СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Точило Лариса Ивановна91
Россия, Ленинградская обл., Выборг
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
8

Статья «Интерактивные приемы и методы обучения»

«Интерактивные методы и приемы обучения»

В нас Раздел № 1

«Актуальность выбранной темы»

Кто не хочет знать английский язык? Я думаю, не найдется человека, отрицательно отвечающего на этот вопрос. Без знания английского языка невозможно путешествовать, познавать культуру других народов, иметь престижную работу...

Но при изучении иностранного языка возникает множество проблем.

Одна из них, по моему мнению, проблема в обучении говорению. Практика показывает, что очень часто ученик испытывает так называемый «языковой барьер».

Как показывает собственный опыт преподавания, не всегда удается добиться результатов в говорении, используя традиционные методы и формы работы. Необходимо взаимодействие всех участников процесса. Интерактивные методы и приемы отвечают этим требованиям. Практика показывает что внедрение таких методов позволяет за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний. С помощью этих методов создаются возможности для раскрытия личного потенциала каждого ученика. Они позволяют научить школьника практически использовать знания иностранного языка.

Так же данные методы помогают разнообразить учебную деятельность, и способствуют повышению мотивации к обучению.

Но чтобы добиться всех этих результатов, учителю необходимо организовать учебный процесс с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося.

Раздел №2

« Виды методов и приемов и их применение на практике» 

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик», «ученик = ученик», «ученик = класс», «группа = группа». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя

друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

* научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

* научить работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

* научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.


 

Классификация методов обучения и их практическое применение.

Методы классифицируют по разным признакам:

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

В рамках ФГОС предполагается использование следующих интерактивных методов:

* Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

* Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

* Кейс-метод». Ученикам предлагается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения и выбрать лучшие из возможных решений.

* Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

* Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками.

* Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

В процессе обучения педагог может выбирать как один метод (или прием), и/или использовать комбинацию нескольких. Каждый метод обучения содержит в себе набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.


 

Существует множество приемов обучения, применяемых на современном уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.


 

1. «Мозговой штурм»

Хороший прием для поиска новых идей. Повышает активность школьников на уроке, так как в работу включаются все ученики. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Этот прием хорош тем, что его можно применять на многих этапах урока. «Мозгового штурма» достаточно много разновидностей: обратный, теневой, индивидуальный, на доске, челночный, комбинированный, визуальный, в стиле «соло» и.т.д

«Обратный» мозговой штурм» используется чаще в ходе выполнения работы по систематизации материала или в работе над ошибками. Главные задачи «обратного мозгового штурма» : найти ошибки и попытаться их устранить.

«Комбинированный мозговой штурм» это сочетание прямого и обратного. Хорошо применять для анализа какой-нибудь выполненной работы, выявления ее недостатков..

«Индивидуальный мозговой штурм» можно применять в качестве домашнего задания, когда ученику предлагается самостоятельно дома (можно в течение нескольких дней) продумать варианты ответа (выхода из какой-нибудь ситуации) и предложить свои идеи на уроке.

«Мозговой штурм на доске» лучше всего подходит для начального этапа урока в качестве целеполагания. Здесь есть возможность высказаться каждому ученику, а учитель может все зафиксировать на доске и в ходе урока, для закрепления материала можно работать с этими идеями.

«Соло» применяется в ходе всей работы над какой-нибудь темой (проблемой), когда ученики собирают свои идеи, фиксируют их в тетради или специальных карточках. Начать работать с этим видом «штурма» можно с самого начала темы, а в конце темы обсудить результаты.

Эти приемы можно использовать в разных формах работе, и как показывает практика,

учащимся интересно работать, применяя эти приемы на практике.

2. «Снежный ком»

Данный прием можно использовать для формирования навыков устной речи и для формирования и активизации лексико-грамматического материалов. «Нарастание снежного кома может проходить по двум линиям» - с наращиванием лексики и/ или грамматики. Этот прием хорош тем, что с ним сочетается очень много тем (книги, характер, внешность, отношения и.т.д)

Например, при изучении темы «Мass media” (books) можно использовать такой вариант: I like reading books ~ I like reading electronic books~ I like reading e-books because they are easy to use ~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable, which is really important to me....

