Конспект урока рисования по теме: «Золотая Хохлома».

2
1
Материал опубликован 16 April

Конспект урока рисования по теме: «Золотая Хохлома».

Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием народных художественных промыслов (Хохломой).

Задачи:

- Расширить представления детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, кустики),дать представление о ее производстве, истории, об основных элементах, используемых мастерами.,

 - Развивать технику рисования . Развивать и корригировать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;умения составлять композицию.

 - Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.    

 Средства:

Альбом «Золотая Хохлома»; выставка изделий - посуды из хохломы; краски акриловые ; кисточки тонкие; палитра, непроливайка., заготовка пенопластовых яиц., худ. слово-стихи о Хохломе., презентация изделий из хохломы.

Предварительная работа:

Знакомство со способом рисования хохломской росписью. Поэтапное рисование элементов.

Методы и методические приемы:

Беседа. Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность. Просмотр альбома с изображениями изделий хохломской росписи для определения цели и способов её достижения. Использование художественного слова. Самостоятельная деятельность по изготовлению композиций. Оформление выставки детских работ.  Коллективная оценка совместной деятельности.  

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят представление о хохломском промысле; узнают суть понятий «ритм», «орнамент», из чего составлен орнамент хохломских изделий, правила создания композиции узора; научатся составлять орнамент хохломского узора, рисовать композицию узора для определенного изделия с учетом его конфигурации, рисовать гуашью


Метапредметные (компоненты культурного опыта: овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.


Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, гости дорогие!

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами распишем пенопластовое яйцо с помощью акриловых красок.

3. Изучение нового материала.

(Презентация)

2. Зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области.


3. Ныне существует фабрика «Хохломской художник» в селе Семино.



4. Легенда о "Хохломе"

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

6. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным (а также желтым и зелёным) цветом.


7.Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

 Кубки, чашки и ковши —   

И чего  здесь только нету!

 Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!

 

8.Рождение «золотой» посуды

Сперва кружку сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись.

«БЕЛЬЁ»



9.Изделие обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.

Изделие обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.

ГРУНТ


10. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.

Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ


11. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

РОСПИСЬ


12.Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов.

Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.


13. РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ

Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

Приёмы письма

Верховое письмо

Фоновое письмо

Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

«осочки»

«завиток»

«капельки»

«кустики»


Солнце яркое встает,

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары.

Поставцы, розетки, чаши.

Ложки золочёные,

Бочата кручёные.

Нет изделий краше

Хохломы нашей!





Используются основные цвета: желтый, красный, черный. Дополнительные – зеленый и желтый.

4. Объяснение нового материала.

На доске - поэтапное рисование

5. Творческая практическая деятельностьобучающихся.

6. Закрепление. Рефлексия
Обобщение сведений, оценивание результатов работы.
Организация выставки работ и обсуждение работ с целью выявления лучшей работы, а также беседы по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
-Как вы оцениваете свой рисунок?
-Какое настроение у вас сейчас?
Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками.Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы?
Д - Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.

7. Итог урока.
Наши руки могут многое

(Работы учеников)

Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.

Спасибо за вашу работу!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы, ребятки!

16 April