12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ярославская Ирина Николаевна31 Россия, Ульяновская обл., Ульяновск |
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]:1-4 кл.: в 3ч./Сост. Р.Г. Чуракова – 2-е изд., испр.,- М.: Академкнига / Учебник, 2013. -Ч.1:320с. (Проект “Перспективная начальная школа”). Программа по предмету “Русский язык” Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова
По программе курс русского языка рассчитан на 170 часа в год (по 5 часов в неделю). Рабочая программа составлена на 136 часов.
Цели и задачи курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебник:
Каленчук М.Л. Русский язык: [Текст]: 4 кл. : Учебник: В 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - 3-е изд.-М.: Академкнига / Учебник, 2013г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
№ п/п | Наиме-нование раздела | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
1 | Фоне-тика и орфо-графия | 1 Формирование базовых эстетических ценностей 2 Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся 3 Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по пред-мету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (удар-ные/безударные; согласные твердые/мягкие, пар-ные/непарные твердые и мягкие, согласные звон-кие/глухие,парные/непарные звонкие и глухие); • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окон-чаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в един-ственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки; • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении; • использовать разные способы проверок орфо-грамм (путем подбора родственных слов, изме-нения формы слова, разбора слова по составу, определения принад-лежности слова к опреде-ленной части речи, использования словаря). • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника; Выпускник получит возможность научиться: • проводить фонетико-графический (звукобук-венный) разбор слова самостоятельно по пред-ложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. |
2 | Морфе-мика и слово-образобразование | 1Формирование базовых эстетических ценностей. 2 Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся 3 Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно ра-ботать с учеб-ным текстом: уметь выделять информацию заданную аспе-ктом рассмот-рения, и удер-живать заявлен ный аспект; быстро менять аспект рассмо-трения в зави-симости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных слова-рей: уметь на-ходить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно ра-ботать с разны-ми видами ин-формации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Выпускник научится: • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; • сравнивать слова, связанные отношениями производности,объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с по-мощью приставки, с по-мощью суффикса, с по-мощью приставки и суф-фикса одновременно, сложением основ с сое-динительным гласным). • осознавать место воз-можного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой; • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. |
3 | Морфо-логия и лекси-ка | 1 Формирование базовых эстетических ценностей 2 Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся 3 Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | : Выпускник научится • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз; • определять три типа склонения существи-тельных; • определять названия падежей и способы их определения; • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. • выявлять слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. Выпускник получит возможность научиться: • проводить морфоло-гический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с сущес-твительными и личными местоимениями, к кото-рым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
4 | Синтаксис и пунктуация | 1 Формирование базовых эстетических ценностей 2 Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся 3 Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в дру-гих книгах комплекта; • в корпусе учебных слова-рей: уметь на-ходить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно ра-ботать с разны-ми видами ин-формации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Выпускник научится: • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоя-тельство, определение); • определять однородные члены предложения; • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям. Выпускник получит возможность научиться: • различать второсте-пенные члены предло-жения — дополнение, обстоятельство, определение; • выполнять в соответ-ствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло-жения (по членам пред-ложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения. • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но |
5 | Разви-тие речи с элемен-тами культу-ры речи | 1. Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости». 2. . Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате) наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т. д.) обсуждаются нравственные и ценностные проблемы 3. Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстов, но и на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями 4. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осущест-вляется с помощью вопросов и заданий, цель которых — опереться на социальный и личностный опыт ребенка. | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять ин- формацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать за- явленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). | а) в рамках коммуникации как сотрудничества: • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). | Выпускник научится: • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение); • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение; • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения; • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты; • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми; • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). |
2. Содержание учебного предмета, курса.
