Урок-расследования по геометрии на тему «Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600»
Муниципальный конкурс «Лучший творческий урок» - 2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Агириш»
Урок-расследования по теме:
«Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600»
8 класс
Учитель математики
первой квалификационной категории
Боровских Мария Андреевна
п. Агириш, 2016г.
Тип урока: урок обобщения и получения новых знаний, актуализации ранее изученного материала.
Цель урока: формирование способностей учащихся к новому способу деятельности через обобщение теоретических знаний по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», отыскание способа получения значений синуса, косинуса, тангенса 300, 450 и 600.
Задачи урока:
Образовательные: найти значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45° и 60°;организовать работу учащихся по указанной теме на уровне соответствующем уровню уже сформированных у них знаний.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, развивать элементы геометрического мышления, воспитание интереса к оперированию геометрическими понятиями
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в исследовании, формировать способность к самостоятельному изучению нового материала.
Планируемый результат:
Личностные: решают задачи, используя ранее полученные знания
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, воспитывать культуру общения через работу в группах.
Формы и методы:
Словесный (эвристическая беседа)
Наглядный (мультимедийная презентация, карточки)
Проблемный метод в выявлении и рассмотрении свойств прямоугольных треугольников. Методы контроля (самоконтроль и взаимоконтроль)
Учащиеся работают в группах.
Межпредметные связи: алгебра, геометрия, география, искусство, астрономия.
Необходимое оборудование:
компьютер с мультимедийным проектором;
Средства обучения:
презентация «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»,
учебник «Геометрия» 7-9 классы авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, Н.И. Юдина – М.: «Просвещение», 2013г.
Эпиграф: « Лучший способ изучить что- либо - это
открыть самому». Д. Пойа.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Прогнозируемый результат этапа |
|||||||||||||||||
Организационный – мотивационный. |
- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте улыбнемся друг другу и оно будет еще лучше и я вам улыбнусь. Ведь улыбка – это залог успеха в любой работе. Я думаю, что сегодняшний день принесёт вам успех и удачу в работе! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели |
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.
|
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Психологический настрой на работу. Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны |
|||||||||||||||||
Актуализация знаний учащихся. |
.Наш урок я назвала «геометрическим расследованием». Начать наш урок хочется со слов венгерского математика Дьёрда Пойа «Лучший способ изучить что - либо – это открыть самому». - Как опытные сыщики вы должны знать, что прежде чем приступить к расследованию, необходимо вспомнить и собрать ту информацию, которая вам будет необходима. Организовать повторение пройденного материала: 1.Фронтальный опрос: (по рисунку) Дайте определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника и применить его для угла А. 2.Проверь себя! 3.Найди ошибку |
Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выполняют задания по рисункам
|
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения |
Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
|||||||||||||||||
Определение темы и цели расследования. |
Ознакомление с целями, задачами и планом урока. - Что же является целью вашего расследования? - А, целью вашего расследования является нахождение значений синуса, косинуса, тангенса для углов 300, 450 и 600. И не просто нахождение этих значений, а отыскание способа получения значений синуса, косинуса, тангенса 300, 450 и 600. 2. На основе этого предположите тему нашего урока. - Результаты поиска мы занесем в «протокол расследования», у каждого из вас он находится на столе. |
1.Предполагаемые ответы учащихся. 2. Записывают тему урока в тетрадь. 3. Учащиеся формулируют цели урока. |
Регулятивные - умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата. Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» |
Уметь отличать соли от оксидов, оснований и кислот. |
|||||||||||||||||
Изучение нового материала. («Открытие» нового знания через исследование). Выдвижение гипотезы. |
- Итак, я думаю, вы готовы приступить к расследованию. - Я хочу предложить вам рассмотреть три прямоугольных треугольника, у которых известно по катету и гипотенузе. - Ваша задача следующая выяснить чему равны sinВ, sinР, sinК. Предположите, какие значения могут принимать синусы этих углов? - А, что еще объединяет эти треугольники? - О чем нам говорит этот факт? - Т.е. рассматривая эти три примера, какой мы можем сделать вывод? - Теперь я думаю, что этот вывод вы должны доказать. - А для этого я предлагаю вам следующую задачу. Задача 1. Дано: ∆АВС (ﮮС=90°) ﮮВ = 30°. Найти: sinB, cosB, tgB Учитель выступает в роли консультанта, направляя деятельность учащихся. |
В группах расследуют прямоугольные треугольники.
sinВ 1
Замечают, что sinВ = 1/2, sinР = 1/2, sinК = 1/2 Замечают, что катет в два раза меньше, чем гипотенуза и что углы В, Р, К равны по 300. Вывод: sin300 = ½ Оформляют условие задачи в тетради и приступают к поиску решения. Успешно справившиеся ученики показывают решение на доске. Задачи 2 и 3 решают в группах, выясняют, что с помощью свойств прямоугольного треугольника и определений можно вычислить значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450 и 600. Методом взаимоконтроля проверяют правильность решения задач. |
Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе. Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение наблюдение, делать выводы. Регулятивные: умение планировать ход своей деятельности по достижении результата, взаимоконтроль. |
Реализация умения самостоятельной и групповой работы, экспериментальной деятельности. Открывают новые знания. |
|||||||||||||||||
Закрепление. |
Организует работу на листе оценки, путем подводящего диалога побуждает учащихся к решению задач. |
Учатся применять свойства прямоугольного треугольника, теорему Пифагора в нахождении значений синуса ,косинуса, тангенса 300, 600, 450 , работают в группе. Заполняют таблицу.
|
Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение наблюдение, делать выводы. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||
Формирование навыка при решении задачи |
Тема нашего урока-расследования имеет огромную практическую значимость. Человек в своей жизни использует эти понятия для решения практических задач. Организует работу по выполнению задач прикладного характера. Задача №1 Найти высоту дерева. Задача №2. Найдите угол наклона Пизанской башни, если высота башни равна 60м, а камень, брошенный с верхней площадки башни, пролетает 30м. Задача №3. Тень от вертикально стоящего шеста, высота которого 3√3 м, составляет 3 м. Выразите в градусах высоту Солнца над горизонтом. |
Учащиеся пытаются определить практическую значимость изучаемой темы. Учащиеся (заранее подготовленные – 2 человека) сообщают о значении тригонометрии в медицине, строительстве, в физике, географии. Учатся применять полученные знания в процессе решения задачи прикладного характера. |
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу группы. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе, координируют свои действия |
На конкретных примерах учатся применять полученные знания на практике |
|||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Домашнее задание |
П. 67,таблица стр. 159,№ 598,601, составить задачи с практическим содержанием. Заполнить кроссворд по теме «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника» |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
|||||||||||||||||||
Как запомнить значения синуса, косинуса и тангенса 300, 600, 450? |
Организовать работу по анализу полученной таблицы 1)«Тригонометрия на ладони» Приложение №1. |
Учатся применять в процессе анализа полученные знания. Делать выводы. |
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой |
||||||||||||||||||
Рефлексия |
Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок. Пусть наши достижения не будут такими крупными, как достижения великих ученых, но ведь это наши, собственные открытия!
О чем мы говорили сегодня на уроке? Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? С каким настроением вы уходите с урока
|
Оценка обучающимися уровня знаний. |
Регулятивные: оценка знаний через выделение и осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить. |
Учитель фиксирует результат урока. |