Конспект урока русского языка по теме «Правописание числительных 90, 200, 300, 400»
Цель: познакомить учащихся с правописанием числительных 90, 200, 300, 400; корригировать память, речь (через работу по составлению предложений; воспроизведение изученного); воспитывать положительную мотивацию к предмету.
Оборудование: карточка с новым словарным словом.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Псих. настрой.
2. Упражнение на развитие речи, операций анализа и синтеза.
Шестьдесят, семнадцать, пятьсот.
Двадцать, сорок два, тридцать.
3. Работа с фразеологическим оборотом.
Опять двадцать пять.
- Прочитайте выражение. Как вы его понимаете? Опишите ситуацию, в которой его можно использовать.
- Назовите имя числительное. Определите его разряд.
4. Итог.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием числительных:90, 200, 300, 400. Цель урока: запомнить правописание числительных 90, 200, 300, 400.
III. Словарная работа.
1. Выделение слова из ряда слов.
200, 300, 1000 000, 400.
2. Знакомство с лексическим значением. Знакомство с историей появления слова.
МИЛЛИОН – число, равное 1000 тысяч; огромное множество кого-чего-нибудь.
Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в 18 веке Китай. Он не мог найти слов. чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского «Милли» (что означает 1000) и частицы – ОН (соотв. увелич. – ИЩ) новое слово. Таким образом, слово 1000 000 переводится как «ТЫСЯЧИЩА».
3. Зрительное знакомство.
4. Запись слова в тетрадь. Выделение ударной гласной и орфограмм, которые нужно запомнить.
5. Закрепление орфограмм.
1) Подбор однокоренных слов;
2) Составление и запись с/с и предложений.
IV. Повторение изученного.
1. - Какую часть речи изучаем?
- Дайте определение имени числительного.
- Как называются числительные, которые обозначают количество предметов?
-На какой вопрос отвечают? Приведите примеры количественных числительных.
- Как называются числительные, которые отвечают на вопросы какой?, который? Что обозначают порядковые числительные?
- Какие числительные пишутся с Ь на конце?
- У каких числительных Ь следует писать в середине слова? Приведите примеры.
2. Проверка д.з.
- Какое упражнение выполняли дома? (упр.251, стр.181) Что нужно было сделать? Назовите числительное и его разряд.
- Объясните трудные случаи правописания слов.
- Запишите стихотворение по памяти.
3. Итог.
V. Работа по теме урока.
1. Упр. 254 (списать стих-ние, в числительных подчеркнуть непроверяемые безударные гласные).
2. Вывод.
- Какая безударная гласная пишется на конце числительного 90? 200?
- Какие гласные пишутся на конце числительных 300, 400?
2) ЗАПОМНИТЕ: девяностО, двестИ, тристА, четырестА.
3) Чтение вывода по учебнику.
3.Упр.255 (списать текст, в числительных подчеркнуть непроверяемые гласные и ь).
VI. Итог урока.
1. - С правописанием каких числительных познакомились на уроке?
- Как пишутся числительные: 90, 200, 300-400?
- Что нового узнали на уроке?
2. Итог.
VII. Дом. задание.
Упр.257, стр.185.
«Знаешь ли ты?»
1. В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. 2. Один гектар леса способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. 3. Сосна может жить 600 лет, ель – 500.