Конспект урока русского языка на тему «Род имён существительных» (9 класс, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дата проведения: 07.02.2024
Учитель: Язенина О.А.
Предмет: Русский язык
Класс: 9 (УО)
Обучающаяся: Дарья Б.
Урок №: 107
Тема урока: «Род имён существительных».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организация деятельности по формированию знаний о роде имён существительных.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных, познакомить со способом определения рода имён существительных, отрабатывать навыки правильного определения рода существительных.
Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, вырабатывать внимательность и наблюдательность, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, мотивировать стремление учиться.
Планируемые результаты:
Предметные: применение на практике знаний о трёх родах имён существительных, отработка навыков определения и различения рода имён существительных, умение приводить примеры существительных мужского, женского и среднего рода.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке, признавать важность обучения и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели урока, проговариваривание последовательности действий на уроке без помощи учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: выполнение заданий, поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках; применение имеющихся знания по теме в новых видах работы.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения и объяснять свои действия, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и сотрудничеству с бабушкой и учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь, Тренажёр "Род имён существительных", стакан с водой и лист бумаги, Видео "Эксперимент со стаканом воды и листом бумаги".
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающейся |
Формируемые базовые учебные действия (БУД) |
|||||||
1. Организаци- онный момент (0,5 мин.) Цель: эмоциональный настрой на урок. |
Приветствует обучающуюся и её бабушку, настраивает на урок. - Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! |
Приветствует учителя. |
Р: формирование навыка самоорганизации. К: формирование умения слушать и слышать, приветствовать. Л: выражение положительного отношения к учителю, к началу урока. |
|||||||
2. Мотивация учебной деятельности (0,5 мин.) Цель: настрой на учебную деятельность |
Настраивает обучающуюся на учебную деятельность. - 8 февраля отмечается День российской науки.
- И сегодняшний урок я посвящаю именно этому событию. Давай поэкспериментируем. Для эксперимента нам нужен прозрачный стакан с водой и лист бумаги.
- Веришь ли ты, что, если я накрою стакан с водой листком бумаги, а потом переверну стакан вверх тормашками, вода из него не выльется? - Права ты или нет, узнаем в конце урока. Я обязательно покажу эксперимент и его результат. |
Отвечает на вопрос учителя, предполагая результат эксперимента. |
Р: нацеливание на успешную деятельность. К: формирование умения слушать и слышать. Л: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. |
|||||||
3. Постановка цели и задач. Планирование деятельности на уроке (4 мин.) Цель: создание условий для формулирования обучающейся цели, задач урока, планирования деятельности на уроке |
Создаёт условия для формулирования обучающейся темы, цели и задач урока и определения плана действий на уроке. Задание 1. - Рассмотри картинку.
- Что ты видишь? (Дерево, на котором растут яблоки, груши и бананы) - Можно ли, на самом деле, увидеть такое дерево? (Нет) - Почему? (На одном дереве не могут расти и яблоки, и груши, и бананы. Каждый плод растёт на своём дереве) ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ - К какой части речи относятся слова “яблоко”, “груша”, “банан”? (К именам существительным) - Давай вспомним с тобой всё, что мы уже изучили про имя существительное. Для этого поиграем в игру “ДаНетка”. Я тебе предлагаю высказывание, а ты говоришь: “Да” или “Нет”.
