Конспект урока русского языка для 4 класса «Именительный падеж имени существительного множественного числа»

8
0
Материал опубликован 17 December 2019 в группе

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Именительный падеж имени существительного множественного числа

Цель – создание условий для знакомства учащихся с окончаниями имен существительных множественного числа в именительном падеже.

Задачи:

Образовательные: развивать умение распознавать именительный и винительный падежи во множественном числе; правильно образовывать и употреблять формы множественного числа в именительном падеже.

Развивающие: продолжать формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, наблюдения; развивать умение правильно говорить.

Воспитательные: повышение учебной мотивации.

УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по определенным признакам. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

​​​​​​​Ход урока:

  1. Орг. момент.
  1. «ДОБРОЕ УТРО!"- скажешь кому-то.

И будет ему очень доброе утро.

И день будет добрый.

И добрые встречи.

И добрый, конечно, опустится вечер.

Как важно и нужно, чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра!

2) На парте должен лежать дневник, учебник русского языка, тетрадь, пенал и веер цифр. Садитесь, пожалуйста.

2. Актуализация знаний.

1) Индивидуальное задание. У доски (распределить слова в группы по склонению). Выполняет Арсений, проверяет работу Егор. (Оценивает здесь и далее себя ученик сам по плану: Что должен был сделать? Какие ошибки допустил? Какую оценку себе ставлю?)

2) Фронтальная работа (Слайд 2). Работа в тетради. Спиши, определи падеж выделенных слов, докажи написание безударных окончаний.

Проверка определения падежей с помощью веера цифр. Объяснение написания безударных окончаний по руке.

  1. Самоопределение к деятельности (слайд 3-4).

- Прочитайте слова на слайде (Читают по цепочке или выборочно).

- Что общего у всех слов? (Существительные в форме множественного числа)

- По какому признаку слова распределены по столбикам? Докажите. (1. Н.Ф. 2. Род. 3. Окончание. 4. Вывод)

- На какие вопросы отвечают данные слова? (Кто? Что?)

- В каком падеже существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Именительном)

- Какие окончания имеют существительные множественного числа в именительном падеже?

- Заметили ли вы, что в одном из склонений много разных окончаний? В каком? Как вам кажется, может ли такое разнообразие вызвать какие-либо трудности при постановке существительного в форму множественного числа? Запомните этот вопрос, пожалуйста.

- Прочитайте тему урока в учебнике на с. 133.

- Сформулируйте задачи и цель урока, опираясь на слайд.

4. Новая тема.

1) Составление устного высказывания по плану.

Расскажите об именительном падеже существительного по плану (Слайд 5).

- С каким падежом часто путают именительный? Почему? (С винительным, общий вопрос – Что?)

- Как отличить? (Задать двойной вопрос, по наличию предлога, значению и роли в предложении)

2) Работа с учебником.

Упражнение 253 в учебнике. Рассмотрите таблицу.

- Какие окончания могут быть у существительных множественного числа в именительном падеже? (1скл – и/ы; 2скл – ы/и, а/я; 3скл - и)

- Поставьте данные слова в форму множественного числа (1 у доски, оценивание).

На доске ошибка: у слов неверно определено склонение.

- Подтвердилось ли результаты нашего изучения на  выполненном упражнении?

Физкульминутка

Одолела вас дремота,

(Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре

(Наклоны туловища.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

3) Словарная работа (Слайд 7)

- Отгадайте слово. Какую работу выполним, чтобы запомнить его написание. (Прописывают 3 раза, придумывают два словосочетания – 1 у доски)

- Поставьте слово директор в форму множественного числа (директоры или директора?).

5. Закрепление.

Парная работа.

 Вспомните вопрос, который я просила запомнить. Оказывается, есть некоторые слова, форму множественного числа которых трудно образовывать. К тому же часто такие слова люди произносят с неверным ударением. Что может нам может помочь употреблять такие слова правильно? (Словари)

- Сегодня мы не будем работать со словарями, так как авторы учебника позаботились о нас и в упражнении 254 уже представили некоторые из таких слов.

- Прочитайте слова по цепочке (один читает, остальные повторяют эхом). Затем прочитайте друг другу в паре слова: 1,2 столбик – 1 вариант, 3,4 столбик – 2 вариант.

- Поставьте слово директор во множественном числе.

Групповая работа. Стихотворение  «Буриме». Слайд 8.

- Такие слова надо запомнить. Как легче запоминать слова (предлагают варианты).

- Я предлагают придумать стихотворение-буриме. Помните ли вы, что это за стихотворение? (Стихотворение на заданные рифмы)

- Попробуйте в группе сочинить стихотворение, строчки которого заканчиваются словами со слайда. Если хотите заменить какое-то слово на другое из упражнения – замените.

Прослушивание Буриме по желанию.

Например:

  1. Управляют заводами директора,

Ставят опыты профессора.

Лечат в больницах доктора,

А еду готовят повара.

  1. Наши мамы инженеры,

Наши папы офицеры

Проверяют паспорта,

Улетают в отпуска.

6. Рефлексия (Слайд 9).

- Запишите слова со слайда в форме множественного числа. Поставьте ударение.

Самопроверка. Поднимите руку, что задание выполнил верно? У кого одна ошибка? Какая ошибка: в ударении или форме? У кого много ошибок? Дайте себе совет.

7. Итог урока (Слайд 10).

- Вспомните тему урока, цель. Какие задачи сформулировали в начале урока? Какие достигли? Какие не смогли? Почему? (Не успели, другие причины)

8. Домашнее задание.

С.134 упражнение 255. Прочитайте инструкцию к упражнению. Что надо сделать? Есть ли у кого-нибудь вопросы? (Учитель отвечает на вопросы, если инструкции непонятна)

Список ресурсов:

  1. Стихотворение для организационного момента. https://anchiktigra.livejournal.com/1225016.html
  2. Физкультминутка. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/universalnie_fizkultminutki_074935.html
  3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации