Урок с использованием интерактивных методов и приемов обучения «Имя существительное»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
с использованием интерактивных методов и приемов обучения
Разработала студентка 3 курса, группа НК16,
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Тема: Имя существительное
Цель: закрепление знаний обучающихся по разделу «Имя существительное»
Задачи:
формирование положительного отношения к изучению русского языка;
формирование стремления к приобретению знаний;
развитие речи, мышления, любознательности, коммуникативных навыков.
Формируемые УУД:
Предметные: сформировать умение находить в предложениях имена существительные; определять род, склонение, число имен существительных, обосновывать свое мнение.
Метапредметные:
коммуникативные УУД: учиться оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и слышать других, задавать вопросы.
регулятивные УУД: учиться самостоятельно определять цели своей деятельности, работать по плану, определять степени успешности своей работы;
личностные результаты: учиться осознавать свои эмоции и эмоции других людей, воспринимать красоту художественного слова;
Оборудование: карточки для работы в группе, 2 конверта с заданиями, призы для поощрения участников игры и награждения победителей: грамоты за 1 и 2 места; мультимедийная презентация, компьютер.
Методы и приёмы:
словесные: рассказ учителя, беседа, загадки;
интерактивные: работа в малой группе, игра;
практические: кроссворд, филворд.
Форма проведения: игра «Умницы и Умники».
Тип урока: закрепление знаний.
Пояснительная записка
Программа: «Перспектива».
Учебник: Русский язык. 3 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
Класс: 3.
Урок проводится в форме игры. Он формирует положительное отношение к изучению русского языка, ведь у детей в младшем школьном возрасте преобладает игровой вид деятельности. Поэтому учащиеся с нетерпением ждут подобных уроков и с удовольствием принимают в них участие.
В данный урок включены такие интерактивные методы, как работа в малых группах, мозговой штурм, элементы дискуссии.
План урока:
1. Организационный момент. (1-2 мин).
Приветствие детей, создание эмоциональной атмосферы на уроке, знакомство детей с правилами игры, деление на команды.
2. Сообщение темы урока. (5 мин).
Поиск темы урока через отгадывание филворда. Объяснение правил игры.
3. Игра. (35 мин).
Выполнение детьми заданий, предложенных сказочными героями. Закрепление уже полученных и получение новых знаний.
1 раунд – распределение имен существительных по родам через слово «известность».
2 раунд – определение падежа имён существительных в пословицах.
3 раунд – составление предложений из заданных слов и нахождение всех частей речи.
4 раунд – ответы на вопросы по теме «Имя существительное».
5 раунд – изменение имен существительных м. р., чтобы получились имена существительные ж. р.
6 раунд – отгадывание кроссворда.
4. Итог урока. Рефлексия. (3 мин).
Подведение итога урока. Анализ работы, проделанной на уроке. Произнесение баллов. Награждение победителей.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Наш урок сегодня будет необычным, интересным и увлекательным.
– Ребята, а Вы любите сказки? Поднимите руку те, кто любит.
– Отлично! Сегодня к нам на урок придут герои любимых сказок со своими заданиями. Я предлагаю Вам поиграть с ними и доказать, что мы знаем русский язык на отлично. Итак, наша игра «Умницы и Умники» начинается. У нас играет 2 команды против героев сказок.
– Первая команда – «Умники», а вторая – «Умницы».
2. Сообщение темы урока.
– Отгадайте тему нашего урока. Для этого вам надо прочитать слова в филворде и назвать, что объединяет эти слова.
( Командам раздаются конверты с карточками).
Ч Д М К О Д
И Е Е О Н О
С Р Т Ж Ч Р
Л П Е А Е
О П А Д НИ
( Число, предмет, падеж, окончание, род)
– Что объединяет эти слова?
(Они относятся к имени существительному)
– Назовите тему урока.
(Имя существительное)
– Наши соперники – герои сказок. У них много заданий для Вас. Команда, которая первой справится с заданием, должна поднять синий флажок, чётко ответить на заданный вопрос. Остальные внимательно слушают и проверяют, верный ли ответ. Если команда допускает ошибку, то результат не засчитывается. За правильный ответ даётся 3 балла. Если другая команда дополняет ответ, то её даётся 1 балл.
