вашу готовность к уроку, мольберт с прикрепленной бумагой формата А2: карандаш простой, краски гуашь, кисти, стерка, баночка с водой.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Постановка темы урока. Фронтальная форма работы, словесный метод.

Актуализация знаний.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.

1.Вводная беседа.

Фронтальная форма, словесный и наглядный метод.

Ребята, а вы любите праздники?

- У каждого народа есть праздники. Все люди любят праздники. Возникли праздники неслучайно.

-С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме.

В Республике Татарстан проживают представители 115 национальностей. Скажите ,ребята, а людей каких национальностей у нас больше всего?

- Русских, татар, чувашей и мордвы.

-Чем различаются люди разных национальностей?

-Языком, народным костюмом, религией, национальной кухней, обычаями, традициями

- У каждого народа свои обычаи, традиции, праздники, национальные костюмы.

Издавна в нашей местности жили и живут разные народы. Природные условия Среднего Поволжья с древнейших времён привлекали людей. Археологи доказали, что первые жители в Поволжье появились примерно сто тысяч лет назад. Человек занимается охотой, рыболовством. Места для поселений устраивались вблизи водоёмов, чтобы было удобно заниматься данными видами деятельности.
Больше всего в Татарстане татар и русских. Они – представители тюркской и славянской группы. Татары – представители тюркской группы. Среди татар Среднего Поволжья выделяют две основные группы: казанские татары и мишари

Чуваши – одна из коренных народностей Поволжья. Они – представители тюркской группы и разделены на две группы: чуваши - вирьямы (верховые) и чуваши – анатри (низовые). Анатри больше по культуре похожи на татар, а вирьямы сходны с финно-угорскими предками. На территории Татарстана проживают преимущественно анатри.
Мордовские племена вступают в контакты с русскими делятся они на две группы: эрзю и мокшу. Кроме того, есть украинцы, евреи, немцы, эстонцы, азербайджанцы и другие.
3) Костюмы народов Поволжья.
Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Вот несколько образцов одежды. Посмотрите, чем они похожи между собой и чем отличаются?

а) Русский наряд. t1643887476aa.jpg

Национальной одеждой русских была: косоворотки – традиционная рубаха с разрезом и застёжкой на груди, смещённых влево, порты – штаны. Это всё мужская одежда. Волосник - матерчатый, мягкий головной убор под платком – это головной убор женщин.
б) Татарский наряд

t1643887476ab.jpg
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Головной убор мужчин тюбетейка, а поверх неё полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
в) Чувашский наряд.

t1643887476ac.jpg
Кепе – платье, расклешённое за счёт клиньев, с сборкой у подола, украшенное аппликацией, сапата- лапти, сапун- фартук, сурпан- головной убор, суха- шейное украшение из монет, шулкеме- нагрудные украшения женщины.
г) Мордовский наряд.

t1643887476ad.jpg
В основе праздничного костюма эрзи лежит сочетание белого и красно-коричневого цветов, которые рисовали образ здоровой и цветущей женщины. При всем разнообразии мокшанской и эрзянской одежды, она имела много общих черт: белый льняной холст как основной материал одежды, прямой покрой рубахи и верхней одежды, отделка одежды плотной вышивкой, своеобразные украшения, плетенная из лыка обувь. Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины: рубаха (панар), штаны, сапоги или лапти. Панго – головной убор женщин.
- Что общего в одеждах этих народов?
(Рубахи, штаны, лапти, украшения)
3.Игра»Собери пословицы»

Богато устное творчество каждого народа. Это и сказки, и загадки, и пословицы. Вам нужно собрать из отдельных слов пословицу и объяснить её смысл. Продолжаете работать в группах.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный (татарская).

Одна пчела много мёду не соберёт. (мордовская)

Держись друга старого, а дома нового. (чувашская).

О дружбе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Старый друг лучше новых двух.

- О чём все эти пословицы?

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Ребята, мы с вами посмотрели костюмы разных народов.Используя народный костюм и знания о народных праздниках мы приступаем к работе над композицией, после того как рассмотрим композиции известных художников .

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний.


2.Объяснение выполнения работы.

Фронтальная форма, словесный метод.

Выполнить в выбранном материале. Задание: создание пространственной многофигурной композиции на тему: «Народные гуляния», «Народные праздники»,
«Народные обряды, обычаи». Продолжительность задания по 2 урока 9 недель.(18 часов)

Задачи: передать динамичность сюжета. Использовать основные правила передачи движения – использование диагональных линий, свободное пространство перед фигурами. Акцент в этой композиции будет на изучение обрядов, обычаев,
старинных костюмов, утвари, жилища народов, проживающих на
территории Татарстана– татар, удмуртов, марийцев, русских мордвы, чувашей. Работая
над этой темой, ребята узнают историю родного края, рассматривая
картины художников, фотографии ансамбля «Татарстан», выступающих в национальных костюмах, посетив краеведческий музей. В этой работе
прослеживаются межпредметные связи – декоративно-прикладной
композиции при изучении народных костюмов, национальных
орнаментов, рисунка и живописи, потому что сцены народного
гуляния очень красочные, в композиции нужно передать движение,
состояние природы, линейную и воздушную перспективу. В этой работе ученики должны применить все свои знания, полученные за два года занятий станковой композиции

Объясняет правильное выполнение работы; показывает примеры выполнения работы.

Слушают внимательно учителя, приступают к выполнению работы.

Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; мобилизировать учащихся на рефлексию своей работы на уроке.

1.Анализ работы.

- Ребята, какие прекрасные работы у вас получились. Вы все постарались, но мне хотелось бы выделить несколько работ.

Учитель задает вопросы учащимся. Формируют целостную систему ведущих знаний по теме урока. Проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и показывают свои работы; оценивают свою работу на уроке.

2.Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали?

- Какие трудности у вас возникли в ходе выполнения работы?

- Что вам понравилось на уроке?

3.Обобщающая беседа.

- Что такое праздник?

- С какими основными русскими народными праздниками мы познакомились?

- А какие праздники нравятся вам?


Композиции учеников:




. t1643887476ae.jpg

Фазлыева Аделя Татарский праздник « Сабантуй» 3 класс




t1643887476af.jpg

Жаркова Алена. 3 класс Татарский праздник «Сабантуй»





t1643887476ag.jpg

Лаврова Настя Татарский праздник « Сабантуй» 3 класс


t1643887476ah.jpg


Фазлыева Аделя Татарский праздник « Грачиная каша)3 класс




t1643887476ai.jpg

Засыпкина Мария Русский праздник « Проводы зимы) 3 класс



t1643887476aj.jpg

Тарасова Настя « Чувашский праздник Акатуй»



t1643887476ak.jpg

Жаркова Алена 3 класс Праздник «Ивана купала»


t1643887476al.jpg

Сухорук Настя 3 класс Удмуртский праздник «Гербер»

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.