Конспект урока по теме: «Натуральные числа» (Математика, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ: «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
/data/files/z1564227459.pptx (ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ)
Цель изучения:
Закрепить и развить навыки выполнения арифметических действий с натуральными числами.
Развитие умений решения текстовых задач и логических задач, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Оборудование: презентация, жетоны с изображением Буратино, карточки с изображением цифр и букв.
Форма проведения урока: сказка
Ход урока
У нас урок повторения, но сегодня будет необычный урок. А вот какую тему мы сегодня будем с вами повторять, и чем этот урок будет необычен - это вы сейчас догадаетесь сами.
Разгадайте анаграмму и найдите лишнее слово:
ЯДР - РЯД ЛАЧИС - ЧИСЛА
ЛЬНУ - НУЛЬ АРФИЦ - ЦИФРА
ЕМЬС - СЕМЬ КАСКАЗ - СКАЗКА
ВАД - ДВА
Итак, какое слово оказалось лишним? А все остальные слова к какой теме относятся? (ряд, нуль, цифра, семь, числа, два)
Молодцы! Но в нашем случае - слово «сказка» тоже не лишнее. Итак, у нас сегодня будет урок-сказка, участниками которого будете вы. С помощью сказки мы повторим тему: “Натуральные числа”. Ваша задача на этом уроке – набрать как можно больше жетонов. Для этого вы должны активно участвовать в математическом состязании и за каждый правильный ответ получить жетон.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает.
Итак, каморка папы Карло… (Слайд № 1) На стене висит холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и Сверчок. Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые записаны на холсте. Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.
Задание 1. Решаем устно.
1 ряд. Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками.
1) **** > ***. Правильно, четырёхзначное число больше трёхзначного.
2) 32** > 31**. Правильно, в данных четырёхзначных числах поровну тысяч, но сотен в первом числе больше.
2 ряд. Угадайте корни уравнения.
А) х = 60;
Б) x = 5
3 ряд. Найдите значение выражения.
A) 0;
Б) 57.
Выполнено первое задание, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь (Слайд № 2). А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Буратино утром отправился на поиски ключика
Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня “Три пескаря”. Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса - Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо – жарилась утка. (Слайд № 3)
У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас - Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно ответит на его вопросы, то он его не только накормит, но даст еще 20 золотых монет в придачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопросы, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какие вопросы задал Карабас - Барабас:
Задание 2.
Итак, первый вопрос – чтобы ответить на него, вам необходимо проявить смекалку: «Одна утка на вертеле жарится до готовности один час. За сколько часов зажарятся на одном вертеле сразу две утки? (1 час).
Второй вопрос: «Расшифруй название десерта, который сегодня подадут, решив следующие примеры. (Слайд № 4)
Каждая цифра, полученная в ответе будет открывать соответствующую букву (на доске карточки с изображением цифр, которые соответствуют ответам данных примеров, а на обратной стороне карточек буквы:
( Т- О – Р – Т )
1) 212 – 31 + (88 - 12) : 4. (200)
2) 152 + 15 + (63 + 12) : 3. (192)
3) 54 : 2 + 45 + 23 - 2 • З2. (31)
4) 34 + 132 - (13 + 29) : 2 (145)
Буратино справился с заданием, конечно не без вашей помощи . Карабас - Барабас, как и обещал накормил его, но перед тем как дать Буратино 20 золотых захотел проверить - может ли он считать и решать примеры. И он обратился к Буратино : «У меня для тебя вот такое задание - проверь, верно ли выполнены примеры, если нет, то исправь, поменяв местами две цифры. (Слайд № 5).
Поможем же Буратино справиться с заданием, которое дал ему Карабас - Барабас.
19+44 = 36 (63)
45-12 = 33
Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. (Слайд № 6)
Когда Мальвина познакомилась со своим гостем, она сообщила ему, что если Буратино хочет узнать о ней больше, то ему придётся отгадать ребусы.
Задание 3. Мальвина сказала:
1) Отгадай этот ребус, и ты узнаешь, в какой стране я мечтаю побывать. Слайд № 7 - ИНДИЯ ( ОДИН ОДИН Я) Слайд № 8
2) Угадав следующий ребус, ты поймешь, какое животное я боюсь больше всего. Слайд № 9 – КРОКОДИЛ (КРОЛИК ОДИН Л) Слайд10
Ребусы с цифрами и числами3) 3)1А теперь ты узнаешь, что я люблю ещё отгадывать кроме ребусов.
