Сценарий урока и технологическая карта по теме: «Золотая хохлома», (5 класс)

6
0
Материал опубликован 20 June 2017

Сценарий урока и технологическая карта по теме: «Золотая хохлома» (5 класс) учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №4 г. Урай,

Горбатовской Оксаны Анатольевны


Сценарий урока: «Золотая хохлома»

Цель урока: Узнать, что такое хохлома и существующие виды хохломы.

Задачи: Развитие компетенций.

формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами

Личностные результаты, которые они должны приобрести в процессе урока:

воспитание культуры на основе изучения народных промыслов.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам и взрослым;

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной и познавательной задачи; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, родителями и сверстниками; работать в группе, коллективно.

 Предметные навыки:

приобретение опыта работы художественными материалами  и инструментами

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи: выбор необходимого ответа на вопрос из текста; Выбор, составление пазлов, правильное расположение на листе формата А3и приклеивание двух видов хохломской росписи.

Технологии обучения: Коллективное творчество, проектная деятельность, групповое обучение.

Оборудование:

Листочки с девизом и правилами работы в группе.

Текст «Хохломская роспись» (основные сведения о хохломской росписи)

Листочки с вопросами:

Какие предметы быта и домашней утвари расписывали мастера?

Назовите основные этапы подготовки изделия и росписи.

Какие цвета используются в хохломской росписи?

Как называются основные виды хохломской росписи?

Как называются элементы хохломской росписи?


 

Рабочий лист с алгоритмом действий.

Лист формата А3

клей-карандаш,

Две картинки предметов хохломской росписи разрезанные на пазлы и перемешанные между собой.

Конверт для рефлексии (листок - не все понятно, цветок – все понятно, ягода - хотел бы знать больше)

Чистый лист для задания: Подготовить стихотворение или заметку в СМИ о хохломской росписи, где будет использовано словосочетание «Золотая хохлома»

Лист взаимооценивания.

Табличка со словом HELP, на случай если потребуется помощь учителя.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация со слайдами подобранными учителем); Мультфильм о технологической процессе изготовления хохломской посуды

Музыкальный ряд: Песня «Осень- Хохлома»

Литературный ряд: Стихи о хохломской росписи, подобранные учителем.

Технологическая карта урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс:5 Учебник (УМК): Н.А. Горяева; О.В. Островская Изобразительное искусство. «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека»

Тема урока: Золотая хохлома.

Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия)

Формы и методы обучения: коллективная, групповая работа, проектная деятельность

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки, правильное размещение элементов по выбранной композиции, составление пазлов.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

1 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

1 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму с контролем учителя.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (сопоставление осколков пазла, выбор осколков предмета с верховым видом росписи и фоновым, приклеивание в соответствии с видом росписи)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля, контроля учащихся.

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, родителями, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе; развить интерес к способам получения знаний;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


 

Этапы урока.

Задачи этапа

Методыприемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя, родителей.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент. (1минута)

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

 

Фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми.

2.Актуализация знаний.

(2 минуты)

Целеполагание и постановка задач.

Анализ и обсуждение

Фронтальная и групповая

-Ребята отгадайте пожалуйста загадку:

 Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

 Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

 Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

-Молодцы! Угадали!

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она -
Золотая Хохлома.

-Ребята как вы думаете, почему хохлому в стихотворении назвали золотой?

(Если отвечают не правильно)

Что нужно сделать, что бы узнать?

( Если отвечают правильно)

Что нужно сделать, что бы быть в этом уверенным?

-Хорошо. Так значит, какая у нас тема урока?

-А цель урока, соответственно какая?

Слушают.


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос загадки:

 

 


 


 


 


 


 


 


 

-Золотая хохлома.

- Узнать, что такое хохлома, и какие виды хохломы существуют. Почему хохлому называют золотой.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать цель урока, умение осознанно строить речевое высказывание

3.Объяснение нового материала

(5 минуты)

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания Просмотр материала и инструмента для выполнения поставленной задачи.

Беседа по уточнению знаний

.

Групповая, индивидуальная

Сегодня мы будем работать в группе. Наш девиз на урок:


 

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»


 

Группа будет работать по правилам. Найдите правила, которые мы будем с вами соблюдать.

Кто зачитает? (читают правила) Все с ними согласны?

Да.

Выберите в группе главного художника, который будет координировать группу, распределять обязанности и следить за временем.

Итак, ребята, как же мы узнаем, что такое хохлома? Что нам для этого нужно?

На ваших столах лежит текст с названием Хохломская роспись. В этом тексте есть все данные о хохломе.


 

Но для того что бы вам было интересно изучать этот текст, каждая из групп ответит на свой вопрос:

Какие предметы быта и домашней утвари расписывали мастера?

Назовите основные этапы подготовки изделия и росписи.

Какие цвета используются в хохломской росписи?

Как называются основные виды хохломской росписи?

Как называются элементы хохломской росписи?

На работу дается (3 минуты)

Слушают. Отвечают на вопрос, читают правила работы в группе.

- учебники, интернет, текст, учитель.

Выбирают вопрос наугад.

Изучают текст, выбирают из текста сведения, которые относятся к их вопросу.

Личностные: Самоорганизация

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение находить необходимую информацию, навыки чтения, умение строить речевое высказывание.

