12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Язенина Ольга Анатольевна15440 Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория. Россия, Смоленская обл., Смоленск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект урока русского языка "Род имён существительных" (9 класс, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дата проведения: 07.02.2024
Учитель: Язенина О.А.
Предмет: Русский язык
Класс: 9 (УО)
Обучающаяся: Дарья Б.
Урок №: 107
Тема урока: «Род имён существительных».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организация деятельности по формированию знаний о роде имён существительных.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных, познакомить со способом определения рода имён существительных, отрабатывать навыки правильного определения рода существительных.
Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, вырабатывать внимательность и наблюдательность, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, мотивировать стремление учиться.
Планируемые результаты:
Предметные: применение на практике знаний о трёх родах имён существительных, отработка навыков определения и различения рода имён существительных, умение приводить примеры существительных мужского, женского и среднего рода.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке, признавать важность обучения и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели урока, проговариваривание последовательности действий на уроке без помощи учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: выполнение заданий, поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках; применение имеющихся знания по теме в новых видах работы.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения и объяснять свои действия, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и сотрудничеству с бабушкой и учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет,
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающейся | Формируемые базовые учебные действия (БУД) | |||||||
1. Организаци- онный момент (0,5 мин.) Цель: эмоциональный настрой на урок. | Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок. - Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! | Приветствует учителя. | Р: формирование навыка самоорганизации. К: формирование умения слушать и слышать, приветствовать. Л: выражение положительного отношения к учителю, к началу урока. | |||||||
2. Мотивация учебной деятельности (0,5 мин.) Цель: настрой на учебную деятельность | Настраивает обучающуюся на учебную деятельность. - 8 февраля отмечается День российской науки. - И сегодняшний урок я посвящаю именно этому событию. Давай поэкспериментируем. Для эксперимента нам нужен прозрачный стакан с водой и лист бумаги.
- Веришь ли ты, что, если я накрою стакан с водой листком бумаги, а потом переверну стакан вверх тормашками, вода из него не выльется? - Права ты или нет, узнаем в конце урока. Я обязательно покажу эксперимент и его результат. | Отвечает на вопрос учителя, предполагая результат эксперимента. | Р: нацеливание на успешную деятельность. К: формирование умения слушать и слышать. Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. | |||||||
3. Постановка цели и задач. Планирование деятельности на уроке (4 мин.) Цель: создание условий для формулирования обучающейся цели, задач урока, планирования деятельности на уроке | Создаёт условия для формулирования обучающейся темы, цели и задач урока и определения плана действий на уроке. Задание 1. - Рассмотри картинку. - Что ты видишь? (Дерево, на котором растут яблоки, груши и бананы) - Можно ли, на самом деле, увидеть такое дерево? (Нет) - Почему? (На одном дереве не могут расти и яблоки, и груши, и бананы. Каждый плод растёт на своём дереве) ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ - К какой части речи относятся слова “яблоко”, “груша”, “банан”? (К именам существительным) - Давай вспомним с тобой всё, что мы уже изучили про имя существительное. Для этого поиграем в игру “ДаНетка”. Я тебе предлагаю высказывание, а ты говоришь: “Да” или “Нет”.
- Ты уже много знаешь грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё. В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Сегодня мы с тобой должны раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. Прояви смекалку и реши данный пример - разгадай ребус. шаР + зОнт + Душ = - Что получилось? (Род) - Предположи тему сегодняшнего урока. (Род существительных) - Давай ещё раз вернёмся к нашему чудо-дереву. Что растёт на дереве? (Яблоки, груши, бананы) ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ - Эти существительные использованы в единственном или во множественном числе? (Во множественном) - А как будут звучать эти имена существительные в единственном числе? (Яблоко, груша, банан) ЯБЛОКО, ГРУША, БАНАН - Определи род этих имён существительных. - Почему не получилось выполнить задание? (Потому что нет знаний) - Эти знания ты получишь сегодня на уроке. А что мы должны будем узнать про род существительных и чему научиться на уроке? (Узнать, какой род бывает у имён существительных и научиться определять их род) - По какому плану мы с тобой будем работать на уроке? (Сначала узнаем новое, потом выполним задания, в конце подведём итоги урока) | Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке. | Р: постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий. П: постановка и решение проблемы. К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. | |||||||
4. Актуализация знаний (7 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Задание 2. - Рассмотри картинки.