- Ты уже много знаешь грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё. В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Сегодня мы с тобой должны раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. Прояви смекалку и реши данный пример - разгадай ребус. шаР + зОнт + Душ = - Что получилось? (Род) - Предположи тему сегодняшнего урока. (Род существительных) - Давай ещё раз вернёмся к нашему чудо-дереву. Что растёт на дереве? (Яблоки, груши, бананы)
ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ - Эти существительные использованы в единственном или во множественном числе? (Во множественном) - А как будут звучать эти имена существительные в единственном числе? (Яблоко, груша, банан) ЯБЛОКО, ГРУША, БАНАН - Определи род этих имён существительных. - Почему не получилось выполнить задание? (Потому что нет знаний) - Эти знания ты получишь сегодня на уроке. А что мы должны будем узнать про род существительных и чему научиться на уроке? (Узнать, какой род бывает у имён существительных и научиться определять их род) - По какому плану мы с тобой будем работать на уроке? (Сначала узнаем новое, потом выполним задания, в конце подведём итоги урока) |
Отвечает на вопросы учителя, формулирует тему, цель и задачи урока, планирует работу на уроке. |
Р: постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, составление последовательности действий. П: постановка и решение проблемы. К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
|||||||
4. Актуализация знаний (7 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний |
Организует деятельность по актуализации знаний, предлагает задания. Задание 2. - Рассмотри картинки. БАБУШКА КУКЛА - Что или кто на них изображён? (Бабушка, кукла) - Прочитай слова. (Бабушка, кукла) - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) - Если кукла принадлежит тебе, то как ты ответишь на вопрос: чья кукла? (Она моя) - Рядом с тобой сидит бабушка. Как ты ответишь на вопрос: чья бабушка? (Она моя) - “Она моя” - так обращаются к женщине или к мужчине? (К женщине) - Значит, про существительные ”бабушка, кукла” можно сказать, что это имена существительные женского рода. Например: БУЛКА, БЕРЁЗА, ЛИСА. ОНА МОЯ - Булка - она моя, женский род, берёза - она моя, женский род, лиса - она моя, женский род. Давай проверим, как ты поняла. Приведи свои примеры имён существительных женского рода. Задание 3. - Продолжим изучать род существительных.
ДЕДУШКА ШАРИК - Прочитай слова под картинками. (Дедушка, шарик) - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) - Если дедушка твой, то как ты ответишь на вопрос: чей дедушка? (Он мой) - Если шарик принадлежит тебе, то как ты ответишь на вопрос: чей гриб? (Он мой) ОН МОЙ - “Он мой” - так обращаются к женщине или к мужчине? (К мужчине) - Значит, про существительные ”дедушка, шарик” можно сказать, что это имена существительные какого рода? (Мужского) - Он мой: ДОМ, ГРИБ, КОМПЬЮТЕР. - Дом - он мой, мужской род, гриб - он мой, мужской род, компьютер - он мой, мужской род. Приведи пример имён существительных мужского рода. |
Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; обобщение и классификация по признакам, проявление желания узнать больше. К: умение слушать и говорить, строить полные предложения, ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
|||||||
5. Физкультми- нутка (1 мин.) Цель: снятие напряжения и настрой на продолжение работы на уроке |
Предлагает отдохнуть. - Ты, наверное, устала… Ну тогда мы отдохнём. И гимнастику для шеи Мы с тобою проведём. - Я предлагаю поиграть в игру “Молчанка”. Я буду называть имена существительные. Если существительное женского рода, ты наклоняешь голову вперёд, если мужского рода – влево, среднего – вправо. Слушай внимательно: мама, стол, окно, ягода, кино, конь, яблоко, карандаш, птичка. |
Выполняет наклоны головой в стороны. |
||||||||
6. Актуализация знаний (продолжение работы) (4 мин.) Цель: создание условий для воспроизведения обучающейся знаний, умений и навыков, необходимых для открытия новых знаний |
Проверяет уровень понимания материала. Задание 4. - Нам осталось познакомиться с третьим родом существительных. Что ты видишь на картинке? (Небо, облако)
НЕБО ОБЛАКО - Прочитай слова под картинками. (Небо, облако) - К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) - Как можно сказать про небо? (Оно моё) - Как можно сказать про облако? (Оно моё) ОНО МОЁ - “Оно моё” - так обращаются к женщине или к мужчине? (Ни к кому так не обращаются) - Существительные ”небо, облако” и все другие существительные, про которые можно сказать “оно моё”, это имена существительные среднего рода. Например: КИНО, ЛИЦО, ОЗЕРО. - Кино - оно моё, средний род, лицо - оно моё, средний род, озеро - оно моё, средний род. Приведи пример имён существительных среднего рода. Задание 5. - Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из родов.
