12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Агзамова Луиза Абдулхаевна27

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс:  11

Предмет: Русский язык.

Тема: Служебные части речи: союзы. Повторение изученного.

Цель: Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Союзы».

Задачи:

-образовательная: закрепление материала о различиях между союзами и союзными словами, отработка навыка нахождения и употребления союзов  (служебных частей речи); повторить правописание союзов и употребление их в речи.

-развивающая: продолжить развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

-воспитательная: воспитывать культуру речи; способствовать развитию интереса у учащихся к русскому языку.


Тип урока: повторение изученного материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.


Ход урока

I Орг.момент: приветствие, запись числа на доске.

Учитель: Прежде чем мы с вами начнем урок, проведем орфоэпическую  разминку. На доске записаны слова: ломОта, баловАть,  закУпорить, лоскУт, кремЕнь,  некролОг, обеспЕчение, слИвовый, послАла, срЕдства, лососЁвый.Эти слова чаще всего вызывают затруднение.Вам нужно их запомнить и записать ..(учащиеся проговаривают по очереди слова и записывают).Читаем слова, выделяя слог, на который падает ударение.

Проверим  домашнего задания (выборочная).Что было задано на дом?Обязательно проверяю предложения 8,9,10.Уточняю окончание.


Учитель: Сегодня в поле нашего зрения будут находиться союзы . Мы повторим правописание союзов и умение отличать их от омонимичных им частей речи. Дома вы повторяли теоретические вопросы по теме, которые будут заданы по ходу урока. Записываем в тетрадях тему урока «Союзы.Употребление и правописание»

II Актуализация знаний:

Учитель: Какую же часть речи мы называем союзом? На какие две группы делятся союзы? Для чего они служат в предложении?

Ответ: Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. На 2 группы по значению делятся все союзы: сочинительные и подчинительные.  Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи  однородных членов предложения и равноправных по смыслу  простых предложений в составе сложного.   Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают  простые предложения в составе сложноподчинённого предложения.  В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно  поставить вопрос.  


Учитель: Верно. Какими бывают сочинительные союзы, на какие 3-и группы делятся? Приведите примеры.

Ответ:1) соединительные:  и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не тольконо и, как…так и;  2) противительные:  а, но, да в значении но, однако, однако же, зато;  3) разделительные:  или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли. 

Учитель:  Перечислите разряды подчинительных союзов, уже вам известные.

Ответ: Подчинительные союзы бывают:

а) временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.;

б) причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.;

в) целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.;

г) условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.;

д) уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.;

е) сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.;

ж) следственные (указывают на следствие): так что;

Учитель: Запишите три предложения под диктовку. Ваша задача,  определить каким является союз, расставить знаки препинания.


А) Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край. (Соед.)

Б)Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Соч.разделит) Когда же на запад умчался туман урочный, свой путь совершал караван.(подч.времен)


Учитель: В русском языке есть союзы, которые омонимичны самостоятельным частям речи. (на доске пишу).Эти союзы можно проверить так.

ТОЖЕ  = И  (И переносится на другое место) 

ТАКЖЕ=И.(Заметим,что частица ЖЕ,как и БЫ,ЛИ никогда не пишется через дефис).

ЧТОБЫ (БЫ можно опустить)= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ЗАТО=НО

ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО- это наречное выражение, состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.

Если это союз, то пишется слитно. Частицы и предлоги  пишутся раздельно с наречиями и местоимениями.

Как отличить, где союз, а где местоимения с частицей?

Союз отвечает на вопрос?является членом предложения? Если в предложении является, то это местоимение или наречие.

Например:

1.Ребята спрятались за то дерево. (за какое?за то)Это указательное местоимение. Его можно опустить, к нему можно поставить вопрос- это член предложения).Яблоки мелкие, зато сладкие (зато=но).

2.Что бы мне сделать, чтобы мы помирились.(В первом случае местоимение ЧТО- член предложения, частицу БЫ можно опустить. Во втором случае ЧТОБЫ-подчинительный союз, он равен союзу ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ).

3.Сделайте то же задание, что и ваш сосед.

4.Так же, как и вчера, на площади собрался народ.

5.Я очень устал,мои друзья тоже держались из последних сил. (И мои друзья)

Работа с учебником. Открываем учебники, п.60, стр.228.Читаем п.5,6,7.

(Пока читают, я пишу на доске)

ИТАК  = означает СЛЕДОВАТЕЛЬНО

ПРИЧЁМ (ПРИТОМ)  = ВМЕСТЕ С ТЕМ

                                          ДА ЕЩЁ И

                                   К ТОМУ ЖЕ

ОТТОГО

Учитель: Чем интересен союз «итак»? Как узнать, что это союз, а не наречие? Что можете сказать про союзы «притом», «причём».

Записываем:

Вода была тепла, но не испорчена, притом ее было много.

Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупредили, что на решение их даётся два часа.

Упражнение 360.(1 вар-чёт., 2 вар- нечёт).


Работа с тестами. Мы вспомнили союзы, узнали что-то новое, а для закрепления я вам предлагаю сделать тесты. Аналогичные задания есть и в вопросах ЕГЭ.

Спасибо молодцы! Я ваши работы проверю и выборочно выставлю оценки.

Рефлексия:  Метод 5 пальцев


Домашнее задание: п.60, упр.361 (первых 3 абзаца),стр.230.


Итог: Мы сегодня на уроке вспомнили, что такое союзы, повторили правописание союзов и отличие их от самостоятельных частей речи.

На уроке хорошо поработали....(оценки с разъяснением).Еще оценки выставлю, когда проверю тесты.


















Тесты по теме «Правописание союзов» 

1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1)Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2)У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3 Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.

4 Лицемерие и ложь одно и то(же).

2. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1)(За)чем пойдешь, то и найдешь.

2)Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3)Он был неправ, (при)чем еще спорил.

4)(И)так, она звалась Татьяной.

3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)жемолчала».

1)                 тоже — всегда пишется слитно;

2)                 то же — всегда пишется раздельно;

3)                 тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)                 то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

 4. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

 5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.

2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.

3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.

4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.

6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.

2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.

3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.

4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ. 

7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

 8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.

2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.

3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.

4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.

 9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.

2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.

3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.

4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.

 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.