Конспект урока по русскому языку: «Склонение числительных 40, 90, 100»
Склонение числительных 40, 90, 100.
Цели:
1)обучающая: создать у учащихся представление о склонении числительных сорок, девяносто, сто; учить изменять данные числительные по падежам;
2)развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3)воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
1. По следам домашних заданий.
1) Слово учителя.
Сегодня нас ждёт достаточно простая тема, поэтому я решила предложить вам, дорогие мои дети, соревнование, состязание между мальчиками и девочками. Итак, счёт 0:0! Вперёд!
2) Фронтальная работа. Лексический поединок.
Знать как свои … пальцев
похожи как … капли воды
знать как дважды … …
- Что представляют собой данные сочетания слов? В каком значении употребляются? Почему нельзя их разделить?
- Вставьте необходимые по смыслу числительные. Расскажите о них всё, что можете.
- Приведите ещё примеры фразеологизмов, в которых употребляются числительные.
- Составьте с получившимися фразеологизмами предложения. Каким членом предложения является фразеологизм в вашем предложении?
- Оцените предложения. У кого интересней?
Мальчики Девочки
3) Индивидуальные задания.
1. «Я знаю всё!»
Сорок восемь рублей
шестеро котят
две трети яблока
четырнадцатая фотография
- Рассказать всё, что возможно, о данных числительных, т.е. указать разряд по значению и разряд по составу ( 2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам ).
- Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.
Мальчики Девочки
2. «Мне покорились падежи!»
17 велосипедов (в дат. пад.)
19 томов ( в твор. пад.)
9 крыш ( в род. пад.)
11 мальчиков ( в предл. пад.)
30 дисков ( в твор. пад.)
- Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже ( 2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам ).
- Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.
Мальчики Девочки
3. «Адресные» карточки.
4) Проверочная работа и задание на развитие.
18 километров ( в род. пад.)
17 гаражей ( в предл. пад.)
1 котёнок ( в род. пад.)
2 подруги ( в дат. пад.)
20 часов ( в предл. пад.)
- Записать под диктовку учителя сочетания слов в указанных падежах. Где возможно, указать и другие грамматические категории числительных.
2. Интрига.
1) Фронтальный опросик.
- Как изменяются все числительные?
- Какую работу будем выполнять сегодня?
3. Движение темы.
1) Анализ примеров.
- Изменяем по падежам вместе с детьми сорок поваров и сто рублей.
Вывод: при изменении по падежам числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы.
2) Работа с учебником.
- Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 152.
- О чём не сказали сегодня?
3) «Я это знаю!»
40 богатырей (в род. пад.)
100 литров (в дат. пад.)
90 лет (в предл. пад.)
- Записать в указанных падежах сочетания слов ( 2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам ).
- Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.
Мальчики Девочки
4) Синтаксическая минутка.
До моей дачи ехать 40 минут.
Моему дедушке исполнилось 90 лет.
100 – чётное число.
- Записать цифры словами, в получившихся предложениях подчеркнуть числительные как члены предложения.
- Самопроверка.
4. Итог. Д/з.
1) Итог.
- Сегодня, с моей точки зрения, победили все, точнее, каждый из вас, ведь с урока унесли новые знания!
2) Д/з: - стр. 152;
- упр. 362.