№ п/п | Наименование раздела | Часов по плану | Часов по тематическому плану |
1 | Фонетика и орфография. ФО | 25 | 25 |
2 | Морфемика и словообразование. МС | 15 | 15 |
3 | Морфология. М | 70 | 70 |
4 | Синтаксис и пунктуация. СП | 25 | 30 |
5 | Развитие речи с элементами культуры речи. РР | 35 | 35 |
6 | Лексика. Л | Количество часов не указано, т.к. содержательные линии реализуется в рамках других разделов | |
7 | Лексикография. ЛГ | ||
Итого | 170 | 175 |
3.Тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по планированию | Дата проведения фактически |
| Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме. Различные способы проверок подобных написаний ФО | 1 | 3 | |
| Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме. Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив и -ов). Различные способы проверок подобных написаний ФО | 1 | 4 | |
| Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. РР | 1 | 5 | 5 |
| Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе. Решение элементарных словообразовательных задач. МС | 1 | 6 | |
| Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. ФО | 1 | 10 | |
| Правила употребления числительных оба и обе в разных падежных формах. РР | 1 | 11 | |
| Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная связь. СП. | 1 | 12 | |
| Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. СП | 1 | 13 | 13 |
| Входная диагностика. РР | 1 | 17 | 20 |
| Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная связь. СП | 1 | 18 | 17 |
| Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. РР | 1 | 19 | 18 |
| Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная связь. СП | 1 | 20 | 19 |
| Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами. М | 1 | 24 | |
| Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. РР. | 1 | 25 | |
| Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: союзная связь. СП | 1 | 26 | |
| Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. М | 1 | 27 | |
| Предложения с однородными главными и второстепенными членами предложения. Союзная и бессоюзная связь. СП | 1 | 1.10 | |
| Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. РР | 1 | 2.10 | |
| Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам. СП | 1 | 3.10 | |
| Проверочная работа №1 по теме “Предложения с однородными главными членами и второстепенными членами предложения. Союзная и бессоюзная связь.” СП | 1 | 4.10 | |
| Глагол. Категориальное значение глагола (значения действия). Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. М. | 1 | 8 | |
| Глагол. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. М | 1 | 9 | |
| Способ определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям. М | 1 | 10 | |
| Способ определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям. М | 1 | 11 | |
| Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глаголов. М | 1 | 15 | |
| Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глаголов. М | 1 | 16 | |
| Правило употребления предлогов о, об. РР | 1 | 17.10 | |
| Способы определения спряжения глаголов по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. М | 1 | 18.10 | |
| Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. РР. | 1 | 22.10 | |
| Способы определения спряжения глагола по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. М | 1 | 23.10 | |
| Контрольная работа №1 по итогам 1 четверти. РР | 1 | 24.10 | |
| Способы определения спряжения глагола по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. М | 1 | 25.10 | |
| Правописание глаголов-исключений. М
| 1 | 5 | |
| Правописание глаголов-исключений. М | 1 | 6 | |
| Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. М | 1 | 7 | |
| Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. М | 1 | 8 | |
| Освоение изложения как жанра письменной речи. РР | 1 | 12 | |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. М | 1 | 13 | |
| Морфологический разбор имени существительного. М | 1 | 14 | |
| Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. М | 1 | 15 | |
| Синтаксическая функция глагола в предложении. М | 1 | ||
| Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. РР | 1 | 19 | |
| Проверочная работа № 2 по теме «Способы определения спряжения: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях.» М | 1 | 20 | |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Правописание глаголов в прошедшем времени. М | 1 | 21 | |
| Определение в реальном научно – популярном и художественном текстах элементов рассуждения. РР | 1 | 22 | |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Правописание глаголов в прошедшем времени. М | 1 | 26 | |
| Наблюдение за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. М | 11 | 27 | |
| Сочинение по наблюдениям с использованием повествования и описания. РР | 1 | 28 | |
| Наблюдение за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. М Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Л | 1 | 29.11 | |
| Грамматическое значение личных окончаний. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. М | 1 | 3.12 | |
| Грамматическое значение личных окончаний. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Контрольный словарный диктант М | 1 | 4 | |
| Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. М Лексическое и грамматическое значение слова. Л | 1 | 5 | |
| Контрольная работа №2 по итогам I полугодия. ФО | 1 | 6 | |
| Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. ФО | 1 | 10 | |
| Освоение изложения как жанра письменной речи. РР | 1 | 11 | |
| Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени)."Чередование звуков, видимые на письме"(исторические чередования), при словообразовании и слово- изменении глаголов. МС | 1 | 12 | |
| Проверочная работа № 3 по теме «Глагол. Грамматическое значение личных окончаний.» М | 1 | 13 | |
| Правописание глаголов – исключений. М | 1 | 17 | |
| Правописание глаголов – исключений. М | 1 | 18 | |
| Написание о- ё после шипящих в разных частях слова: в корнях, суффиксах и окончаниях. ФО | 1 | 19 | |
| Написание о- ё после шипящих в разных частях слова: в корнях, суффиксах и окончаниях. ФО | 1 | 20 | |
| Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. М | 1 | 24 | |
| Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. М | 1 | 25 | |
| Глагол. Времена глаголов. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Виды глагола. Формы времени глаголов совершенного и несовершенного видов. М | 1 | 26 | |