- На письме род сокращаяю так: Ж.Р. М.Р. СР.Р. - Как же правильно определить род имени существительного? Называем слово и подставляем к нему слова-помощники. Если мы можем сказать “он мой”, значит, это существительное мужского рода, если можем сказать “она моя”, значит, существительное женского рода, если мы говорим “оно моё”, значит, это существительное среднего рода.
|
Выполняет задание, отвечает на вопросы, строит высказывания с опорой на наглядность и вопросы учителя. |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний. П: выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи. Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
|||||||
7. Первичное усвоение новых знаний (3 мин.) Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний и умений работать по алгоритму |
Проверяет уровень усвоения нового материала. Задание 6. - Давай проверим, как ты поняла новую тему и сможешь ли отличить имена существительные одного рода от другого. Тренажёр "Род имён существительных"
- Тебе надо будет распределить сладости по трём тарелкам в зависимости от того, к какому роду относятся существительные, обозначающие эти сладости. |
Выполняет задание, строит высказывания с опорой на полученные по теме знания. |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе имеющихся по теме знаний, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение логической цепи рассуждений Л: выражение положительного отношения к процессу познания. |
|||||||
8. Первичная проверка понимания (3 мин.) Цель: установка правильности и осознанности изученного материала |
Проверяет уровень понимания нового материала. Задание 7. - Давай вернёмся к самому первому заданию.
ЯБЛОКО, ГРУША, БАНАН - Определи род этих имён существительных. (Яблоко - ср.р, груша - ж.р., банан - м.р.) |
Р: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с новым материалом, контролировать процесс и результаты своей деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.. П: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез, обобщение и классификация по признакам. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника- ции; построение логичес- кой цепи рассуждений. Л: оценивание усваиваемого содержания. |
||||||||
9. Подведение итогов урока, оценка работы (7 мин.) Цель: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, оценка достижения цели урока |
Создаёт условия для подведения итогов урока и оценивания работы. - Что нового ты узнала об имени существительном? (Узнала, что у имени существительного можно определить род и как определять род) - Как мы определяли род существительных? (Подставляли слово-помощник и по нему определяли род) - Какова была цель нашего урока? (Узнать, какой род бывает у имён существительных и научиться определять их род) - Получился ли урок, каким мы его задумали? Выполнили ли мы цель урока? (Да) - Мы, действительно, познакомились с новым признаком имён существительных и научились правильно определять их род. Каким образом ты сможешь использовать в жизни знания, полученные на уроке? (Смогу грамотно строить предложения, красиво и правильно формулировать свои мысли) - Эти знания нужны для того, чтобы грамотно составлять словосочетания и предложения. Об этом мы более подробно поговорим на следующих уроках. Довольна ли ты своей работой на уроке? - Оцени свою работу на уроке. Для этого выбери соответствующую колбу. Поняла материал урока, могу применять полученные знания на практике. Не во всём разобралась, поэтому допускала ошибки. Материал урока казался очень сложным, поэтому плохо поняла и задания выполнила с множеством ошибок. - Какую оценку ты себе поставишь? - Ты сегодня отлично поработала на уроке, выполнила все задания. Поэтому я ставлю тебе “__”. Теперь я могу показать тебе результат эксперимента.
Эксперимент со стаканом воды и листком бумаги: Наполненный водой стакан накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат. - Вот такой эксперимент ты сама сможешь провести вместе с мамой или бабушкой в домашних условиях. А для того, чтобы легче было его повторить, я прилагаю видео. - Желаю удачи в экспериментировании. А сегодняшний урок закончен. До встречи на следующем уроке! |
Отвечает на вопросы, соотносит поставленные учебные задачи и результат урока, оценивает свою работу на уроке.
|
Р: выделение и осознание того, что усвоено за урок. П: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К: умение строить продуктивное взаимодействие с учителем, проявлять активность в деятельности, владение монологической и диалогической формами речи. Л: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степени самостоятельности. |
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Язенина Ольга Анатольевна