12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Данилова290
Россия, Удмуртская респ., поселок Яр

Урок по ОБЖ в 5 –м классе на тему: «Железнодорожный транспорт»

Цели урока: актуализация знаний об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности на железнодорожном транспорте; развитие познавательного интереса к изучаемому материалу; развитие логического и образного мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы

Планируемы результаты:

Предметные результаты: освоение навыков безопасного поведения на железнодорожном транспорте; применение превентивных мер предупреждения пожаров на транспорте и действие по алгоритму в определенных ситуациях; отработка навыков работы в группе и разработка алгоритма действий.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные: овладение обучающимися навыков работы с разными источниками информации; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов; овладение навыками правил по безопасному поведению; умение работать с методическим материалом учебника и рабочей тетради; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Личностные результаты обучения: развитие устной и письменной речи; расширение кругозора; формирование потребности осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности; формирования потребности к стремлению учиться, умение провести самооценку; осознание своих возможностей в учении; развитие учебной активности; осознание необходимости самосовершенствования

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения результата своей работы с готовым верным ответом с целью обнаружения отклонений и отличий от него, коррекция результата деятельности.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками в группе; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение проявлять интерес к чужому мнению; развитие и умение выражать свои мысли и способность слушать собеседника; принимать его точку зрения.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему урока; ищут информацию в учебник 

 -отвечают на вопросы; 

 -работают в группах;

 -оценивают себя 

  Оборудование: компьютер, проектор, экран.

  Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая


 

Ход урока

1. Орг. момент.

- Добрый день, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о безопасном поведении в нашей жизни. Вам предстоит работать в группах. Поэтому хочу напомнить вам правила работы:

1. Дорого мнение каждого.

2. За работой не кричи, а спокойно говори.

3. Умей не только отвечать, но слушать

- Узнаем как безопасно себя вести на транспорте и отправимся в путешествие. А на каком, вы должны догадаться, разгадав загадку: «По лестнице – дорожке бежит сороконожка».

(Железная дорога и поезд)

- О чем мы сегодня будем говорить? (о безопасности на жд транспорте).

- Правильно, тема нашего урока – «Безопасность на железнодорожном транспорте».

Запишем тему урока в тетрадях. СЛАЙД №1 (ТЕМА УРОКА)

- Где могут пригодиться знания, которые получите на уроке? (путешествуя на железнодорожном транспорте)

2. Изучение нового материала.

- Для нас железная дорога – очень актуальна, благодаря железнодорожной станции существует наш поселок. Практически каждый из нас пользуется услугами железнодорожного транспорта.

- Прежде чем отправиться в путешествие немножко из истории железной дороги.

Мультфильм «История вещей» СЛАЙД №2

Первые паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. СЛАЙД№3

Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. Так появились тепловозы СЛАЙД№4

А вот это уже современный электровоз. Все вы видели, как он выглядит. В движенье его приводит электричество. СЛАЙД №5

- Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения. Он считается самым безопасным из всех видов сухопутного транспорта – в 10 раз безопаснее автомобильного. Но нельзя забывать о том, что это - зона повышенной опасности.

- Что такое зона повышенной опасности? - - Какие опасные зоны есть на железной дороге? ( Железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагон) СЛАЙД №6.

- Поэтому отправляясь в путешествие на поезде, мы должны помнить об этих местах.

- Итак, мы отправляемся в путешествие. С чего начнем?

- Для начала нужно приобрести билет. Это сделает кто – то из взрослых. На ваших столах лежат различные документы, выберите те, которые нужны для того, чтобы купить билет. (Дети выбирают документы)

- Для покупки билетов нужно предъявить паспорт и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка.

-Обязательно нужно сверить все данные билетов и документов, иначе, если будет какая – то ошибка проводник не посадит вас на поезд, и  вы никуда не поедете.

-Билеты приобретены, чемоданы упакованы. Что необходимо проверить, выходя из дома? (Взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж, деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать – это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь).

- Что должен знать каждый, кто отправляется в поездку вместе с вами? (Номер поезда, номер вагона и время отправления.)
- Для чего это надо знать? (В случае  если потеряемся на вокзале или отстанем от поезда.)
- О чем ещё можно договориться, выходя из дома? (О конкретном месте встречи на случай, если потеряемся.)
- Мы с вами вышли из дома заранее, чтобы не опоздать на поезд. Все мы добирались до вокзала различными маршрутами. СЛАЙД№7

- А вот герои следующего мультфильма до вокзала добирались так.

Просмотр мультфильма СЛАЙД №8

- Правильно ли переходили герои?

- А вы правильно переходили ж/д пути? Где? (По мосту)

- Вот мы и на вокзале. СЛАЙД№9

Что или кого мы теперь  должны проверить? (Проверяем вся ли компания в сборе, проверяем наличие багажа).

- До поезда еще есть немного времени. Но что это посмотрите снова герои мультфильма, что же они делают!

Просмотр мультфильма. СЛАЙД №10

- Правильно ли вели себя герои?

-Вот такая же участь может ожидать тех, кто не выполняет правила поведения на платформе.

