Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы
Терских Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Опытненская СОШ» Усть-Абаканский район
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
То, что я чувствую, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Конфуций
Современные социально-экономические условия России определяют необходимость подготовки квалифицированных кадров, предъявляют требования не только к самому человеку, но и к процессу обучения, делая его все более информационно насыщенным. Изменения затрагивают и парадигму коммуникативных форм образовательного процесса: преподаватель - обучающийся, где постепенно снижается роль педагога – транслятора идей, при этом весьма продуктивной становится форма открытой многосторонней коммуникации, в ходе которой обучающиеся привносят свои знания, обсуждают предмет, явление с различных сторон, совместно занимаются поиском истины, выполняют разнообразные творческие задания интерактивного плана. Нельзя не согласиться с мнением авторов методического пособия «Эффективный урок в мультимедийной среде» Аставацатурова Г.О., Кочегаровой Л.В.: «Успешным будет то занятие, где имеется обратная связь с учащимися, возможность гибкого и оперативного перестроения моделей учебных эпизодов обеспечивается прежде всего интерактивными приемами и техниками (интерактивность–понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами)» [1.с.3].
Упомянутая выше диалогичность обучения в русле компетентностного подхода в образовательном процессе является приоритетной задачей в ходе разработки плана учебного занятия. Она достигается при применении интерактивных методов обучения. Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) [2.с.5]. Учебный процесс при этом становится единым, творческим, эмоционально и духовно единым. Личный опыт школьника становится источником учебного знания, педагог при этом не дает готовых знаний, а лишь выполняет функции помощника, наблюдателя.
Отметим тот факт, что современный урок в русле ФГОС как единица учебного процесса может включать элементы интерактива, либо представлять целостную форму интерактивного обучения. Использование интерактивных заданий на уроках литературы способствует развитию критического мышления обучающихся, повышению читательской и языковой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала, личной учебной деятельности, воспитанию уважительного отношения к мнению других, развитию культуры полемики, креативности и самопрезентации.
Весьма продуктивными методами, формами, средствами интерактивного обучения в средней школе на уроках литературы, на наш взгляд, являются дебаты, дискуссия, интервью (с писателем, поэтом, литературным героем), коллоквиум, ролевая игра, мозговой штурм, уроки - квесты. При их проведении учителю необходимо соблюдать обязательные условия рабочего процесса: в работу включаются все участники; их численность не должна быть слишком большой; необходимо позаботиться о помещении, чтобы в нем комфортно работалось как в малых, так и в больших группах; четко закрепить регламент и процедуры (например, все выслушивают различные мнения, не перебивая, терпимо относясь к полярным точкам зрения); внимательно отнестись к делению на группы, сначала желательно его организовать на принципе добровольности, затем уместно пользоваться случайным выбором.
Не следует также забывать и о рефлексии, ведь она дает возможность понять, как учителю, так и обучающимся, чему они научились, вспомнить и оценить личный уровень понимания и усвоения учебного материала, а также сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других ребят. Этап может осуществляться в разных формах: в виде индивидуальной работы, парной, групповой, дискуссии, в письменной и устной формах.
Рассмотрим каждую форму проведения занятий поподробнее.
Дебаты представляют собой четко организованный обмен мнениями, как школьников, так и критиков, цель которых – убедить слушателей в правоте собственной позиции, например: «Нужны ли романтики сегодня?», «Приносит ли любовь счастье в жизнь?», «Нужны ли России Базаровы?». Элементы дебатов можно вводить с 5 класса, изучая пословицы и поговорки. В старших классах темами могут послужить вопросы тематических блоков итогового декабрьского сочинения по литературе.
Дискуссия – разновидность коллективного спора, целью которого является достижение определенного решения, с которым согласятся все участники. Примерные темы: «А стоит ли жить, не сопротивляясь? (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»), «Умен ли Чацкий?», «Почему Герасим не ослушался приказа барыни?» и т.п.
Подготовка и проведение интервью с обучающимся в роли писателя, поэта, литературного критика, лирического героя позволит школьникам тщательно изучить моменты биографии, творческой деятельности, идейных позиций изучаемых лиц, а также закрепить навыки составления корректных вопросов, ведения диалога.
Коллокквиум представляет собой учебно-теоретическое занятие, в ходе которого обсуждаются заранее известные проблемы, ситуации, в форме дискуссии обучающийся учится аргументировано доказывать свою точку зрения. Может также использоваться как форма промежуточного контроля. Весьма интересными темами для ребят будут: «Тема времен года у А.С. Пушкина», «Жанр молитвы у русских поэтов 19-20 вв.», «Личность писателя В.М. Шукшина и его программный рассказ «Срезал».
