Конспект урока русского языка «Устойчивые выражения» (Коррекционная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)
Урок по теме: «Устойчивые выражения» (Коррекционная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)
Образовательно – познавательные:
обеспечить условия для формирования у обучающихся представления об устойчивых выражениях;
развивать умение работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте устойчивые выражения; объяснять их смысл.
Коррекционно- воспитательные:
продолжить работу над созданием условий для повышения познавательной активности обучающихся и благоприятной эмоциональной среды;
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
- выполнять задания с использованием рисунков, схем;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы.
Оборудование:
мультимедиапректор, экран, презентация;
конверты с заданиями;
карточки с устойчивыми выражениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Мотивирование к учебной деятельности, психологический настрой.
Фильм «Дельфинотерапия».
– Здравствуйте! Я приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель. Я надеюсь, что между нами завяжется такая дружба, что водой не разлить. Сегодня на уроке у нас много гостей, что яблоку негде упасть. Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык.
(На доске появляются данные выражения)
– Вам понравилось мое приветствие? Что необычного вы заметили в моей речи?
– Что означает выражение из-за тридевять земель?
– Что означает выражение что водой не разлить?
– Что означает выражение что яблоку негде упасть?
2. Минутка чистописания.
– Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки.
Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)
Она появляется после дождя и семицветная (Радуга)
Ледяная глыба, которая плавает в море (Айсберг)
Их у человека 32 (Зуб)
Главный герой сказки «По щучьему велению» (Емеля)
Зима, весна, лето (Осень)
Царь зверей (Лев)
Что плывёт по небу (Облако)
В нём 12 месяцев (Год)
Без неё нельзя пришить пуговицу (Иголка)
Полосатая лошадь (Зебра)
Его даёт корова (Молоко)
Вторая буква в слове «сЫр» (Ы)
3. Фонетическая разминка.
- Прочитайте слово по слогам, сколько в нем слогов? Назовите гласные, ударный слог, опасные места.
4. Формулирование темы, задач урока.
– Догадались, какая тема урока? Чему будем учиться?
– А что такое фразеологизмы?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Фразеология – это наука о значении и происхождении устойчивых выражений. Фразеологизмы. Общий смысл выражений передают не отдельные слова, а всё выражение в целом. Употребляются в переносном значении ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Прочитайте стихотворение и скажите где выражение ни пуха ни пера употреблено в прямом, а где в переносном смысле.
III. Работа в парах
- Возьмите конверт №1. Достаньте содержимое и попробуйте предложить задание. (Составить из слов предложение).
В конверте карточки со словами: переливать, пустой, из, в, порожний.
- Догадались, что это будет за предложение? (Фразеологизм)
Самопроверка по слайду.
- Переходим к конверту №2.
- Какое предложите задание на этот раз? (Соотнести картинку и фразеологизм).
Летать в облаках, лить крокодильи слёзы, взять быка за рога, водить за нос.
IV. Работа в группах
Конверт №3. Выполнение разноуровневых заданий.
1-й уровень –(карточка желт.) Записать фразеологизм по его значению.
Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_______
(водой не разлить)
Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному__
(не верить своим ушам)
Трудно молчать, не терпится сказать______
( язык чешется)
(Слова для справок приложены).
2-й уровень – (на карточке зелен.). Выписать предложения с фразеологизмом.
Карточка.
Я не нашел себе места и встал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
3-й уровень – (на карточке син.). Угадай, о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.
1. Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2. Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
(Для проверка дети формируют группы по цвету заданий, проводят проверку внутри группы по слайду, один ученик от группы объясняет выполнение задания).
V. Подведение итогов работы в группах
– Кто из вас сделал всё верно?
– Расскажите, как вы работали в своей группе?
– Почему решили выбрать именно такое задание?
VI. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде(17):
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
VII. Домашнее задание
Выбери одно из предложенных заданий и выполни его:
1. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
2. Найди в упражнениях учебника и запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.
3. Объясни происхождение одного фразеологизма и сделай к нему рисунок.