Работа по рисункам

- Правил поведения на железной дороге много. Сейчас мы с вами о них узнаем. У каждой группы путешественников лежат рисунки, в которых описываются разные ситуации на железной дороге. Каждая группа должна вывести одно правило поведения на ж/д. Условие: правило должно звучать одним предложением. На выполнение задания дается 3 минуты.

ПРАВИЛА: - Не играйте на платформе!

- Выбирайте безопасный путь! (Не подлезай под вагонами поезда)

- Осторожно! Высокое напряжение!

- Не переходи железную дорогу в наушниках и разговаривая по телефону!

- Обнаружив посторонние предметы, сообщи взрослым!

- Давайте запишем их в тетради. (Запись в тетради)

- Давайте узнаем, о каких еще правилах нам рассказывают авторы учебника. Прочитаем их в учебнике на странице 86.

Работа с учебником. Самостоятельно читают.

О каких правилах поведения на железной дороге вы узнали? Допишем их.

Сотрудники станции Яр регулярно присылают письма, в которых описываются печальные факты, вот некоторые из них (Оперативная информация о происшествиях на железной дороге с участием детей) СЛАЙД №11

Что вы для себя усвоили из этой информации? (надо быть предельно осторожным на жд)

- Молодцы! Наконец-то объявили посадку. А проведем мы ее в форме физкульминутки.

Мы идем, мы спешим И к вагонам мы бежим. Чемоданы поднимаем – раз, два! Раз, два! И соседям помогаем – раз, два! Раз, два! Подаем и принимаем – раз, два! Раз два! Повороты выполняем – раз, два! Раз, два! Не устали мы ничуть. До свиданья, в добрый путь!

- С билетами у нас порядок, и проводник, сверив их с документами,  пропустил нас в вагон. Зайдя в вагон, обратите внимание на надпись у бачка с питьевой водой : «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе». А также есть алгоритм действий при аварии. СЛАЙД №12

Отметьте для себя, где находятся огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника.  СЛАЙД №13

- А теперь виртуально занимаем места согласно купленным билетам. Самыми безопасными местами поезда являются – центральные вагоны, купе с аварийным выходом - окном или расположенные ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

- Багаж у нас небольшой. Как правильно его разместить? Подумаем в группах (3 минуты) (Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки.  Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.
- Для чего необходимо именно так расположить багаж? (Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.)

- Как вы думаете, а существуют ли какие – то правила безопасного поведения в поезде? (Ответы детей).

- Используя материал учебника, личный опыт попробуйте  составить памятку «Правила поведения в поезде». Учебник стр. 86 (Работа в группах)

- Послушаем, что у вас получилось, и дополним друг друга. Допишите правила, которые вы не написали.

Правила эти железнодорожные –

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

- Ну что, зная и соблюдая эти правила, мы спокойно можем ехать. Можно и поиграть.

Если вы согласны с утверждением – хлопайте в ладоши, если нет – молчите.

Ситуации:

Дима играет с мячиком на платформе.

Лена убрала тяжелый багаж под нижнюю полку.

В вагоне поезда жарко, Алёша открыл окно и высунул голову.

Ваня идёт по рельсам.

Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли.

Коля в зале ожидания ждёт поезд.

Серёжа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.

Катя очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.

Маша отказалась от напитков предлагаемых соседом по купе.

Саша на ходу поезда соскочил из вагона.

Работа с рисунком.

- На данном рисунке нужно найти людей, которые нарушат правила поведения на ЖД. СЛАЙД №14

Молодцы!

Путешествуя в поезде нужно помнить, о том, что могут произойти опасные ситуации: пожар, сход вагонов с рельс, крушение поезда.

- Что или кто может стать причиной таких ситуаций? (Собственное легкомыслие, действия хулиганов и преступников – теракт, баловство детей, нарушение правил работы сотрудниками жд возгорание поезда, повреждение путей) Конечно, если случится пожар или крушение поезда нужно точно и быстро реагировать на ситуацию и ни в коем случае не паниковать. Об этом мы поговорим на следующем уроке. - Наше путешествие подошло к концу. И доехали мы до места назначения благополучно. Как вы думаете, почему? (Соблюдали правила поведения на железнодорожном транспорте)

Молодцы, ребята!

Железная дорога- не место для игры,

Вы правильно усвоили, как себя вести.

4. Итог урока.
-О чём сегодня шла речь на нашем уроке?
-Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях. 

Организация домашнего задания

- Дома вы должны составить памятку «Правила поведения при пожаре в поезде». СЛАЙД №15

- Всем спасибо за урок! И безопасной дороги!

 

 

Использование ресурсов:

http://fotki.yandex.ru/users/vs-sentinel/view/67943/

http://otvet.mail.ru/question/6288752 1

http://www.kenota.ru/tags/metro

http://gallery.kanet.ru/displayimage.php?album=lastup&cat=10020&pos=42 8

http://ya-popo-nik2011.ucoz.ru/

http://www.youtube.com/watch?v=V9C_W6msFH4

http://www.youtube.com/watch?v=fb1zq8N--ZQ

Приложения
Рисунки к уроку
DOCX / 901.4 Кб

/data/files/l1513708247.ppt


мультфильм 1
MP4 / 4.95 Мб

мультфильм 2
MP4 / 2.58 Мб

мультфильм 3
MP4 / 2.58 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.