Конспект урока по ОБЖ в 5 классе «Безопасность на железной дороге»
Урок по ОБЖ в 5 –м классе на тему: «Железнодорожный транспорт»
Цели урока: актуализация знаний об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности на железнодорожном транспорте; развитие познавательного интереса к изучаемому материалу; развитие логического и образного мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы
Планируемы результаты:
Предметные результаты: освоение навыков безопасного поведения на железнодорожном транспорте; применение превентивных мер предупреждения пожаров на транспорте и действие по алгоритму в определенных ситуациях; отработка навыков работы в группе и разработка алгоритма действий.
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные: овладение обучающимися навыков работы с разными источниками информации; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов; овладение навыками правил по безопасному поведению; умение работать с методическим материалом учебника и рабочей тетради; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Личностные результаты обучения: развитие устной и письменной речи; расширение кругозора; формирование потребности осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности; формирования потребности к стремлению учиться, умение провести самооценку; осознание своих возможностей в учении; развитие учебной активности; осознание необходимости самосовершенствования
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения результата своей работы с готовым верным ответом с целью обнаружения отклонений и отличий от него, коррекция результата деятельности.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками в группе; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение проявлять интерес к чужому мнению; развитие и умение выражать свои мысли и способность слушать собеседника; принимать его точку зрения.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему урока; ищут информацию в учебник
-отвечают на вопросы;
-работают в группах;
-оценивают себя
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
1. Орг. момент.
- Добрый день, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о безопасном поведении в нашей жизни. Вам предстоит работать в группах. Поэтому хочу напомнить вам правила работы:
1. Дорого мнение каждого.
2. За работой не кричи, а спокойно говори.
3. Умей не только отвечать, но слушать
- Узнаем как безопасно себя вести на транспорте и отправимся в путешествие. А на каком, вы должны догадаться, разгадав загадку: «По лестнице – дорожке бежит сороконожка».
(Железная дорога и поезд)
- О чем мы сегодня будем говорить? (о безопасности на жд транспорте).
- Правильно, тема нашего урока – «Безопасность на железнодорожном транспорте».
Запишем тему урока в тетрадях. СЛАЙД №1 (ТЕМА УРОКА)
- Где могут пригодиться знания, которые получите на уроке? (путешествуя на железнодорожном транспорте)
2. Изучение нового материала.
- Для нас железная дорога – очень актуальна, благодаря железнодорожной станции существует наш поселок. Практически каждый из нас пользуется услугами железнодорожного транспорта.
- Прежде чем отправиться в путешествие немножко из истории железной дороги.
Мультфильм «История вещей» СЛАЙД №2
Первые паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. СЛАЙД№3
Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. Так появились тепловозы СЛАЙД№4
А вот это уже современный электровоз. Все вы видели, как он выглядит. В движенье его приводит электричество. СЛАЙД №5
- Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения. Он считается самым безопасным из всех видов сухопутного транспорта – в 10 раз безопаснее автомобильного. Но нельзя забывать о том, что это - зона повышенной опасности.
- Что такое зона повышенной опасности? - - Какие опасные зоны есть на железной дороге? ( Железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагон) СЛАЙД №6.
- Поэтому отправляясь в путешествие на поезде, мы должны помнить об этих местах.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. С чего начнем?
- Для начала нужно приобрести билет. Это сделает кто – то из взрослых. На ваших столах лежат различные документы, выберите те, которые нужны для того, чтобы купить билет. (Дети выбирают документы)
- Для покупки билетов нужно предъявить паспорт и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка.
-Обязательно нужно сверить все данные билетов и документов, иначе, если будет какая – то ошибка проводник не посадит вас на поезд, и вы никуда не поедете.
-Билеты приобретены, чемоданы упакованы. Что необходимо проверить, выходя из дома? (Взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж, деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать – это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь).
- Что должен знать каждый, кто отправляется в поездку вместе с вами? (Номер поезда, номер вагона и время отправления.)
- Для чего это надо знать? (В случае если потеряемся на вокзале или отстанем от поезда.)
- О чем ещё можно договориться, выходя из дома? (О конкретном месте встречи на случай, если потеряемся.)
- Мы с вами вышли из дома заранее, чтобы не опоздать на поезд. Все мы добирались до вокзала различными маршрутами. СЛАЙД№7
- А вот герои следующего мультфильма до вокзала добирались так.
Просмотр мультфильма СЛАЙД №8
- Правильно ли переходили герои?
- А вы правильно переходили ж/д пути? Где? (По мосту)
- Вот мы и на вокзале. СЛАЙД№9
Что или кого мы теперь должны проверить? (Проверяем вся ли компания в сборе, проверяем наличие багажа).
- До поезда еще есть немного времени. Но что это посмотрите снова герои мультфильма, что же они делают!
Просмотр мультфильма. СЛАЙД №10
- Правильно ли вели себя герои?
-Вот такая же участь может ожидать тех, кто не выполняет правила поведения на платформе.