Ролевая игра предполагает разыгрывание сценки с заранее известными ролями в интересах овладения эмоциональной стороны повествования, это может быть, как «Пушкинский салон» с участием А.С. Пушкина, его близких друзей, так и сцена из произведения, например, появление Луки в ночлежке у М. Горького, либо встреча чеховских героев, Толстого и Тонкого на вокзале.
Мозговой штурм – способ генерации любых идей, их последующее развитие слушателями, при этом он не требует подготовки, способствует развитию фантазии и аналитического мышления. Например, учитель может предложить ребятам стихи разных размеров, чтобы те нашли закономерности их построения или просто задать вопрос: «Что общего у точки и пуантов?» и в дальнейшем речь пойдет о пуантилизме, живописи точками, разновидности импрессионизма.
Остановимся более детально на квесте как интерактивной форме проведения современного урока. Это проблемные задания, связанные с поиском информации, дат, событий, мест, особенно любимые детьми. Можно угадывать названия опер и их авторов, разработать собственный квест «Гоголь в Москве», поработать в лингвистической полиции, исправляя ошибки в сочинениях товарищей и т.д.
Отметим тот факт, что педагог может сам организовать веб-квест с применением Интернет-технологий при помощи интерактивных рабочих листов. На сегодняшний день идея создания интерактивных рабочих листов (авторы Л.В. Рождественская, М.В. Смирнова) весьма созвучна с тенденцией развития активной бинарной связи педагога и обучающихся. Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов [3].Овладение новым способом действия является целью работы с листом, а не запоминание или повторение конкретного учебного материала, поэтому важно наличие его электронного варианта. Работу можно организовать как в группах, так и индивидуально, в процессе урока или запланировать в качестве домашнего задания при наличии гаджетов и высокоскоростного интернета. Наиболее доступным, простым и быстрым для педагога является бесплатный сервис Quarkoder, с помощью которого можно закодировать любую информацию при помощи онлайн-генератора в виде ссылок на видео-, аудиофрагменты, презентацию, тестовое задание и т.п. QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрих-код (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне, посредством сканирования кода в специальной программе.
Приведем пример использования данного сервиса в качестве электронного листа для групповой работы на уроке литературы в 9 классе (ИРЛ можно распечатать в бумажном варианте).
Таблица 1
Задание | QR-код |
1.При помощи QR-кода рассмотрите иллюстрации известного российского художника И. Шаймарданова. Опишите, что показалось для вас необычным в изображении личности А.С. Пушкина. |
|
2.Разместите QR-коды ссылок на сайты, посвященные исследователям творчества А.С. Пушкина. | |
3.Напишите небольшое сочинение по плану, прочитав код, изображенный справа. |
|
4.Просмотрите видео ролик при помощи кода и ответьте на вопрос, согласны ли вы с утверждением А.Григорьева: «Пушкин – наше все», приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию. *Почему в ролике звучит песня «Калинка» композитора И.П. Ларионова? |
|
Сами задания можно создавать в Google-документе или воспользоваться готовыми в сети Интернет. Данные двухмерные штрих-коды можно использовать на любой ступени обучения, различном этапе урока, типе урочной деятельности, например, на стадии «вызова», зашифровав тему урока, после предварительного обсуждения с классом, на уроках-квестах, в ходе выполнения домашнего задания обучающийся может закодировать свой ответ.
Содержание учебного материала по литературе включает огромное количество различных видов знаний, что в значительной мере определяет сложность, многозначность понимания, усвоения школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность учетного материала – весьма перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, которые определяют успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств обучающегося.
Таким образом, использование разнообразных интерактивных технологий на уроках литературы эффективно как в школе, так и в вузовской практике, так как вносит, прежде всего, элемент новизны в структуру традиционного занятия, созвучно с процессом информатизации современной образовательной среды, вызывает интерес, к тому же обеспечивает познавательную активность обучающихся.
Библиографический список
Аставацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной среде//Директор школы. Педагогика. 2012. № 6.
Интерактивные формы, методы и средства обучения (методические рекомендации). – Ростов-на-Дону, 2013. 49 с.
Котельникова Н.Н. Интерактивные рабочие листы как новый способ познавательных действий детей на примере поиска весеннего пробуждения природы. URL: https://www.eduneo.ru/interaktivnye-rabochie-listy-kak-novyj-sposob-poznavatelnyx-dejstvij-detej-na-primere-poiska-vesennego-probuzhdeniya-prirody /(дата обращения 12.08.2019).