Конспект урока русского языка для 4 класса «Именительный падеж имени существительного множественного числа»
УМК: Школа России
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Именительный падеж имени существительного множественного числа
Цель – создание условий для знакомства учащихся с окончаниями имен существительных множественного числа в именительном падеже.
Задачи:
Образовательные: развивать умение распознавать именительный и винительный падежи во множественном числе; правильно образовывать и употреблять формы множественного числа в именительном падеже.
Развивающие: продолжать формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, наблюдения; развивать умение правильно говорить.
Воспитательные: повышение учебной мотивации.
УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по определенным признакам. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками: контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока:
- Орг. момент.
- «ДОБРОЕ УТРО!"- скажешь кому-то.
И будет ему очень доброе утро.
И день будет добрый.
И добрые встречи.
И добрый, конечно, опустится вечер.
Как важно и нужно, чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра!
2) На парте должен лежать дневник, учебник русского языка, тетрадь, пенал и веер цифр. Садитесь, пожалуйста.
2. Актуализация знаний.
1) Индивидуальное задание. У доски (распределить слова в группы по склонению). Выполняет Арсений, проверяет работу Егор. (Оценивает здесь и далее себя ученик сам по плану: Что должен был сделать? Какие ошибки допустил? Какую оценку себе ставлю?)
2) Фронтальная работа (Слайд 2). Работа в тетради. Спиши, определи падеж выделенных слов, докажи написание безударных окончаний.
Проверка определения падежей с помощью веера цифр. Объяснение написания безударных окончаний по руке.
- Самоопределение к деятельности (слайд 3-4).
- Прочитайте слова на слайде (Читают по цепочке или выборочно).
- Что общего у всех слов? (Существительные в форме множественного числа)
- По какому признаку слова распределены по столбикам? Докажите. (1. Н.Ф. 2. Род. 3. Окончание. 4. Вывод)
- На какие вопросы отвечают данные слова? (Кто? Что?)
- В каком падеже существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Именительном)
- Какие окончания имеют существительные множественного числа в именительном падеже?
- Заметили ли вы, что в одном из склонений много разных окончаний? В каком? Как вам кажется, может ли такое разнообразие вызвать какие-либо трудности при постановке существительного в форму множественного числа? Запомните этот вопрос, пожалуйста.
- Прочитайте тему урока в учебнике на с. 133.
- Сформулируйте задачи и цель урока, опираясь на слайд.
4. Новая тема.
1) Составление устного высказывания по плану.
Расскажите об именительном падеже существительного по плану (Слайд 5).
- С каким падежом часто путают именительный? Почему? (С винительным, общий вопрос – Что?)
- Как отличить? (Задать двойной вопрос, по наличию предлога, значению и роли в предложении)
2) Работа с учебником.
Упражнение 253 в учебнике. Рассмотрите таблицу.
- Какие окончания могут быть у существительных множественного числа в именительном падеже? (1скл – и/ы; 2скл – ы/и, а/я; 3скл - и)
- Поставьте данные слова в форму множественного числа (1 у доски, оценивание).
На доске ошибка: у слов неверно определено склонение.
- Подтвердилось ли результаты нашего изучения на выполненном упражнении?
Физкульминутка
Одолела вас дремота,
(Зеваем.)
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
(Руки вверх, потянулись.)
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре
(Наклоны туловища.)
И на месте поскакать.
(Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку
3) Словарная работа (Слайд 7)
- Отгадайте слово. Какую работу выполним, чтобы запомнить его написание. (Прописывают 3 раза, придумывают два словосочетания – 1 у доски)
- Поставьте слово директор в форму множественного числа (директоры или директора?).
5. Закрепление.
Парная работа.
Вспомните вопрос, который я просила запомнить. Оказывается, есть некоторые слова, форму множественного числа которых трудно образовывать. К тому же часто такие слова люди произносят с неверным ударением. Что может нам может помочь употреблять такие слова правильно? (Словари)
- Сегодня мы не будем работать со словарями, так как авторы учебника позаботились о нас и в упражнении 254 уже представили некоторые из таких слов.
- Прочитайте слова по цепочке (один читает, остальные повторяют эхом). Затем прочитайте друг другу в паре слова: 1,2 столбик – 1 вариант, 3,4 столбик – 2 вариант.
- Поставьте слово директор во множественном числе.
Групповая работа. Стихотворение «Буриме». Слайд 8.
- Такие слова надо запомнить. Как легче запоминать слова (предлагают варианты).
- Я предлагают придумать стихотворение-буриме. Помните ли вы, что это за стихотворение? (Стихотворение на заданные рифмы)
- Попробуйте в группе сочинить стихотворение, строчки которого заканчиваются словами со слайда. Если хотите заменить какое-то слово на другое из упражнения – замените.
Прослушивание Буриме по желанию.
Например:
- Управляют заводами директора,
Ставят опыты профессора.
Лечат в больницах доктора,
А еду готовят повара.
- Наши мамы инженеры,
Наши папы офицеры
Проверяют паспорта,
Улетают в отпуска.
6. Рефлексия (Слайд 9).
- Запишите слова со слайда в форме множественного числа. Поставьте ударение.
Самопроверка. Поднимите руку, что задание выполнил верно? У кого одна ошибка? Какая ошибка: в ударении или форме? У кого много ошибок? Дайте себе совет.
7. Итог урока (Слайд 10).
- Вспомните тему урока, цель. Какие задачи сформулировали в начале урока? Какие достигли? Какие не смогли? Почему? (Не успели, другие причины)
8. Домашнее задание.
С.134 упражнение 255. Прочитайте инструкцию к упражнению. Что надо сделать? Есть ли у кого-нибудь вопросы? (Учитель отвечает на вопросы, если инструкции непонятна)
Список ресурсов:
- Стихотворение для организационного момента. https://anchiktigra.livejournal.com/1225016.html
- Физкультминутка. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/universalnie_fizkultminutki_074935.html
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015.