12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Заболотних Марина Владимировна3776
Работаю учителем начальных классов. Стаж работы 27 лет. Самое главное моё качество - ответственность. Люблю природу, в людях ценю доброту и юмор.
Россия, Архангельская обл., Макаровская
13

Конспект урока русского языка «Устойчивые выражения»



у

Тема. Устойчивые выражения

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

– повторить и расширить представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их

значении в речи, в работе с текстами;

Формировать:

– умения находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение;

познавательные УУД:

– пользоваться фразеологическим словарём (устойчивых выражений);

– преобразовывать информацию;

коммуникативные и личностные УУД:

– учиться высказывать и обосновывать собственное мнение.


 

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.29–31); Рабочая тетрадь 2. Презентация «Устойчивые выражения»

Ход урока

Организационный момент

Вот и прозвенел звонок

Начинаем мы урок.

- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны!

" Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать не покладая рук до седьмого пота. В случае неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и принимайтесь за дело. Держите ушки на макушке, смотрите в оба, мотайте на ус - и у вас все получится!"

Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

2. Повторение изученного материала

Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. Слайд 2

На какую букву похожи снежинки? (письмо букв жж)

Запишите слово «снежинка», назовите орфограммы и подберите несколько родственных слов.

Орфографическая минутка

– На доске записано высказывание известного писателя: Слайд 3

“Как багад руский езык!

Как много внём метких слоф!”

– Предложите задание.

Записать в тетрадь, исправляя ошибки.

ПРОВЕРКА. (1 человек у доски с указкой)

- О каких метких словах говорит Л.Н.Толстой?

3. Изучение учебного материала.

а) Создание проблемной ситуации Слайд 4

- Выглянуло солнышко и растопило снежинки. Сядьте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!

Солнышко везде бывает, заглянуло в книгу К.Чуковского «От трёх до пяти».

Четырехлетняя девочка спросила у матери

– Скоро наступит лето?

– Скоро, - ответила мама. - Ты и оглянуться не успеешь.

Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:

– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету!

– Почему так произошло? Чего не знала девочка?


 

И к Николаю Сладкову в рассказ «Три загадки»

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

(А вы разгадали, что это за загадки?) Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.


 

б) Повторение по теме и открытие новых знаний

-О каком явлении русского языка пойдёт речь? Слайд 5

(устойчивые выражения)

Если затрудняетесь ответить, пусть вам помогут эти рисунки. Слайд 6,7

Тема нашего урока: устойчивые выражения. Слайд 8

-Какие знания пригодятся для работы? Игра «Вопросительные слова»

Учитель (слева) пишет на доске вопросительные слова, дети формулируют вопросы и отвечают на них. Учитель добавляет и поясняет.

1. Что (такое устойчивые выражения, как (другое название) и какие (примеры)?

-Что такое устойчивые выражения?

Устойчивые выражения – это неделимые сочетания слов, которые чаще всего употребляются в переносном смысле. В предложении являются одним членом предложения. У некоторых устойчивых выражений бывают синонимы и антонимы.

Выберите, пользуясь шифром, буквы, которые помогут узнать, как ещё называются устойчивые выражения? Табличка

Фразеологизмы (записывают на доске и в тетради)

«фразис» - выражение, «логос» - учение (греч.)

Самые выразительные ещё называются крылатыми словами.

-Какие фразеологизмы знаете вы? (Дети приводят примеры.) Посмотрите, какие фразеологизмы изобразил художник. Слайд 8 –Все ли можете узнать, объяснить?

2. Откуда (откуда пришли) и где (где найти значение, если непонятно)

-Откуда пришли в нашу речь фразеологизмы?

- Очень многие устойчивые выражения создал народ, наблюдая за животными. Слайд 9

Другие связаны с историческими событиями, легендами. Слайд 10

Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, надо было засучить рукава. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть очень короткими.

 

А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Давайте вспомним, из каких произведений эти устойчивые выражения: Слайд 11

Остаться у разбитого корыта; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.

-Где можно найти значение неизвестного фразеологизма?

У вас в учебнике это буква Ф. Слайд 12

-Что обозначает эта буква?

-Где находится словарик?

-Как поступить, если в нашем словарике нет такого фразеологизма?

Существуют фразеологические словари русского языка. Слайд 12

Показ фразеологических словарей из школьной библиотеки.

3. Зачем (зачем нужны фразеологизмы)

- Зачем нужны нам фразеологизмы?

(Они обогащают речь, делают её яркой, выразительной, расширяют наш кругозор).

Физминутка “Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).


 

Пока мы с вами гуляли по зверинцу, солнышко отправилось на прогулку в наш лес полюбоваться красотой северной природы. Слайд 13

4. Закрепление учебного материала

1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»

стр.30 упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.

Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде.

2) Работа в парах на листке. В этом задании школьники должны объяснить фразеологизм с помощью синонима из списка слов. (Провести стрелку) Цель – учить понимать значение устойчивого выражения.

Точить лясы быстро

Набить карманы вылечить

Навострить лыжи дремать

Со всех ног разбогатеть

Клевать носом болтать

Поднять на ноги убежать

Проверка.

3) Работа в группах

Задание 1группе. Найди в словарях значение и происхождение этих фразеологизмов:

намотать на ус

несолоно хлебавши

ни пуха ни пера


 

Задание 2 группе. Составь рассказ «На уроке», используя фразеологизмы.

Ворон считал, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья


 

Задание 3 группе. Загадай фразеологические ребусы

Водить за нос

Куры не клюют

Кот наплакал


 

4) Самостоятельная работа

Работа в печатной тетради (с.19, упр. 16)

Проверка. Слайд 14


 

5. Итог урока.

-Что узнали нового?

- Для чего служат фразеологизмы?

- Какие новые для себя фразеологизмы сегодня узнали?

6. Рефлексия.

Оцените свою работу на всём уроке. Воспользуйтесь для этого фразеологизмами, которые на слайде. Запишите в тетрадь одно подходящее утверждение. Слайд 15

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните.

(Дети зачитывают. Объясняют.)


 

На протяжении всего урока вы оценивали свои знания, я наблюдала за вашей работой и вы получаете следующие оценки. Оценивание.

7. Домашнее задание. Слайд 16

Выбери два из предложенных заданий и выполни их.

1. Уч. стр. 30 упр. 24

2. Выпишите из словаря 3 фразеологизма, объясните их значение

3. Нарисуйте иллюстрацию к одному из фразеологизмов


 

Спасибо за урок! Слайд 17

Вы не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

И хоть к концу урока вы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

Молодцы!
устойчивые выражения
PPTX / 8.12 Мб

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 17.03.17 в 21:11 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за нужный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.