3. «Кластер»-

Это графическая форма организации информации когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Также можно изобразить это прием в виде «грозди». Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Этот прием хорошо использовать для решения какой-то проблемы на этапе закрепления материала при систематизации (повторения), при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при контроле.

Рассмотрим несколько тем, где можно воспользоваться этим приемом. В 9 классе изучается тема «Страны. Великобритания, США и Россия». Для активизации ЛЕ и систематизации материала можно воспользоваться этим «кластером».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В 7 классе много времени отводится изучению темы « Teens problems”. Основные пункты этой темы для обсуждения тоже можно оформить в виде кластера, затем используя еще и другие приемы, обсудить проблемы и способы их решения.


 


 


 

Этот прием помогает учителю отслеживать уровень владения материалом, способствует получению опыта работы в группе, помогает найти связи между понятиями. Следует отметить, что это прием хорош еще тем, что неверные предположения можно исправлять, заполнять ячейки новой информацией (добавляя ее по мере изучения темы).


 

4. « Фишбоун»

Этот прием может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-нибудь ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Целесообразно в конце урока представить результат работы в виде презентации. Чем еще хорош этот прием? Он позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально «кость» может располагаться как горизонтально, так и вертикально. В «голове» лежит проблема, которую необходимо решить. Затем по бокам причины и факты и в конце в «хвосте» - вывод.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащимся можно предложить какой-нибудь текст проблемного содержания (Это может быть видеофильм). Например « Ecology. Environment. Problems. We can protect the environment”. Эти темы актуальны и изучаются во многих классах. Учащимся необходимо выяснить причины проблем в окружающей среде: пожары, браконьерство, неумелое использование природных ресурсов, выхлопные газы и.т.д. Затем предлагается подумать о фактах: проблемы со здоровьем, исчезновение многих видов растений, животных, птиц, загрязнение ресурсов и.т.д. В конце необходимо сделать вывод: бережное отношение к природе, строительство специальных очистительных систем, переход на менее токсические виды топлива, вторичная переработка сырья и.т.д.

Этот прием можно использовать в абсолютно любой теме и в любом режиме работы.

Как показывает практика, используя этот метод учащиеся успешнее справляются с задачами и целями урока, лучше усваивают ЛЕ, пытаются строить логические высказывания и более развернутые предложения. У многих пропадает «языковой барьер».


 

5. «ПОПС-формула»

Является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам. Этот прием помогает закрепить пройденный материал и выявить «пробелы».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Я с успехом применяю этот прием в старших классах для написания ОГЭ (ЕГЭ). Его можно использовать при подготовке как устной, так и письменной части.

6 «Лови ошибку»

У этого приема нет недостатков, если все организовано правильно. Этот прием можно использовать на всех этапах урока (в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала а так же на этапе рефлексии с целью подведения итогов). Учащимся предлагается материал (текст), в котором допущены ошибки. Это могут быть ошибки как в лексике так и в грамматике. Им необходимо их найти. Работу можно проводить индивидуально, в парах, в группах.

В этом тексте объединены несколько тем. Текст содержит 20 ошибок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7. «Восстанови рассказ»

Хороший прием при обобщении и закреплении материала. А так же для контроля пройденного материала (ЛЕ, грамматики..) Проводить его можно несколькими способами:

Первый способ: Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке и восстановить логическую последовательность всего текста. Работу можно проводить в парах или индивидуально. Затем учащимся можно предложить рассказать полученный вариант рассказа.


 

Второй способ: Можно дать текст, где пропущены слова (или слова заменены картинками). Восстановить текст, вставляя слова или заменяя картинки словами. После выполнения задания можно устроить взаимоконтроль в парах. Этот прием очень нравится детям младшего и среднего звена, т.к детям нравится работать с картинками, кроссвордами и другими похожими заданиями.

8. «Знаю, хочу, умею»

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗХУ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. 

