Сценарий урока и технологическая карта по теме: «Золотая хохлома», (5 класс)
Сценарий урока и технологическая карта по теме: «Золотая хохлома» (5 класс) учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №4 г. Урай,
Горбатовской Оксаны Анатольевны
Сценарий урока: «Золотая хохлома»
Цель урока: Узнать, что такое хохлома и существующие виды хохломы.
Задачи: Развитие компетенций.
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами
Личностные результаты, которые они должны приобрести в процессе урока:
воспитание культуры на основе изучения народных промыслов.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам и взрослым;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной и познавательной задачи; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, родителями и сверстниками; работать в группе, коллективно.
Предметные навыки:
приобретение опыта работы художественными материалами и инструментами
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи: выбор необходимого ответа на вопрос из текста; Выбор, составление пазлов, правильное расположение на листе формата А3и приклеивание двух видов хохломской росписи.
Технологии обучения: Коллективное творчество, проектная деятельность, групповое обучение.
Оборудование:
Листочки с девизом и правилами работы в группе.
Текст «Хохломская роспись» (основные сведения о хохломской росписи)
Листочки с вопросами:
Какие предметы быта и домашней утвари расписывали мастера?
Назовите основные этапы подготовки изделия и росписи.
Какие цвета используются в хохломской росписи?
Как называются основные виды хохломской росписи?
Как называются элементы хохломской росписи?
Рабочий лист с алгоритмом действий.
Лист формата А3
клей-карандаш,
Две картинки предметов хохломской росписи разрезанные на пазлы и перемешанные между собой.
Конверт для рефлексии (листок - не все понятно, цветок – все понятно, ягода - хотел бы знать больше)
Чистый лист для задания: Подготовить стихотворение или заметку в СМИ о хохломской росписи, где будет использовано словосочетание «Золотая хохлома»
Лист взаимооценивания.
Табличка со словом HELP, на случай если потребуется помощь учителя.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация со слайдами подобранными учителем); Мультфильм о технологической процессе изготовления хохломской посуды
Музыкальный ряд: Песня «Осень- Хохлома»
Литературный ряд: Стихи о хохломской росписи, подобранные учителем.
Технологическая карта урока
Предмет: изобразительное искусство
Класс:5 Учебник (УМК): Н.А. Горяева; О.В. Островская Изобразительное искусство. «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека»
Тема урока: Золотая хохлома.
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия)
Формы и методы обучения: коллективная, групповая работа, проектная деятельность
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение разметки, правильное размещение элементов по выбранной композиции, составление пазлов.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. |
1 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные |
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
1 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму с контролем учителя. |
Познавательные |
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (сопоставление осколков пазла, выбор осколков предмета с верховым видом росписи и фоновым, приклеивание в соответствии с видом росписи) |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля, контроля учащихся. |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, родителями, одноклассниками в группе и коллективе. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные |
Умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе; развить интерес к способам получения знаний; |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этапы урока. |
Задачи этапа |
Методыприемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя, родителей. |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
1.Организационный момент. (1минута) |
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. |
Фронтальная |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. |
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми. |
|
2.Актуализация знаний. (2 минуты) |
Целеполагание и постановка задач. |
Анализ и обсуждение |
Фронтальная и групповая |
-Ребята отгадайте пожалуйста загадку: Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома) -Молодцы! Угадали! Посуда не простая, -Ребята как вы думаете, почему хохлому в стихотворении назвали золотой? (Если отвечают не правильно) Что нужно сделать, что бы узнать? ( Если отвечают правильно) Что нужно сделать, что бы быть в этом уверенным? -Хорошо. Так значит, какая у нас тема урока? -А цель урока, соответственно какая? |
Слушают.
Отвечают на вопрос загадки:
-Золотая хохлома. - Узнать, что такое хохлома, и какие виды хохломы существуют. Почему хохлому называют золотой. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать цель урока, умение осознанно строить речевое высказывание |
3.Объяснение нового материала (5 минуты) |
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания Просмотр материала и инструмента для выполнения поставленной задачи. |
Беседа по уточнению знаний . |
Групповая, индивидуальная |
Сегодня мы будем работать в группе. Наш девиз на урок:
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Группа будет работать по правилам. Найдите правила, которые мы будем с вами соблюдать. Кто зачитает? (читают правила) Все с ними согласны? Да. Выберите в группе главного художника, который будет координировать группу, распределять обязанности и следить за временем. Итак, ребята, как же мы узнаем, что такое хохлома? Что нам для этого нужно? На ваших столах лежит текст с названием Хохломская роспись. В этом тексте есть все данные о хохломе.
Но для того что бы вам было интересно изучать этот текст, каждая из групп ответит на свой вопрос: Какие предметы быта и домашней утвари расписывали мастера? Назовите основные этапы подготовки изделия и росписи. Какие цвета используются в хохломской росписи? Как называются основные виды хохломской росписи? Как называются элементы хохломской росписи? На работу дается (3 минуты) |
Слушают. Отвечают на вопрос, читают правила работы в группе. - учебники, интернет, текст, учитель. Выбирают вопрос наугад. Изучают текст, выбирают из текста сведения, которые относятся к их вопросу. |
Личностные: Самоорганизация Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение находить необходимую информацию, навыки чтения, умение строить речевое высказывание. |
3.Презентация (8минут) |
Прослушивание информации |
Презентация Знаний исторического направления. |
Групповая, индивидуальная. |
(По истечению времени) Найдите листок оценивания. С обратной стороны поставьте номер свой группы и запишите Фамилии и Имена всех участников группы. Сейчас один представитель от группы ответит на свой вопрос, а вы внимательно слушайте одноклассника запоминайте и оценивайте ответ по 5- ти бальной шкале. Оценку поставить в колонку « Работа с текстом». На ответ дается 1м.
