Конспект урока русского языка «Устойчивые выражения» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
у
Тема. Устойчивые выражения
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.
Задачи:
– повторить и расширить представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их
значении в речи, в работе с текстами;
Формировать:
– умения находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение;
познавательные УУД:
– пользоваться фразеологическим словарём (устойчивых выражений);
– преобразовывать информацию;
коммуникативные и личностные УУД:
– учиться высказывать и обосновывать собственное мнение.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.29–31); Рабочая тетрадь 2. Презентация «Устойчивые выражения»
Ход урока
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок
Начинаем мы урок.
- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны!
" Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать не покладая рук до седьмого пота. В случае неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и принимайтесь за дело. Держите ушки на макушке, смотрите в оба, мотайте на ус - и у вас все получится!"
Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
2. Повторение изученного материала
Минутка чистописания
Отгадайте загадку:
Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. Слайд 2
На какую букву похожи снежинки? (письмо букв жж)
Запишите слово «снежинка», назовите орфограммы и подберите несколько родственных слов.
Орфографическая минутка
– На доске записано высказывание известного писателя: Слайд 3
“Как багад руский езык!
Как много внём метких слоф!”
– Предложите задание.
Записать в тетрадь, исправляя ошибки.
ПРОВЕРКА. (1 человек у доски с указкой)
- О каких метких словах говорит Л.Н.Толстой?
3. Изучение учебного материала.
а) Создание проблемной ситуации Слайд 4
- Выглянуло солнышко и растопило снежинки. Сядьте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!
Солнышко везде бывает, заглянуло в книгу К.Чуковского «От трёх до пяти».
Четырехлетняя девочка спросила у матери
– Скоро наступит лето?
– Скоро, - ответила мама. - Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету!
– Почему так произошло? Чего не знала девочка?
И к Николаю Сладкову в рассказ «Три загадки»
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
(А вы разгадали, что это за загадки?) Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.
б) Повторение по теме и открытие новых знаний
-О каком явлении русского языка пойдёт речь? Слайд 5
(устойчивые выражения)
Если затрудняетесь ответить, пусть вам помогут эти рисунки. Слайд 6,7
Тема нашего урока: устойчивые выражения. Слайд 8
-Какие знания пригодятся для работы? Игра «Вопросительные слова»
Учитель (слева) пишет на доске вопросительные слова, дети формулируют вопросы и отвечают на них. Учитель добавляет и поясняет.
1. Что (такое устойчивые выражения, как (другое название) и какие (примеры)?
-Что такое устойчивые выражения?
Устойчивые выражения – это неделимые сочетания слов, которые чаще всего употребляются в переносном смысле. В предложении являются одним членом предложения. У некоторых устойчивых выражений бывают синонимы и антонимы.
Выберите, пользуясь шифром, буквы, которые помогут узнать, как ещё называются устойчивые выражения? Табличка
Фразеологизмы (записывают на доске и в тетради)
«фразис» - выражение, «логос» - учение (греч.)
Самые выразительные ещё называются крылатыми словами.
-Какие фразеологизмы знаете вы? (Дети приводят примеры.) Посмотрите, какие фразеологизмы изобразил художник. Слайд 8 –Все ли можете узнать, объяснить?
2. Откуда (откуда пришли) и где (где найти значение, если непонятно)
-Откуда пришли в нашу речь фразеологизмы?
- Очень многие устойчивые выражения создал народ, наблюдая за животными. Слайд 9
Другие связаны с историческими событиями, легендами. Слайд 10
Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, надо было засучить рукава. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть очень короткими.
А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Давайте вспомним, из каких произведений эти устойчивые выражения: Слайд 11
Остаться у разбитого корыта; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.
-Где можно найти значение неизвестного фразеологизма?
У вас в учебнике это буква Ф. Слайд 12
-Что обозначает эта буква?
-Где находится словарик?
-Как поступить, если в нашем словарике нет такого фразеологизма?
Существуют фразеологические словари русского языка. Слайд 12
Показ фразеологических словарей из школьной библиотеки.
3. Зачем (зачем нужны фразеологизмы)
- Зачем нужны нам фразеологизмы?
(Они обогащают речь, делают её яркой, выразительной, расширяют наш кругозор).
Физминутка “Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
Пока мы с вами гуляли по зверинцу, солнышко отправилось на прогулку в наш лес полюбоваться красотой северной природы. Слайд 13
4. Закрепление учебного материала
1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»
стр.30 упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.
Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде.
2) Работа в парах на листке. В этом задании школьники должны объяснить фразеологизм с помощью синонима из списка слов. (Провести стрелку) Цель – учить понимать значение устойчивого выражения.
Точить лясы быстро
Набить карманы вылечить
Навострить лыжи дремать
Со всех ног разбогатеть
Клевать носом болтать
Поднять на ноги убежать
Проверка.
3) Работа в группах
Задание 1группе. Найди в словарях значение и происхождение этих фразеологизмов:
намотать на ус
несолоно хлебавши
ни пуха ни пера
Задание 2 группе. Составь рассказ «На уроке», используя фразеологизмы.
Ворон считал, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья
Задание 3 группе. Загадай фразеологические ребусы
Водить за нос
Куры не клюют
Кот наплакал
4) Самостоятельная работа
Работа в печатной тетради (с.19, упр. 16)
Проверка. Слайд 14
5. Итог урока.
-Что узнали нового?
- Для чего служат фразеологизмы?
- Какие новые для себя фразеологизмы сегодня узнали?
6. Рефлексия.
Оцените свою работу на всём уроке. Воспользуйтесь для этого фразеологизмами, которые на слайде. Запишите в тетрадь одно подходящее утверждение. Слайд 15
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните.
(Дети зачитывают. Объясняют.)
На протяжении всего урока вы оценивали свои знания, я наблюдала за вашей работой и вы получаете следующие оценки. Оценивание.
7. Домашнее задание. Слайд 16
Выбери два из предложенных заданий и выполни их.
1. Уч. стр. 30 упр. 24
2. Выпишите из словаря 3 фразеологизма, объясните их значение
3. Нарисуйте иллюстрацию к одному из фразеологизмов
Спасибо за урок! Слайд 17
Вы не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.
И хоть к концу урока вы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.
И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Молодцы!
устойчивые выражения
PPTX / 8.12 Мб
Ильина Оксана Геннадьевна