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Но сначала надо поставить «проблему» и на этапе перехода к работе с информацией, можно заполнить первую графу. Здесь может быть и ЛЕ и ответы на вопросы, ассоциации и.т.д

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

В зависимости от возрастной категории учеников,  таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Например, в начальной школе в 4 классе изучается тема « Аnimals”. Учащиеся уже знают из предыдущих классов названия многих животных и птиц, их цвета, что они умеют делать. Мы заполняем графу «знаю», вспоминая ЛЕ по этой теме и отвечаем на вопросы учителя.

На следующем этапе урока задаем вопрос «что бы мы хотели еще узнать про животных?» Например, где живут? что едят? какую пользу приносят людям? На этапе «рефлексии» подводим итог: можем мы ответить на эти вопросы?

Я часто использую этот прием на этапе урока «целеполагание» и «рефлексия».


 

Рассмотрим, как можно практически применить несколько приемов на одном-двух уроках (на примере темы «The root of all evil” в 10 классе учебник “ New Millennium English” ).

Подтема урока: «Fighting for life”. Учащимся предлагается обсудить и проанализировать причины и следствия бедности и найти способы решения проблем бедности (бедных) в стране. На начальном этапе урока для активизации лексики учитель может использовать прием «мозговой штурм».

Учащиеся вспоминают слова, связанные с этой темой. Это можно сделать фронтально, в парах, группах. Слова можно записать на листочках или на доске.

Данный прием можно заменить на «ассоциативный ряд» или «ряд ассоциаций», который преследует такие же цели и задачи, как и «мозговой штурм».

Слова (выражения) можно представить в виде схемы, таблицы (кластера). Конечно, в ходе выполнения этого задания будет появляться новая лексика. Учителю необходимо помогать учащимся в работе и фиксировать необходимую новую лексику на доске.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Затем, на следующем этапе учащимся необходимо подумать о причинах и следствиях бедности. Это задание можно сделать в виде «кластера» или использовать прием «фишбоун». Это задание лучше выполнять в небольших группах.


 


 


 


 


 


 

Для проверки и обсуждения этого задания учитель заранее готовит ответы (можно представить в виде презентации), обсуждает и анализирует с учащими полученные варианты.

Далее учащимся можно предложить заполнить таблицу ЗХУ. На этом этапе урока уже можно подвести предварительные итоги: что знают ученики по этой теме и что хотели бы узнать (How to solve this problem?). Перед учениками ставится речевая задача: Как можно решить данную проблему?

Здесь можно использовать «проблемный метод» и такие приемы как ПОПС-формула, «кластер» или «фишбоун». Ученики работают в группах. Каждая группа работает над этой проблемой и разрабатывает способы ее решения в виде «кластера».

Затем представляют свои результаты в классе, сравнивая и анализируя результаты.

Но перед тем как ответить на этот вопрос, учащимся необходимо доказать, что бедность это действительно большая проблема. Для решения этой задачи учащимся предлагается прослушать первую часть текста и ответить на вопросы по заданию.


 

Затем учащимся предлагается выполнить задания по чтению. Учащиеся активизируют ЛЕ и выбирают необходимую информацию для дальнейшей работы по теме. Новая ЛЕ, которая появляется в ходе чтения, так же фиксируется в тетради.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Для подведения итогов можно воспользоваться приемом «ПОПС-формула». Этот прием помогает учащимся выразить свое собственное мнение, объяснить свою позицию и сделать выводы по сказанному.

В ходе выполнения данных заданий учащиеся активизируют ЛЕ. Для активизации и контроля ЛЕ по этой теме можно использовать приемы «снежный ком», «лови ошибку» или «восстанови рассказ».

В конце занятия заполняется последняя часть таблицы ЗХУ. Что мы хотели узнать? Что мы знаем в результате? Смогли мы ответить на основные вопросы, поставленные в начале урока?

Таким образом, можно сделать вывод, что на одном-двух уроках можно применять сразу несколько методов и приемов работы с материалом.

В конце изучения темы “ The root of all evil” учащиеся готовили урок в виде деловой игры по сценарию, предложенному в учебнике.

Вывод:

Применение интерактивных методов и приемов способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности уроков. Интерактивные приемы и методы обучения обеспечивают прочность знаний, творчество и фантазию, командный дух, свободу самовыражения и взаимоуважение ко всем участникам учебного процесса.

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.