Слайд № 11 - ЗАДАЧА (ЗА ДВА ЧА) Слайд № 12
Ребусы с цифрами и числамиРебусы с цифрами и числамиРебусы с цифрами и числами4) Угадав этот ребус, ты будешь знать, где я люблю отдыхать и чем любоваться. Слайд № 13 – ПРИРОДА (П ТРИ РО ДВА) Слайд № 14Ребусы с цифрами и числами
5) И последний отгаданный ребус подскажет тебе - сколько мне лет Слайд № 15 - ДЕВЯТЬ (ДЕ В ПЯТЬ) Слайд № 16
Удовлетворив своё любопытство, Буратино спросил у Мальвины: «Как добраться до пруда Тортилы?». За домиком Мальвины дорога разветвляется на две части. (Слайд № 17)
Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написаны простые математические загадки. Нужно отгадать их все, и тогда он сможет по указателям направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.
Задание 4 .
1) Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
2) Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
3) Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
4) Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
5) Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
6) У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
7) У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
8) Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
9) На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
10) Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Все загадки Буратино отгадал. Указатель показал направление к черепахе Тортилы и Буратино пошёл по этой дороге, но почему-то попал в Страну Дураков - это были злые проделки хитрой лисы и вредного кота. (Слайд № 18)
Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в Страну Дураков. Поэтому поменяли указатели. Как вы знаете, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино, что ему вместе с ними нужно зарыть свои монеты в землю для того что бы выросло 3 дерева, усыпанные золотыми монетами. (Слайд № 19)
Кот и Лиса предложили Буратино вырыть три ямки, в первую ямку положить свои 20 монет, во вторую – кот положит на 14 монет меньше, чем в первую, а в третью лиса положит – на 43 монеты больше, чем во вторую. Сколько всего монет у них было?
Задание 5. Решите задачу, и запишите в тетрадях. Решение: 20 + 6 + 49 = 75 (монет).
Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото. Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам (Слайд № 20). Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте.
Задание 6. (Записать в тетрадь и решить)
1) 1546 + 136 = 1682
2) 321 + 219 = 540
3) 54262 – 145 = 54117
4) 1682 – 540 = 1142
5) 54117 – 1142 = 55259
Ответ: 55 259
Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота.
Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте. (Слайд № 21)
Задание 7. (Записать в тетрадь и решить)
В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху! (Слайд № 22)
ВЕРНУТЬСЯ К СЛАЙДУ № 21
Решение: 4 * 58 * 6 * 2 = 2784 (утки)
Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи. (Слайд № 23)
Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Сначала она поведала ему, что очень любит отгадывать кроссворды и попросила - раз он зашёл в гости вместе с ней отгадать один интересный кроссворд (Слайд № 24) Давайте и мы с вами присоединимся к ним
Задание 8. Отгадывание математического Кроссворда
По горизонтали
1. Число десятков в тысяче (сто)
2. Результат от деления одного числа на другое (частное)
3. Запишите число 1000000000 (миллиард)
4. Цифра для записи числа (семь)
5. Начало луча (точка)
По вертикали:
6. Результат сравнения двух чисел (больше)
7. Число, следующее за 999 (тысяча)
8. Наименьшее двузначное число (десять)
Довольная черепаха Тортила согласилась отдать золотой ключик Буратино.
Задание 9. (на смекалку)
Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. (Слайд № 25) На красной коробочке было написано: “Здесь лежит золотой ключик”, на синей: “Непустая коробочка”, а на зеленой: “Здесь сидит змея”. Тортила прочла надписи и сказала: “Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой”.
Итак, где же лежит золотой ключик? (в 3 коробочке).
Слайд № 26. Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой. И золотым ключиком открыл потайную дверь.
Преодолев так много испытаний, Вы оказались у дверей в Мир Знаний. “Входите в нее!” – говорю я всем (Слайд № 27)
За помощь Буратино всем большое спасибо!
Рефлексия:
1. Какое задание, на ваш взгляд, было самым интересным?
2. А какое вам показалось самым трудным?
3. С какими результатами каждый пришел к концу путешествия?
Участники, набравшие большее количество жетонов получают “5” за урок.
Домашнее задание:
1. Решить примеры:
А) 25678+ 123-234
Б) 1423-(423+157)
В) (1236+ 114) – 114
Г) 12345 + 1241 – (34 +125)
2. Решите задачу.
В первом вагоне 36 человек, а во втором на 23 больше, а в третьем на 8 меньше. Сколько всего было пассажиров?