Технологическая карта урока по теме «Рациональные числа»
Технологическая карта урока по теме
«Рациональные числа»
Филиппова Наталья Анатольевна
учитель математики
первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №4 г. Вельска»
Архангельская область, г. Вельск
Научить детей любить свой родной край – это одна из задач учителя. Ученики с большим интересом решают задачи, содержащие историко-краеведческую и экологическую информацию, что положительно влияет на результативность их знаний. В данной разработке урока на этапе решения задач присутствуют элементы краеведения.
Технологическая карта урока математики.
Тема |
Рациональные числа. |
Класс |
6 класс |
Тип урока |
Урок применения знаний, умений и навыков |
Цель деятельности учителя |
Создать условия для повторения понятия рационального числа, для совершенствования у учащихся умений выполнять арифметические действия с рациональными числами. |
Планируемые результаты |
|
Предметные умения |
Умеют оперировать понятием рационального числа, знают правила выполнения арифметических действий, применяют умения и навыки при решении уравнений и задач. |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: проводят сравнение, классификацию по заданным критериям, выдвигают гипотезы при решении учебных задач. Регулятивные: умеют самостоятельно ставить цели, умеют выбирать способ решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умеют слушать партнера и вступать в диалог, учитывают разные мнения и участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: осознают необходимость и важность изучения предмета, проявляют чувство любви к родному краю. |
Формы работы |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, доска, мел. |
Образовательные ресурсы |
Карточки для парной работы, задания для самостоятельной работы, презентация. |
Организационная структура урока.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1. |
Организационный. Цель: настрой на работу. |
Здравствуйте, ребята! На каждом уроке вы получаете новые знания, узнаете интересные факты. Древнегреческий философ Сократ говорил: «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». Как вы понимаете слова Сократа? |
Настраиваются на рабочий ритм урока, демонстрируют готовность к уроку. Рассуждают и высказывают свои мысли о словах философа. |
Регулятивные: планирование. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству учитель-ученик. |
2. |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: вовлечь учащихся в учебную деятельность. |
На центральной магнитной доске расположены в произвольном порядке выражения: 22 + Е = Ж К – 12 = Л А * 4 = Б 0,4 * М = Н Г + 18 = Д 3 – 12 = А Л : 9 = М В – 24 = Г Д – 15 = Е Ж * (– 12) = И Б : (– 6) = В И + 24 = К Справа расположены карточки с числами: –36; –8; –60; 18; 1,5; –15; 6; 4; –72; –3,2; 12; –9; –18; 24; 7; –84; 3,6; 14; 0. Ребята, вам предстоит распутать цепочку. Одинаковым буквам соответствуют равные числа. Среди данных выражений найдите числовое, вычислите его значение. Среди чисел, расположенных справа, выберите нужный ответ и замените соответствующую букву. Далее действуйте по указанному алгоритму. Будьте внимательны – чисел больше, чем выражений. Ребята, прочитайте число, полученное в конце цепочки. Расскажите о нем. (Ответ: – 3,2)
Определите тему урока. Какие действия мы можем производить с рациональными числами? Какие умения и навыки нам сегодня понадобятся? Сформулируйте цель урока. |
Слушают учителя. Устно выполняют вычисления. По очереди выходят к доске, заменяют карточки. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Отвечают на поставленный вопрос, вспоминают множества чисел, определяют к каким множествам относится найденное число. Выдвигают предположения, анализируют, определяют тему урока, ставят цель своей деятельности на уроке. |
Познавательные: проводят классификацию по заданным критериям. Регулятивные: определяют и осознают цель и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать товарищей. Личностные: осознают необходимость изучения предмета. |
3. |
Актуализация знаний. Цель: выявить трудности, возникшие при решении заданий. |
Ребята, откройте тетради, подпишите число и тему урока. На столах у вас цветные карточки, возьмите зеленую с номером вашего варианта и начинайте выполнять в тетради задания со своей карточки. К доске выходят 2 ученика и выполняют каждый свой вариант с оборотной стороны откидной доски. Прохожу по рядам, наблюдаю за решением остальных ребят. Зеленая карточка. В-1 1. Найдите значение выражения: (– 1 + 3 )(– 4,2) 2. Решите уравнение: – х = 3 В-2 1. Найдите значение выражения: (– 3 – )(– 6) 2. Решите уравнение: – х = – 2 Ответы. В-1 1. – 9,1. 2. – 5. В-2 1. 20,5. 2. 3. По истечении определенного промежутка времени вызываю к доске двух человек, которые выступают в роли учителя. Они проверяют решение на доске у своих товарищей. Остальные учащиеся сверяют свое решение с тем, которое записано на доске. |
Ученики слушают учителя. Работают с заданиями на зеленой карточке.
При возникновении трудности при решении, ученик с места просит помощь учителя.