В качестве жюри выступлю я.
1 раунд.
– Ваша задача отгадать, кто Ваш противник в 1 раунде.
– Найдите слово в последовательности букв и прочитайте его.
( На экране представлен слайд с буквами)
ААМЛЛАННЛЬССВИТТНУУА
(Мальвина- изображение на слайде)
Её задание:
– Вам дано слово «ИЗВЕСТНОСТЬ». Составьте как можно больше имен существительных из этого слова. Распределите их по родам. На это вам дается 5 минут. Кто найдёт больше имен существительных, тот и победит.
М.Р. |
Ж.Р. |
С.Р. |
Тон Вес Воин Вес Нос Енот Зонт Ответ Звон Винт |
Синь Нить Сеть Тень Весть |
Сено Вино Сито Звено |
2 раунд.
– Против Вас играет герой сказки А.Н.Толстого. Отгадайте загадку и назовите его имя.
– Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это?
( Буратино - изображение на слайде).
Его задание:
– Соберите пословицы и определите падеж имен существительных.
Делу время, там и счастье.
Терпенье и труд, а потехе час.
Где трут, всё перетрут.
( Делу время, а потехе час.
Терпенье и труд всё претрут.
Где труд, там и счастье.)
– Какая тема их объединяет?
( Труд).
– Какие ещё пословицы и поговорки о труде Вы знаете?
3 раунд.
– Имя следующего нашего героя Вы узнаете из загадки.
– Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки.
Он и вправду много знает
И девчат не обижает.
( Знайка – изображение на слайде).
Его задание:
– Составьте 2 предложения, используя как можно больше слов. Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Слова: почки, ручьи набухать, птицы, журчать, петь, просыпаться, природа.
4 раунд.
– Теперь Вашим заданием будет ответить на вопросы Красной Шапочки. Приглашаются капитаны обеих команд. За каждый правильный ответ 1 балл. Ответы принимаются только по поднятой руке.
– Каким членом предложения является имя существительное в И.п.?
– Как отличить имена существительные в И.п. от имен существительных в В.п.?
– Как изменяются имена существительные?
– Какой падеж не может обойтись без предлогов?
– Как определить склонение существительных?
Физминутка:
– Мы уже знаем, что имена существительные бываю 3х родов: м.р., ж.р., ср.р. Определите род имен существительных. Если существительное ж.р. – хлопайте в ладоши м.р. – топайте ногами, ср.р. – приседате.
Слова: снег, лень, птица, солнце, тюльпан, серебро, мышь, ученик, брошюра, малина, тень, варенье, тюль, жалюзи(род не определяется), пальто.
5 раунд.
– Отгадайте загадку.
– Сидит длинноволосая девица
В своей просторной светлице,
По земле не ходит,
А под водой пляски заводит,
Да чешуйчатым хвостом волны наводит.
(Русалочка – изображение на слайде).
Её задание:
– К каждому слову м.р. добавьте только 1 букву и получите слово ж.р. За каждое правильное слово 1 балл.
Мел – ____________(Мель)
Полк – ___________(Полка)
Вол – ____________(Воля)
Гость – ___________(Горсть).
6 раунд.
– Против команд играет Кот Матроскин. Он приготовил кроссворд. Впишите имена существительные и прочитайте слово. За каждое угаданное слово 1 балл.
1.Рыжий зверёк, живет в дупле, ловко скачет по веткам.(белка)
2. Оно умоет чисто и нас, и трубочиста.(мыло)
3. Красивые движения под музыку. (танец)
4. Самое жаркое время года. (лето)
5. Ласково сияет, всех нас согревает. (солнце)
3. Итог урока. Рефлексия.
– Наш урок – игра закончена. Оцените свою работу по системе светофор.
Подсчёт баллов, награждение победителей.
– Удачи Вам! До новых встреч в нашем клубе знатоков русского языка.