Работа по рисункам
- Правил поведения на железной дороге много. Сейчас мы с вами о них узнаем. У каждой группы путешественников лежат рисунки, в которых описываются разные ситуации на железной дороге. Каждая группа должна вывести одно правило поведения на ж/д. Условие: правило должно звучать одним предложением. На выполнение задания дается 3 минуты.
ПРАВИЛА: - Не играйте на платформе!
- Выбирайте безопасный путь! (Не подлезай под вагонами поезда)
- Осторожно! Высокое напряжение!
- Не переходи железную дорогу в наушниках и разговаривая по телефону!
- Обнаружив посторонние предметы, сообщи взрослым!
- Давайте запишем их в тетради. (Запись в тетради)
- Давайте узнаем, о каких еще правилах нам рассказывают авторы учебника. Прочитаем их в учебнике на странице 86.
Работа с учебником. Самостоятельно читают.
О каких правилах поведения на железной дороге вы узнали? Допишем их.
Сотрудники станции Яр регулярно присылают письма, в которых описываются печальные факты, вот некоторые из них (Оперативная информация о происшествиях на железной дороге с участием детей) СЛАЙД №11
Что вы для себя усвоили из этой информации? (надо быть предельно осторожным на жд)
- Молодцы! Наконец-то объявили посадку. А проведем мы ее в форме физкульминутки.
Мы идем, мы спешим И к вагонам мы бежим. Чемоданы поднимаем – раз, два! Раз, два! И соседям помогаем – раз, два! Раз, два! Подаем и принимаем – раз, два! Раз два! Повороты выполняем – раз, два! Раз, два! Не устали мы ничуть. До свиданья, в добрый путь!
- С билетами у нас порядок, и проводник, сверив их с документами, пропустил нас в вагон. Зайдя в вагон, обратите внимание на надпись у бачка с питьевой водой : «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе». А также есть алгоритм действий при аварии. СЛАЙД №12
Отметьте для себя, где находятся огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника. СЛАЙД №13
- А теперь виртуально занимаем места согласно купленным билетам. Самыми безопасными местами поезда являются – центральные вагоны, купе с аварийным выходом - окном или расположенные ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.
- Багаж у нас небольшой. Как правильно его разместить? Подумаем в группах (3 минуты) (Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки. Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.
- Для чего необходимо именно так расположить багаж? (Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.)
- Как вы думаете, а существуют ли какие – то правила безопасного поведения в поезде? (Ответы детей).
- Используя материал учебника, личный опыт попробуйте составить памятку «Правила поведения в поезде». Учебник стр. 86 (Работа в группах)
- Послушаем, что у вас получилось, и дополним друг друга. Допишите правила, которые вы не написали.
Правила эти железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
- Ну что, зная и соблюдая эти правила, мы спокойно можем ехать. Можно и поиграть.
Если вы согласны с утверждением – хлопайте в ладоши, если нет – молчите.
Ситуации:
Дима играет с мячиком на платформе.
Лена убрала тяжелый багаж под нижнюю полку.
В вагоне поезда жарко, Алёша открыл окно и высунул голову.
Ваня идёт по рельсам.
Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли.
Коля в зале ожидания ждёт поезд.
Серёжа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.
Катя очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.
Маша отказалась от напитков предлагаемых соседом по купе.
Саша на ходу поезда соскочил из вагона.
Работа с рисунком.
- На данном рисунке нужно найти людей, которые нарушат правила поведения на ЖД. СЛАЙД №14
Молодцы!
Путешествуя в поезде нужно помнить, о том, что могут произойти опасные ситуации: пожар, сход вагонов с рельс, крушение поезда.
- Что или кто может стать причиной таких ситуаций? (Собственное легкомыслие, действия хулиганов и преступников – теракт, баловство детей, нарушение правил работы сотрудниками жд возгорание поезда, повреждение путей) Конечно, если случится пожар или крушение поезда нужно точно и быстро реагировать на ситуацию и ни в коем случае не паниковать. Об этом мы поговорим на следующем уроке. - Наше путешествие подошло к концу. И доехали мы до места назначения благополучно. Как вы думаете, почему? (Соблюдали правила поведения на железнодорожном транспорте)
Молодцы, ребята!
Железная дорога- не место для игры,
Вы правильно усвоили, как себя вести.
4. Итог урока.
-О чём сегодня шла речь на нашем уроке?
-Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.
Организация домашнего задания
- Дома вы должны составить памятку «Правила поведения при пожаре в поезде». СЛАЙД №15
- Всем спасибо за урок! И безопасной дороги!
Использование ресурсов:
http://fotki.yandex.ru/users/vs-sentinel/view/67943/
http://otvet.mail.ru/question/6288752 1
http://www.kenota.ru/tags/metro
http://gallery.kanet.ru/displayimage.php?album=lastup&cat=10020&pos=42 8
http://ya-popo-nik2011.ucoz.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=V9C_W6msFH4
http://www.youtube.com/watch?v=fb1zq8N--ZQ
Приложения
Рисунки к уроку
DOCX / 901.4 Кб
/data/files/l1513708247.ppt
мультфильм 1
MP4 / 4.95 Мб
мультфильм 2
MP4 / 2.58 Мб
мультфильм 3
MP4 / 2.58 Мб