- Что или кто на них изображён? (Бабушка, кукла) - Прочитай слова. (Бабушка, кукла) - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) - Если кукла принадлежит тебе, то как ты ответишь на вопрос: чья кукла? (Она моя) - Рядом с тобой сидит бабушка. Как ты ответишь на вопрос: чья бабушка? (Она моя) - “Она моя” - так обращаются к женщине или к мужчине? (К женщине) - Значит, про существительные ”бабушка, кукла” можно сказать, что это имена существительные женского рода. Например: БУЛКА, БЕРЁЗА, ЛИСА. ОНА МОЯ - Булка - она моя, женский род, берёза - она моя, женский род, лиса - она моя, женский род. Давай проверим, как ты поняла. Приведи свои примеры имён существительных женского рода. Задание 3. - Продолжим изучать род существительных. ДЕДУШКА ШАРИК - Прочитай слова под картинками. (Дедушка, шарик) - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) - Если дедушка твой, то как ты ответишь на вопрос: чей дедушка? (Он мой) - Если шарик принадлежит тебе, то как ты ответишь на вопрос: чей гриб? (Он мой) ОН МОЙ - “Он мой” - так обращаются к женщине или к мужчине? (К мужчине) - Значит, про существительные ”дедушка, шарик” можно сказать, что это имена существительные какого рода? (Мужского) - Он мой: ДОМ, ГРИБ, КОМПЬЮТЕР. - Дом - он мой, мужской род, гриб - он мой, мужской род, компьютер - он мой, мужской род. Приведи пример имён существительных мужского рода. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше. К: умение слушать и говорить, строить полные предложения, ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||
5. Физкультми- нутка (1 мин.) Цель: снятие напряжения и настрой на продолжение работы на уроке | Предлагает отдохнуть. - Ты, наверное, устала… Ну тогда мы отдохнём. И гимнастику для шеи Мы с тобою проведём. - Я предлагаю поиграть в игру “Молчанка”. Я буду называть имена существительные. Если существительное женского рода, ты наклоняешь голову вперёд, если мужского рода – влево, среднего – вправо. Слушай внимательно: мама, стол, окно, ягода, кино, конь, яблоко, карандаш, птичка. | Выполняет наклоны головой в стороны. | ||||||||
6. Актуализация знаний (продолжение работы) (4 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний | Проверяет уровень понимания материала. Задание 4. - Нам осталось познакомиться с третьим родом существительных. Что ты видишь на картинке? (Небо, облако) НЕБО ОБЛАКО - Прочитай слова под картинками. (Небо, облако) - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) - Как можно сказать про небо? (Оно моё) - Как можно сказать про облако? (Оно моё) ОНО МОЁ - “Оно моё” - так обращаются к женщине или к мужчине? (Ни к кому так не обращаются) - Существительные ”небо, облако” и все другие существительные, про которые можно сказать “оно моё”, это имена существительные среднего рода. Например: КИНО, ЛИЦО, ОЗЕРО. - Кино - оно моё, средний род, лицо - оно моё, средний род, озеро - оно моё, средний род. Приведи пример имён существительных среднего рода. Задание 5. - Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из родов.
- На письме род сокращаяю так: Ж.Р. М.Р. СР.Р. - Как же правильно определить род имени существительного? Называем слово и подставляем к нему слова-помощники. Если мы можем сказать “он мой”, значит, это существительное мужского рода, если можем сказать “она моя”, значит, существительное женского рода, если мы говорим “оно моё”, значит, это существительное среднего рода.
| Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||
7. Первичное усвоение новых знаний (3 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму | Проверяет уровень усвоения нового материала. Задание 6. - Давай проверим, как ты поняла новую тему и сможешь ли отличить имена существительные одного рода от другого. - Тебе надо будет распределить сладости по трём тарелкам в зависимости от того, к какому роду относятся существительные, обозначающие эти сладости. | Выполняет задание, строит высказывания с опорой на полученные по теме знания. | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. | |||||||
8. Первичная проверка понимания (3 мин.) Цель: установка правильности и осознанности изученного материала | Проверяет уровень понимания нового материала. Задание 7. - Давай вернёмся к самому первому заданию. ЯБЛОКО, ГРУША, БАНАН - Определи род этих имён существительных. (Яблоко - ср.р, груша - ж.р., банан - м.р.) | Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом, контролировать процесс и результаты своей деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника- ции; построение логичес- кой цепи рассуждений. Л: оценивание усваиваемого содержания. | ||||||||
9. Подведение итогов урока, оценка работы (7 мин.) Цель: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, оценка достижения цели урока | Создаёт условия для подведения итогов урока и оценивания работы. - Что нового ты узнала об имени существительном? (Узнала, что у имени существительного можно определить род и как определять род) - Как мы определяли род существительных? (Подставляли слово-помощник и по нему определяли род) - Какова была цель нашего урока? (Узнать, какой род бывает у имён существительных и научиться определять их род) - Получился ли урок, каким мы его задумали? Выполнили ли мы цель урока? (Да) - Мы, действительно, познакомились с новым признаком имён существительных и научились правильно определять их род. Каким образом ты сможешь использовать в жизни знания, полученные на уроке? (Смогу грамотно строить предложения, красиво и правильно формулировать свои мысли) - Эти знания нужны для того, чтобы грамотно составлять словосочетания и предложения. Об этом мы более подробно поговорим на следующих уроках. Довольна ли ты своей работой на уроке? - Оцени свою работу на уроке. Для этого выбери соответствующую колбу.
- Какую оценку ты себе поставишь? - Ты сегодня отлично поработала на уроке, выполнила все задания. Поэтому я ставлю тебе “__”. Теперь я могу показать тебе результат эксперимента. Эксперимент со стаканом воды и листком бумаги: Наполненный водой стакан накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат. - Вот такой эксперимент ты сама сможешь провести вместе с мамой или бабушкой в домашних условиях. А для того, чтобы легче было его повторить, я прилагаю видео. - Желаю удачи в экспериментировании. А сегодняшний урок закончен. До встречи на следующем уроке! | Отвечает на вопросы, соотносит поставленные учебные задачи и результат урока, оценивает свою работу на уроке. | Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности, владение монологической и диалогической формами речи. Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности. |
Комментарии (15)
сменить сортировку![](/data/avatars/170560_1691876656.jpg)
Благодарю, Ольга Анатольевна, за отлично подобранный материал и профессионально оформленный!
![](/data/avatars/189497_1576533189.jpg)
Отредактировано 10-03-2024 22:41
![](/data/avatars/134441_1615184710.jpg)
![](/data/avatars/189497_1576533189.jpg)
![](/data/avatars/174551_1636740460.jpg)
![](/data/avatars/306297_1693484834.jpg)
![](/data/avatars/189497_1576533189.jpg)
К тренажёру я специально не давала общий доступ, чтобы не испортить его :-)
Отредактировано 11-03-2024 23:34
![](/data/avatars/306297_1693484834.jpg)
![](/data/avatars/189497_1576533189.jpg)
![](/data/avatars/164403_1586558525.jpg)