| Глагол. Времена глаголов. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Виды глагола. Формы времени глаголов совершенного и несовершенного видов. М | 1 | 27 | |
| Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. РР | 1 | ||
| Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени)."Чередование звуков, видимые на письме"(исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. МС | 1 | ||
| Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях М | 1 | ||
| Разбор глагола по составу. Словообразование и орфография. МС | 1 | ||
| Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. М | 1 | ||
| Определение в реальном научно-популярном и художественном тексте элементов рассуждения. РР | 1 | ||
| Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка. М | 1 | ||
| Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака).Синтаксическая функция прилагательных в предложении. М | 1 | ||
| Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. М | 1 | ||
| Место ударения в слове. Разноместность и подвижность ударения. ФО Синонимия как лексическое значение. Л | 1 | ||
| Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. РР | 1 | 4.02 | |
| Наблюдение за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. М | 1 | ||
| Глагол. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. М Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Л | 1 | ||
| Глагол. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. М Источники русской фразеологии. Л | 1 | ||
| Глагол. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. М Стилистические возможности использования устойчивых выражений. Л | 1 | ||
| Знакомство с жанром аннотации. РР | 1 | ||
| Глагол. Изменение в будущем времени по лицам и числам. М | 1 | ||
| Глагол. Изменение в будущем времени по лицам и числам. М Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Л | 1 | ||
| Проверочная работа № 4 по теме «Глагол. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Изменение в прошедшем времени по родам и числам.» М | 1 | ||
| Определение в реальном научно-популярном и художественном тексте элементов рассуждения. РР | 1 | ||
| Местоимение. Категориальное значение местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. М | 1 | ||
| Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. М | 1 | ||
| Сочинение по наблюдениям с использованием повествования и описания. РР | 1 | ||
| Разбор глагола по составу. Словообразование и орфография. МС | 1 | ||
| Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). ФО | 1 | ||
| Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. РР | 1 | ||
| Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). ФО | 1 | ||
| Чередование гласных с нулевым звуком ("беглый гласный"). Написание суффиксов -ек/-ик с учетом наличия/отсутствия беглого гласного. Звукобуквенный разбор слова. ФО | 1 | ||
| Разбор имени существительного по составу. Словообразование и орфография. МС | 1 | ||
| Освоение изложения как жанра письменной речи. РР | 1 | ||
| Написание о- ё после шипящих в разных частях слова: в корнях, суффиксах и окончаниях. ФО | 1 | ||
| Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). ФО | 1 | ||
| Разбор имени существительного по составу. Словообразование и орфография. МС | 1 | ||
| Разбор имени прилагательного по составу. Словообразование и орфография. МС | 1 | ||
| Контрольная №3 работа по итогам 3 четверти. СП | 1 | ||
| Разбор глагола по составу. Словообразование и орфография. МС | 1 | ||
| Разбор глагола по составу. Словообразование и орфография. Проверочная работа №5 по теме “Разбор разных частей речи по составу.” МС | 1 | ||
| Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка. М | 1 | ||
| Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка. М | 1 | ||
| Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. М | 1 | ||
| Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. М | 1 | ||
| Составление аннотации на сборник произведений. РР | 1 | ||
| Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. М | 1 | ||
| Наблюдение за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. М Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Л | 1 | ||
| Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). ФО | 1 | ||
| Определение в реальном научно-популярном и художественном тексте элементов рассуждения. РР | 1 | ||
| Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-) ФО | 1 | ||
| Написание букв и-ы после приставки перед корнем. Звукобуквенный разбор слова. ФО | 1 | ||
| Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. РР | 1 | ||
| Написание букв и-ы после приставки перед корнем. Звукобуквенный разбор слова. ФО | 1 | ||
| Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по твердости-мягкости).Звукобуквенный разбор слова. ФО | 1 | ||
| Морфемная структура русского языка. Разбор слов разных частей речи по составу. МС | 1 | ||
| Освоение изложения как жанра письменной речи. РР | 1 | ||
| Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени)."Чередование звуков, видимые на письме" (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. МС | 1 | ||
| Разбор простого предложения по членам предложения. СП | 1 | ||
| Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. СП | 1 | ||
| Разбор простого предложения по членам предложения. СП | 1 | ||
| Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения(рецензии). РР | 1 | ||
| Разбор простого предложения по членам предложения. Контрольный словарный диктант СП | 1 | ||
| Представления о сложном предложении(наблюдения). СП | 1 | ||
| Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по твердости-мягкости, месту и способу образования).Звукобуквенный разбор слова. ФО | 1 | ||
| Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. РР | 1 | ||
| Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Представление о сложном предложении. СП | 1 | ||
| Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Представление о сложном предложении. СП | 1 | ||
| Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. РР | 1 | ||
| Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. СП | 1 | ||
| Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. СП | 1 | ||
| Проверочная работа №6 « Разбор простого предложения по членам предложения». СП | 1 | ||
| Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. СП | 1 | ||
| Контрольная работа №4 по итогам года. М | 1 | ||
| Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. СП | 1 |