3.Презентация

(8минут)

Прослушивание информации

Презентация

Знаний исторического направления.

Групповая, индивидуальная.

(По истечению времени) Найдите листок оценивания. С обратной стороны поставьте номер свой группы и запишите Фамилии и Имена всех участников группы.

Сейчас один представитель от группы ответит на свой вопрос, а вы внимательно слушайте одноклассника запоминайте и оценивайте ответ по 5- ти бальной шкале. Оценку поставить в колонку « Работа с текстом».

На ответ дается 1м.


 

Учитель параллельно ответам показывает презентацию, дополнительно, знакомя учащихся с хохломской росписью наглядно.

При ответе на вопрос о видах хохломы

А теперь мы проверим, как мы поняли виды росписи.


 

(Поднимитесь со своих мест. Когда я буду показывать верховой вид росписи - поднимаем руки вверх все, когда фоновый ребята делают наклоны в стороны) (физ. минутка)


 

Молодцы ребята! Хорошо потрудились. И за это вам покажу мультфильм про хохлому (3 мин)


 

Отвечают на вопрос. Дополняют товарищей, смотрят презентацию

Отвечая на вопрос делают физические упражнения)

Смотрят и запоминают последовательность технологического процесса изготовления хохломской посуды.

Личностные: Самоорганизация, сопереживание, эмоциональная составляющая.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия.

Познавательные:

Умение внимательно слушать и осознанно принимать информацию, навыки выразительного рассказа,

4.Практическая работа по закреплению нового материала

(15минут)

Прослушивание информации необходимой для выполнения поставленной задачи Коллективное сотрудничество для достижения общей цели.

Практическая работа

Групповая, коллективная работа

А сейчас мы выполним творческую работу:

 

В файле лежит рабочий лист с алгоритмом действий.

 

В конверте лежат изображения предметов один с верховым видом росписи, а другой с фоновым. Эти изображения разрезаны в виде пазлов и перемешаны. Ваша задача найти правильные кусочки для каждого вида сложить пазлы и приклеить оба изображения на формат А3. Подписать их. Для презентации подготовить небольшое стихотворение или заметку в СМИ (средства массовой информации) которую можно поместить в журнал по теме: Золотая хохлома. Сделать презентацию своей работы возле доски (на работу дается 10 минут)

Если возникнут трудности и нужна будет помощь, поднимите табличку с английским словом Help

Учитель контролирует работу, по необходимости дает советы, корректирует деятельность учащихся.

Учащиеся работают по плану

1.Распределение обязанностей.

2. Определение места для наклеивания двух картинок.

3. Определение кусочков пазла принадлежащих к фоновой и верховой росписи.

4. Наклеивание картинок.

5. Оформление работы, надписи, рамка

6.Сочинение стихотворения или заметки о золотой хохломе.


 


 

Личностные: Самоорганизация, Работа в сотворчестве в группе.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия

Познавательные:

Умение внимательно слушать и осознанно принимать информацию, умение строить краткий рассказ, сочинять стихотворение. Умение пользоваться имеющимся материалом и знаниями.

5.Презентация своего продукта.

(6 минут)

Коллективное сотрудничество.

Презентация практического труда.

коллективная, индивидуальная работа.

А теперь вам предоставляется возможность презентовать свою работу

Учитель и учащиеся внимательно слушают.

В конце презентации задают вопросы, делают дополнения или высказывают пожелания.

Учащиеся выходят всей группой к доске. Свою работу вывешивают на доску.

Делают краткую презентацию, рассказывают о ходе работы и зачитывают заметку или стихотворение.

Остальные группы внимательно слушают, в конце презентации задают вопросы, делают дополнения. Высказывают пожелания и оценивают по 5- бальной школе.

Личностные:

Умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе

Регулятивные:

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (раскладывание изображения одного вида росписи необходимого для приклеивания), соблюдение правил работы в группе.

6.Рефлексия

(2минуты)

Самооценка знаний 

 

 

Итак, вы сделали работу. У вас получились замечательные презентации.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Почему же хохлому называют золотой?

- Как мы может применить хохломскую роспись в нашей повседневной жизни?

(Показываю слайд с изображением современных предметов, техники с хохломской росписью)

-Как вы думаете все ли у нас получилось, из того что запланировали? Сейчас если вы все поняли и работа не вызвала у вас затруднений на Криуль- ведущий стебель, вы приклеите хохломской цветочек, если не все поняли или было сложно – зеленый листочек, и если вам больше хочется знать о хохломской росписи – красную ягодку.

 

 

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос: как хохломскую роспись можно использовать в современной жизни.

Учащиеся подводят итог своей работы. Оценивают, что получилось, а что не получилось в работе. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции;

Личностные:

Умение провести самооценку, подвести итог своей работы и работы группы.

Регулятивные:

построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные:

умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Домашнее задание

(1 минута)

   

 

 

Записывают домашнее задание.

 

Использованная литература:

1) Горяева И. А. Островская. О. В «Изобразительное искусство»: декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского – 6- е издание - М.: «Просвящение».2015г.

2) Сокольникова. Н. М «Изобразительное искусство»: Учебник для учащихся 5 – 8 классов в 4 частях. Часть 4. Краткий словарь художественных терминов. Издательство «Титул» г. Обнинск. 1996 г.

3) Интернет ресурсы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.