Конспект урока ручного труда на тему «Ежик и грибок. Аппликация из круп» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект открытого урока ручного труда в 1 классе
Учитель: Сахарова Т.В.
Возраст учащихся: 9-11 лет (состав класса смешанный: I в. – дети с легкой и II в. – с умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Тема: Комбинированные работы. Аппликация из крупы «Ёжик и грибок»
Цель: обучение технике изготовления аппликации из круп
Задачи:
Обучающие: повторить правила безопасной работы с клеем и кистью; учить детей планировать свою работу и поэтапно работать за учителем; продумывать композицию аппликации; учить экономному расходованию материалов;
Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, координацию движений; развивать коммуникативные умения (учить работать в паре);
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, старательность, трудолюбие, ответственность за общий результат в коллективной работе; воспитывать интерес к жизни животных.
Оборудование и наглядность: игрушка Ёжик, образец изделия, разрезная картина «Лес», массажная щетка в мешочке, компьютерная презентация к уроку, медиапроектор, экран, корзинка с яблоками, кленовые листья, шишки.
Материалы и инструменты: стаканчики с крупами (гречка, рис, пшено), распечатанные вырезанные заготовки для аппликации, клей ПВА, кисточки, цветной картон, клеенки, тряпочки.
Ход урока:
1. Орг. момент
Психологический настрой на работу:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверка готовности.
2. Сообщение темы и цели урока
У нас на уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.
Но вы знаете, ребята, мы ждем еще одного гостя. Кто это, вы сейчас сами попробуете отгадать. Я вам дам несколько подсказок.
1)Откуда наш гость?
- У каждого из вас есть кусочек картинки. Если мы сейчас все вместе составим картинку на доске, узнаем, где живет наш гость. (Разрезная картинка «Лес»)
2) Какого он размера?
- Посмотрите на эту картинку и скажите, какого размера зеленое яблоко? (маленькое)
3) Какой он на ощупь, вы узнаете, если потрогаете предмет в этом мешочке. (Дети по очереди ощупывают массажную щетку) – колючий.
-Кто же у нас живет в лесу, маленький и колючий? (слайд 1)
Просмотр видеоролика «Маленький ёжик» (слайд 2)
Появляется игрушка Ёжик.
Ёжик: - Здравствуйте. Вот смотрю я, ребята, у вас в классе фотографии на стене висят. Я тоже захотел свой портрет у себя в норке повесить. А тут как раз осень наступила, красота в лесу! Да еще недавно совсем я такой гриб замечательный нашел – БЕЛЫЙ! И я попросил мою знакомую художницу - Белочку для меня портрет изобразить. Смотрите, что у нее получилось. (Демонстрирует образец работы)
- Мне так эта картина понравилась!..К тому же пахнет она чем-то вкусным (принюхивается)…не пойму, чем… В общем, решил я, что такую замечательную картинку надо непременно подарить моей бабушке, а еще моим друзьям – Медвежонку и Зайчику. Вот только Белочке сейчас совсем некогда. Она к зиме готовится – грибы, орехи собирает и сушит. Ну вот я и решил вас попросить мне помочь.
3. Анализ образца. Актуализация знаний. Повторение.
-Давайте посмотрим, что изображено на картинке. (Ежик и грибок)
С какой стороны ежик? А с какой грибок?
- Какого цвета фон картинки (желтый) Почему? (осень)
А из чего же выполнена картинка? Ежик сказал, что она чем-то съедобным пахнет.
- Правильно. Это изображение (аппликация) из круп. Мы с вами уже давно работаем с природным материалом, и из крупы картинку тоже уже изготавливали. С помощью чего закрепляется крупа на листке?
-Как правильно работать с клеем и кисточкой? (На клеенке, аккуратно, в рот не брать, пользоваться тряпочками и т.д.)
4. Планирование работы.
-Работать будем в парах. Таня(I) делает Ежика, Саша (II)– грибок. Рустам(I) – с Сережей(II). Женя (II) – со мной.
Вначале берем картонную заготовку, смазываем клеем ту часть, которую будем засыпать крупой одного цвета. Насыпаем аккуратно крупу. Прижимаем картонным листом. Даем немного подсохнуть, стряхиваем лишнюю крупу в коробочку. Потом так же – с другой крупой. После того, как каждый в паре подготовит свою часть композиции, вы соберете свои аппликации на лист картона, и мы покажем их ежику. (слайды 4-10)
5. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»
Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)
6. Практическая работа.
Дети работают в парах. Учитель вместе с ними. Первый вариант работает самостоятельно, опираясь на картинный план. Второму учитель оказывает помощь, контролирует.
После приклеивания крупы первого вида – танцевальная физкультминутка. («Неунывающий танцующий ежик» - слайд 11)
7. Анализ работ. Оценка.
Ежик: - Спасибо, ребята. Теперь я смогу подарить свою фотографию Медвежонку, Зайчику, а главное – моей бабушке. Я вам за вашу помощь тоже кое-что подарю (угощает яблоками).
8. Итог. Рефлексия.
-Итак, что же мы сегодня учились делать на уроке труда? С какими материалами работали?
- Если вам понравилось на уроке, положите в корзинку ежику кленовый листик (он обязательно понадобится для мягкой подстилки на зиму), а если было скучно, не понравилось, тогда еловую шишку.