12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матсакова Светлана Васильевна39
8

Урок русского языка в 3 классе по теме «Творительный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями творительного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения творительного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в творительном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданием;

- сигнальная карточка «Творительный падеж»;

- кластер «Имя существительное»;

- карточки для рефлексии.

Ход урока.

Организационный момент.

-Ребята, все встали ровно. К нам на урок пришли гости, поздоровайтесь. Тихо сели.

Актуализация знаний.

Откройте тетради. Запишите число 20 февраля, классная работа. (один ребенок проговаривает). (слайд 1.)

Чистописание. (слайд 2)

- Начнём урок с орфографической минутки. На доске записано слово, но буквы в нём рассыпались. слоома

Составьте слово из букв. Солома.(щелчок)

- Что такое солома? (работа над новым словом)(щелчок)

- Какая орфограмма в этом слове? (непроверяемая безударная гласная).

Запишите это слово в тетрадь, соблюдая правильный наклон. Подчеркните орфограмму.

- К какой части речи относится это слово? (имя существительное)

III. Самоопределение к деятельности.

Работа в парах (слайд3).

-Ребята, мы уже много изучили об имени существительном. Сейчас проверим, что вы уже знаете.

-Сегодня на уроке моим помощником будет Алёша.

У вас на столах таблички. Нужно их заполнить.

Имя существительное

вопросы

Кто? Что?

Постоянные признаки

Одушевленное

Неодушевленное

Соственное

Нарицательное

М.р., ж.р., ср.р.

Непостоянные признаки

Ед.ч, мн.ч.

Падеж

Пока ребята работают в парах, Алеша работает на доске. (заполняет таблицу) (Обратная сторона доски, чтобы не видно было). Проверка. (слайд 4)

Оценивание.

Постановка учебной задачи.

–-Ребята, над каким признаком имени существительного мы знакомились на предыдущих уроках? ( Падеж)

- Сколько падежей у имени существительного?

-С какими падежами мы уже познакомились?

- Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Прочитайте отрывок из стихотворения Д.Родари «Чем пахнут ремесла».Слайд 5.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

-Определите падеж выделенных имен существительных.

- Вспомним алгоритм определения падежа.(Находим слово от которого можно поставить вопрос, задаем вопрос, определяем падеж)

- Задайте вопрос к выделенным словам. (Кем? Чем?)

- Существительные какого падежа отвечают на этот вопрос? (Творительный)

- О чем же будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему урока.

Тема: Творительный падеж имен существительных. Слайд 6.

Сформулируйте цель урока, начиная предложения со слов: слайд7

Я хочу научиться…

Я хочу узнать…

Слайд8 - На уроке мы сегодня научимся: Находить имена существительные в Т..п.; определять падеж по вопросу и предлогу.

Узнаем с какими предлогами употребляются имена существительные в Т.П.

IV. Открытие нового знания

- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)

- Мы уже знаем, что у Дательного падежа есть еще название дарительный. То есть в названиях падежей отражается главное их значение. И сегодня предметом нашего изучения на уроке станет падеж –работяга. Как вы думаете почему?

- Следующее задание. (Слайд 9) Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Задание: Составить предложения, дописать слово подходящее по смыслу. Подчеркнуть основу. Определить падеж имен существительных.

Мама работает ( повар) .

Кошка спит (под окно).

Малыш играет (с щенок Барсик).

Оценивание.

- Обратите внимание, что имена существительные употребляются как с предлогом, так и без предлога. Назовите предлоги. С какими еще предлогами могут употребляться имена прилагательные в Т.п.? (прочитайте об этом в учебнике с. 53)

Задание № 2. Ребята, давайте заполним сигнальную карточку.

Алеша поможет мне в этом. (Из множества вариантов выбирает нужное)

Творительный падеж

Вопрос

Кем? Чем?

Предлоги

С, перед, под, над, за, без предлога

Вспомогательное слово

Удивлен

Роль в предложении

Второстепенный член предложения.

Проверим, правильно ли мы сделали запись об имени существительном в Творительном падеже. Слайд 10

Физминутка слайд 11

V.Закрепление изученного.

Самостоятельная работа. Слайд 12

По уровням.

1 уровень.

Выписать из предложений словосочетания с именами существительными в Т.П. Поставить вопрос, указать падеж, выделить окончание.

Ребята из фанеры вырезали кормушку для птиц. Дощечки зачистили напильником. Кормушку они повестили под окном. Вечером над кормушкой кружились синицы.

2 уровень.

Прочитайте. Выпишите из предложений выделенные словосочетания, поставьте вопрос, определите падеж, выделите окончание имени существительного.

Образец. Вырезали (из чего?) из фанеры (Т.п.)

Слайд 13.Проверка, самооценка. Оценивание работ (собрать тетради для оценки)

Рефлексия.

Игра «Верю-не верю»

- Сейчас подведем итог нашего урока. Поиграем в игру «Верю-не верю»

Алёша читает утверждение и говорит: верю или не верю и почему такой вариант. Если это не так, вы исправляете ответ.

-Ребята, скажите, выполнили поставленные задачи нашего урока?

Продолжите фразу слайд 14.

Я узнал:

Я научился:

Мне еще надо поработать…

Оцените свою работу

Синий – я все понял, мне помощь не нужна.

Зеленый – я все понял, но еще сомневаюсь.

Красный – мне еще нужно поработать.

Молодцы!

Д.з с. 52, упр. 94.

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопрос Кем? Чем?

Имя существительное в творительном падеже употребляется с предлогами К, ПО.

В предложении имя существительное в творительном падеже может быть и подлежащим, и второстепенным членом.

Имя существительное в творительном падеже может употребляться без предлога.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.