Учитель параллельно ответам показывает презентацию, дополнительно, знакомя учащихся с хохломской росписью наглядно. При ответе на вопрос о видах хохломы А теперь мы проверим, как мы поняли виды росписи.
(Поднимитесь со своих мест. Когда я буду показывать верховой вид росписи - поднимаем руки вверх все, когда фоновый ребята делают наклоны в стороны) (физ. минутка)
Молодцы ребята! Хорошо потрудились. И за это вам покажу мультфильм про хохлому (3 мин)
|
Отвечают на вопрос. Дополняют товарищей, смотрят презентацию Отвечая на вопрос делают физические упражнения) Смотрят и запоминают последовательность технологического процесса изготовления хохломской посуды. |
Личностные: Самоорганизация, сопереживание, эмоциональная составляющая. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: Умение внимательно слушать и осознанно принимать информацию, навыки выразительного рассказа, |
4.Практическая работа по закреплению нового материала (15минут) |
Прослушивание информации необходимой для выполнения поставленной задачи Коллективное сотрудничество для достижения общей цели. |
Практическая работа |
Групповая, коллективная работа |
А сейчас мы выполним творческую работу:
В файле лежит рабочий лист с алгоритмом действий.
В конверте лежат изображения предметов один с верховым видом росписи, а другой с фоновым. Эти изображения разрезаны в виде пазлов и перемешаны. Ваша задача найти правильные кусочки для каждого вида сложить пазлы и приклеить оба изображения на формат А3. Подписать их. Для презентации подготовить небольшое стихотворение или заметку в СМИ (средства массовой информации) которую можно поместить в журнал по теме: Золотая хохлома. Сделать презентацию своей работы возле доски (на работу дается 10 минут) Если возникнут трудности и нужна будет помощь, поднимите табличку с английским словом Help Учитель контролирует работу, по необходимости дает советы, корректирует деятельность учащихся. |
Учащиеся работают по плану 1.Распределение обязанностей. 2. Определение места для наклеивания двух картинок. 3. Определение кусочков пазла принадлежащих к фоновой и верховой росписи. 4. Наклеивание картинок. 5. Оформление работы, надписи, рамка 6.Сочинение стихотворения или заметки о золотой хохломе.
|
Личностные: Самоорганизация, Работа в сотворчестве в группе. Регулятивные: умение регулировать свои действия Познавательные: Умение внимательно слушать и осознанно принимать информацию, умение строить краткий рассказ, сочинять стихотворение. Умение пользоваться имеющимся материалом и знаниями. |
5.Презентация своего продукта. (6 минут) |
Коллективное сотрудничество. |
Презентация практического труда. |
коллективная, индивидуальная работа. |
А теперь вам предоставляется возможность презентовать свою работу Учитель и учащиеся внимательно слушают. В конце презентации задают вопросы, делают дополнения или высказывают пожелания. |
Учащиеся выходят всей группой к доске. Свою работу вывешивают на доску. Делают краткую презентацию, рассказывают о ходе работы и зачитывают заметку или стихотворение. Остальные группы внимательно слушают, в конце презентации задают вопросы, делают дополнения. Высказывают пожелания и оценивают по 5- бальной школе. |
Личностные: Умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе Регулятивные: определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками. Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (раскладывание изображения одного вида росписи необходимого для приклеивания), соблюдение правил работы в группе. |
6.Рефлексия (2минуты) |
Самооценка знаний |
|
|
Итак, вы сделали работу. У вас получились замечательные презентации. - Ребята, что нового вы сегодня узнали? Почему же хохлому называют золотой? - Как мы может применить хохломскую роспись в нашей повседневной жизни? (Показываю слайд с изображением современных предметов, техники с хохломской росписью) -Как вы думаете все ли у нас получилось, из того что запланировали? Сейчас если вы все поняли и работа не вызвала у вас затруднений на Криуль- ведущий стебель, вы приклеите хохломской цветочек, если не все поняли или было сложно – зеленый листочек, и если вам больше хочется знать о хохломской росписи – красную ягодку.
|
Отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос: как хохломскую роспись можно использовать в современной жизни. Учащиеся подводят итог своей работы. Оценивают, что получилось, а что не получилось в работе. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; |
Личностные: Умение провести самооценку, подвести итог своей работы и работы группы. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
Домашнее задание (1 минута) |
|
|
Записывают домашнее задание. |
|
Использованная литература:
1) Горяева И. А. Островская. О. В «Изобразительное искусство»: декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского – 6- е издание - М.: «Просвящение».2015г.
2) Сокольникова. Н. М «Изобразительное искусство»: Учебник для учащихся 5 – 8 классов в 4 частях. Часть 4. Краткий словарь художественных терминов. Издательство «Титул» г. Обнинск. 1996 г.
3) Интернет ресурсы.