Проверяют решение, определяют затруднения или ошибки, оказывают помощь в решении. |
Познавательные: применяют знания и умения при решении. Регулятивные: умеют контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умеют анализировать решение сверстников, аргументировать свою точку зрения. Личностные: развивают внимательность, ответственность. |
4. |
Физкультминутка. Цель: обеспечить эмоциональную разгрузку, движение. |
До урока каждому ученику выдана оранжевая табличка случайным образом с записанным на ней числом (количество табличек соответствует количеству учащихся). 18; – 18; 5; – 5; 7; – 7; 0; 0,5; 0,6; 0,75; ; ; ; 0,3(25); 0,32525…; 0,325325…; 0,(325); π. Ребята, во время физкультминутки у вас будут новые имена. Свое имя вы найдете на оранжевой табличке. Да-да, ваше имя – это число. Прошу выйти к доске натуральные числа. Выбегайте числа, противоположные для стоящих у доски. Встаньте парами. Ждем число, которое является суммой каждой пары. Множество каких чисел вы образовали? Выполните упражнение на дыхание «Дерево на ветру». Садитесь на места. Выходите к доске неправильные дроби! Надо вас поправить. С нетерпением ждем смешанные числа. Найдите равную себе пару. Выполните упражнение «Поклонись головой». Отойдите на 3 шага вправо. Стремительно к доске выходят правильные дроби. Равняемся на них! Откликайтесь на призыв равные им десятичные дроби. Встаньте парами. Выполните упражнение «Зонтик». Ребята, множество каких чисел образовали стоящие перед вами числа? Возвращайтесь на места. Поспешите к доске удивительные периодические дроби. Разбейтесь правильно на пары. Выполните упражнение «Повороты». Ребята, как называют множество чисел, побывавших у доски? Садитесь на места. Посмотрите, у нас осталось еще одно замечательное число. Выходи. Является ли число π рациональным? |
Слушают учителя.
Выходят с табличкой в руках.
Отвечают.
Выполняют всем классом.
Встают парами.
Выполняют всем классом.
Выполняют всем классом. Отвечают.
Выполняют всем классом.
Рассуждают, доказывают. |
Коммуникативные: умеют слушать, участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: умеют вести здоровый образ жизни. |
5. |
Решение задач. Цель: совершенствовать навыки решения задач и уравнений. |
Вода — это самый ценный природный ресурс. Ее роль — участие в процессе обмена всех веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Невозможно представить себе деятельность промышленных, сельскохозяйственных предприятий без использования воды, незаменима она в бытовой жизни человека. Вода необходима всем: людям, животным, растениям. Для кого-то она является средой обитания. Бурное развитие жизнедеятельности людей, нерачительное использование ресурсов привело к тому, что экологические проблемы (загрязнение воды в том числе), стали слишком острыми. Их решение стоит у человечества на первом месте. Ученые, экологи всего мира бьют тревогу и пытаются найти решение мировой проблемы дефицита пресной воды. Презентация. /data/files/w1667519057.pptx (22 марта - Всемирный день водных ресурсов.) Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. 70% поверхности Земли покрыто водой, но из 1400 миллионов кубических километров воды 97,5% – соленая вода. Определите, сколько миллионов кубических километров составляет пресная вода. Ребята, решите задачу тремя способами.
Слайд 4. Слайд 5. Краеведческая задача. Одним из источников пресной воды на Земле являются реки. В России их насчитывается свыше 2,5 миллионов. Наш город расположен на слиянии рек Вага и Вель. Решив уравнение, вы узнаете длину реки Вель в километрах. х : (– 75) = – 44,6 : 15 Ребята, какова длина реки Вель? Каким числом может выражаться длина реки? Назовите ответ. |
Слушают учителя.
Читают текст.
Читают задачу.
Работают в парах. Выходят к доске и записывают решение.
Читают текст, решают уравнение.
Анализируют ответ. |
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать пути достижения целей. Коммуникативные: умеют работать в паре, формулировать собственное мнение. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
6. |
Самостоятельная работа. Цель: проверить уровень сформированности вычислительных навыков. |
Ребята, на столах у вас есть синие карточки. Возьмите карточку с номером вашего варианта и копировальную бумагу. Подпишите фамилию и имя. Ответы записывайте на карточке, копия останется в тетради для проверки. В-1 8 – 13 3 – (– 18) – 29 – 16 12 + (– 4,5) 0 – 31,7 – 16 + 16 1 – 12 + 26,7 25,4 – 13,7 – 25,4 + 7 В-2 4 – (– 17) 16 + (– 3,8) – 19 + 19 9 – 15 – 37 – 15 0 – 24,9 2 – 14 + 19,5 9 – 18,4 – 17,9 + 18,4 По окончании времени ученики сдают карточки на проверку. На раздвижной доске записаны ответы.
|
Выполняют самостоятельно работу.
Сверяют копии своих ответов с решением на доске. |
Регулятивные: осуществляют самоанализ и самоконтроль.
|
7. |
Домашнее задание. |
Домашнее задание состоит из двух частей. Обязательная часть: № 310, № 311(а). На выбор: подготовить сообщение о Сократе или составить задачу о природе нашего края. Дается краткое пояснение к выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Регулятивные: осознают, что уже усвоено и что подлежит усвоению. |
8. |
Рефлексия. Цель: определить степень усвоения материала, оценить работу на уроке. |
Ребята, возьмите лист самооценки. Лист самооценки Знаю _____________ Умею _____________ Могу ______________ Оцените свои достижения. Напротив каждого действия нарисуйте звездочки от 1 до 5. Высшее достижение пять звездочек. Спасибо за работу. |
|
Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, умеют оценивать качество своей и общей учебной деятельности. |
Литература.
Интернет-ресурс wikipedia.org/wiki
Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2021.
Собственный сборник краеведческих задач.