Конспект урока математики по теме «Рациональные числа» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 21 April 2023

Конспект урока по теме «Рациональные числа»

Предмет: математика

Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса

Тема урока: «рациональные числа»

Тип урока: урок изучения нового материала

Место урока в теме: 1-й урок по теме «Рациональные числа»

Девиз урока: «Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле

Цель урока: ввести понятие рационального числа; учить записывать числа в виде рациональных чисел; обобщить знания учащихся по теме «Умножение и деление рациональных чисел»; совершенство­вать вычислительные навыки учащихся; развивать любознатель­ность, активность.

Задачи урока:

Образовательные:

- Сформировать знания учащихся о рациональных числах, о понятиях «рациональное число», «числитель», «знаменатель», «целое число».

- Научить записывать числа в виде рациональных.


Развивающая:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

- коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

- информационные (поиск нужной информации);


- познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций),



Воспитательная:

- Воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.

- Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Фундаментальные образовательные объекты: числа, целые числа, положительные числа, отрицательные числа, рациональные числа.

Проблемные вопросы урока: что такое рациональное число? Как записывается рациональное число? Являются ли целые числа рациональными? Являются ли натуральные числа рациональными?

Методы:

- словесный (беседа, рассказ);


- наглядный (демонстрация презентации, работа с рисунками, схемами);

- практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта);


- частично-поисковый (эвристическая беседа);

- проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

- символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами);

- сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем);

- стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

- самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

- фронтальная (демонстрация наглядных материалов по теме, беседа, решение проблемных задач);

- работа в парах (выполнение заданий в парах);

Оборудование:

Технические:

- ПК

- Мультимедийный проектор

- Принтер (на подготовительном этапе)

- Экран (или интерактивная доска)

Программные:

- Приложения Microsoft Office PowerPoint

Учебный комплект: .

- Основной учебник Математика.8 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Просвещение 2015.


Другие материалы: карточки с заданиями для работы в парах.

Подготовительная работа:

- Создание презентации к уроку.

- Подготовка карточек с заданиями для работы в парах.

- Подготовка вопросов проблемного характера.


Продолжительность урока: 40 минут.

Планируемые результаты:

- учащиеся получают знания о рациональных числах, о понятиях рациональное число», «числитель», «знаменатель», «целое число»;

- учащиеся развивают универсальные учебные действия (УУД): познавательно-деятельностные, коммуникационные, информационные.



План урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Устное повторение предыдущей темы (4 мин)

3. Индивидуальная работа (5 мин)

4. Сообщение темы урока (1 мин)

5. Изучение нового материала (6 мин)

6. Закрепление изученного материала (5 мин)

7. Повторение изученного материала (5 мин)

8. Физкультминутка (1 мин)

9. Работа с пропорциями и уравнениями (5 мин)

10. Самостоятельная работа (5 мин)

11. Подведение итогов урока (2 мин)







Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Устное повторение предыдущей темы (4 мин)

Задания для устного повторения

1) - 15 · 3 =

2) - 24 · 0 =

3) - 18 · 2 =

4) - 13 · (- 2) =

5) 21 · (- 4) =

6) - 5 · (- 12) · (- 1) =

7) - 16 : 4 =

8) 18 : (- 1)

9) - 32 · 17 : 32 + 17 · 32 : (- 17) =


10) 63 · 38 : (- 63) =


11) (23 · 62 - 23 · 72) : (- 10) =


12) 17 · (- 45) : (- 90) =


13) (58 - 85) : (45 - 54) =


14) (24 - (- 51)) : (95 - 78) =


15) 93 · (- 47) : 47 =


3. Индивидуальная работа (5 мин)


1 карточка


а) t1682075934aa.gif б) t1682075934ab.gif в) t1682075934ac.gif



2 карточка


а) t1682075934ad.gif б) t1682075934ae.gif в) t1682075934af.gif



4. Сообщение темы урока (1 мин)

Сегодня на уроке мы познакомимся с рациональными чис­лами, будем учиться записывать числа в виде рациональных чисел.

5. Изучение нового материала (6 мин)

1) Подготовительная работа.

Распределите по группам числа:

t1682075934ag.gif

(Целые — дробные, положительные — отрицательные, обыкновенные дроби — смешанные числа, натуральные числа — остальные числа.)

2) Работа над новой темой.

Определение. Число, которое можно записать в виде отношения t1682075934ah.gif, где а — целое число, а n — натуральное число, называют рацио­нальным числом.

1. Любое целое число является рациональным, так как его мож­но записать в виде t1682075934ai.gif

t1682075934aj.gif

2. Любая отрицательная дробь будет рациональным числом, так как t1682075934ak.gif.

3. Сумма, разность и произведение рациональных чисел тоже рациональное число.

4. Частное двух чисел, если делитель отличен от нуля, тоже ра­циональное число.



6. Закрепление изученного материала (5 мин)

1. № 459 стр. 92 (на доске и в тетрадях).

- Какие числа называют рациональными?

2. № 460 стр.93 (на доске и в тетрадях).

- Являются ли данные дроби рациональными числами?

7. Повторение изученного материала (5 мин)

1. № 461 стр. 93 (устно).

- Какой знак будет у дроби, если и числитель, и знаменатель отрицательные?

2. № 464 стр.93 (устно).

- Выясните при выполнении задания, сокращаются ли дроби.

3. Ответить на вопросы (устно).

- Что значит привести дробь к общему знаменателю?

- На чем основано приведение дроби к общему знаменателю?

- Что такое дополнительный множитель?

- Как найти дополнительный множитель?

8. Физкультминутка (1 мин)

9. Работа с пропорциями и уравнениями (5мин)

466 стр. 93 (на доске и в тетрадях)

10. Самостоятельная работа (5 мин)

469, 470 стр. 94 (в тетрадях)

11. Подведение итогов урока (2 мин)

- Какие числа называются рациональными?

- Покажите, что любое целое число является рациональным числом.

Домашнее задание

Учебник стр. 90-93 прочитать.

462 стр. 93; № 471 стр. 94; № 472 стр. 94.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.